Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Личный опыт работы в виртуальном пространстве показывает, что многие рассматриваемые факты нуждаются в презюмировании. Презумпция в этом случае приобретает функцию доказывания, и в этом смысле она требует обоснования утверждения, имеет место тот или иной факт или нет. И здесь, как и в теории права, целесообразно выделять такие виды презумпций, как знание норм права, морали, этики и невиновности. Например, если субъект, допустивший противозаконный перехват, не знал о норме, содержащейся в ст. 3 Конвенции о киберпреступности, он не освобождается от ответственности по закону конкретного государства.

Или, скажем, мы имеем дело с презумпцией невиновности субъекта интернет-отношений. В этом случае суд призван доказать вину субъекта (в соответствии с той же ст. 3 или другой), и пока суд этого не сделает, субъект не будет считаться виновным.

Другое дело, что незнание субъектом норм морали, этики и проч. не освобождает его от моральной, этической ответственности и т.д.

Исследования показали, что все факты в Интернете можно классифицировать на события и действия. События происходят в виртуальном пространстве обычно помимо желания и воли субъектов (допустим, землетрясение, разрушившее сети, сооружения связи и др.). Действия же, напротив, связаны с желанием и волей субъектов интернет-отношений (допустим, мошенничество с использованием компьютерных технологий (ст. 8 Конвенции о киберпреступности)). Иногда событие возникает в виде действия (субъект взломал через Интернет систему управления сейсмическими процессами в опасном регионе) и перерастает в плохо управляемое событие (в землетрясение). События в Интернете трудно контролируемы, и они часто вызывают конфликты между субъектами интернет-отношений.

Действия субъектов в Интернете можно дифференцировать на правомерные (например, оказание маркетинговых услуг по договору), неправомерные (противозаконный доступ к сайту), высоконравственные (оказание через Интернет помощи матери в поиске пропавшего ребенка), безнравственные (оскорбление в Интернете партнера), этические (отправление поздравления партнеру) или нарушающие правила этики (умалчивание этической информации) и т.д.

Имеет место в виртуальном пространстве и бездействие разных видов, например безнравственное (неоказание врачом помощи умирающему больному несообщением ему о нужном лекарстве), противоречащее нормам этики.

Действия в Интернете могут делиться также на правовые, моральные и другие акты и поступки. Акты здесь связаны с достижением определенных юридических и других последствий (скажем, обращение провайдеров в третейский суд). Поступки в Интернете обусловлены активными действиями субъектов интернет-отношений и влекут за собой новые отношения, изменяют их характер либо предупреждают их (например, обнародование в Интернете автором своего научного труда).

В развитие этой темы следует отметить, что необходимо учитывать также ряд существенных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на роль самого интернет-права в формировании и регулировании исследуемых отношений.

Во-первых, из сказанного видно, что свое регулятивное воздействие интернет-право оказывает на отношения в сфере виртуального пространства, придавая им тем самым упорядоченность, т.е. соответствующий интересам всех субъектов характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые возникают в связи с практическим выполнением задач и функций информационно-правовой деятельности.

Во-вторых, интернет-право регулирует отношения с участием разнообразных субъектов (национальных, зарубежных), которые складываются в результате реализации ими своих информационных и иных задач.

В-третьих, следует особо подчеркнуть, что интернет-отношениями могут быть отношения, входящие в предмет, по существу, многочисленных отраслей права, и прежде всего международного частного, публичного и информационного права. Однако это не исключает их из механизма социального регулирования.

Таким образом, интернет-отношения - это особые отношения, возникающие в результате воздействия норм информационного, международного и других отраслей права на поведение людей в этой среде. Особенность этих отношений заключается в том, что они могут быть как правовыми, так и неправовыми, т.е. фактическими отношениями (моральными, этическими и др.). В зависимости от ситуации в Интернете и собственно характера информационного воздействия на эти отношения они могут быть информационными правоотношениями, а могут быть морально-этическими. В более узком смысле можно считать, что это информационные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Их специфика заключается в следующем.

1.       Они могут возникать между особыми субъектами (например, операторами связи, провайдерами, разработчиками сетей, международными организациями, отвечающими за развитие протоколов Интернета).

2.       Эти субъекты могут находиться в разных странах, их деятельность может регулироваться законодательствами разных стран.

3.  Интернет-отношения невозможны без использования информационно- телекоммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете.

4.       Они выделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А.Б. Венгеров, для автоматизации управления.

Отношения, регулируемые интернет-правом, многообразны. Так, в зависимости от субъектов можно выделить следующие виды отношений:

1)  между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами, которые находятся в договорных отношениях;

2)  между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете;

3)      между последними и специалистами, предоставляющими различные услуги;

4)      между перечисленными выше субъектами и потребителями информации в Интернете;

5)      между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями;

6)      между провайдерами (операторами) и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, выдающим лицензии на оказание онлайновых услуг;

7)      между провайдерами (операторами) и пользователями (клиентами) сетями для своих собственных нужд.

Очевидно, что почти во всех видах названных отношений (кроме п. 6) не участвуют государственные органы. Значит, интернет-отношения могут обходиться и без их участия (т.е. будут частными), хотя известно, что определенные действия субъекты рассматриваемых отношений должны осуществлять на основе лицензий, которые выдаются органами государства (например, мы уже отмечали, что в нашей стране Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выдает лицензии юридическим лицам на оказание онлайновых услуг). В этом случае без лицензии интернет-отношения возникать и развиваться не могут. Кроме того, сами органы государственной власти могут выступать инициаторами разработки сетей общего пользования.

Многие же отношения в сфере Интернета возникают на основе договоров, в которых фиксируются права и обязанности сторон, условия заключения договора, порядок его исполнения, оплата за услуги, ответственность сторон и др. Вместе с тем определенный круг отношений регулируется на основе установившихся традиций, обычаев, симпатий сторон.

В современных условиях отношения, регулируемые интернет-правом, могут быть классифицированы с учетом государственной принадлежности физических и юридических лиц. Основным критерием в данном случае служит принадлежность того или иного субъекта к определенному государству и то, что эта принадлежность закреплена в законодательных актах. По этому критерию можно выделить довольно широкий круг отношений: между отечественными и зарубежными юридическими лицами (провайдерами); между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между нашими гражданами и лицами без гражданства; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.

Отношения, регулируемые интернет-правом, можно дифференцировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, информационного воздействия. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:

1)    внутренние или внутрисистемные, внутриорганизационные. Такие отношения осуществляются в самом киберпространстве (например, купля-продажа при помощи сети Интернет программного обеспечения, обновление с использованием сети программного продукта);

2)    внешние - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, входящие в виртуальное пространство Интернета извне (например, на результаты действий субъектов, доменные адреса, сайты и др.). В принципе сюда входят и отношения, связанные с оказанием внешних информационных услуг. Скажем, в соответствии с проектом федерального закона о предоставлении электронных финансовых услуг это банковские операции и сделки в Интернете; договоры страхования, сделки с ценными бумагами, договоры финансовой аренды (лизинга), доверительного управления денежными кредитами и др. (ст. 1, 2).

Изложенная точка зрения относительно общей характеристики интернет-отношений нуждается еще в определенных дополнениях.

Во-первых, в зафиксированных законодательными и иными актами отношениях, регулируемых интернет-правом, орган государства часто отсутствует и вместо него или от его имени действуют рядовые субъекты. В ряде других случаев этот орган есть и он решает многие проблемы международного сотрудничества, правового режима объектов в информационно-технической сфере (включая Интернет).

Так, в соответствии с Федеральным законом "О связи" в международной деятельности федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи в пределах полномочий, предусмотренных международным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации. Иностранные граждане и организации, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для физических и юридических лиц Российской Федерации, в той мере, в какой данный режим предоставляется государством соответствующим российским физическим и юридическим лицам (ст. 69 Закона "О связи").

Во-вторых, особо следует выделить интернет-отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти разных государств, включая их правительства. Например, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь об обмене правовой информацией от 17 февраля 1995 г. возможен регулярный обмен информацией между ними и их информационными центрами (НЦПИ) через Интернет. И эти правительства будут в этом случае выступать в роли субъектов интернет-отношений.

В-третьих, интернет-отношения имеют место не только между органами государства, но и между самими государствами. Так, согласно Соглашению о межгосударственном обмене научно-технической информацией <1> от 26 июня 1992 г. государства через свои координационные советы (используя сети Интернета) обеспечивают доступ к совместно созданным информационным ресурсам, способствуют развитию правовых, технических, технологических элементов информационной инфраструктуры, информационных систем и т.д. (ст. 1 - 3).

Очевидно, что подобного рода отношения также могут регулироваться интернет-правом совместно с другими отраслями. При этом важно различать два вида интернет-отношений, в которых участвуют государства: 1) интернет-отношения, возникающие между государствами; 2) интернет-отношения, в которых государство выступает только в качестве одной стороны, другой стороной в этих отношениях могут быть иностранные юридические лица, международные организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются нормами международного публичного права и интернет-права, хотя они и связаны с отношениями второго вида. Что касается интернет-отношений второго вида, то ими могут быть отношения в Интернете по заключению договоров поставки товаров, оказания услуг, обмена информацией и др. Они могут регулироваться интернет-правом совместно с гражданским, коммерческим правом. Следовательно, интернет-право охватывает довольно широкий круг отношений, причем многие из них разноплановы и четко не определены. Однако все они в известной мере характеризуют этот межотраслевой институт как совокупность норм, взятых из различных отраслей права и регулирующих конкретные отношения в киберпространстве.


Литература


1.                 Ефремов А.А. Правовые аспекты применения информационных технологий при осуществлении правосудия в Российской Федерации // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика", 28 - 29 ноября 2000 г. Сб. докладов. М.: РАГС, 2000. С. 55 - 58.

2.                 Керимов Д.А. Кибернетика и право // Советское государство и право. 1962. N 11. С. 98 - 104.

3.                 Кнапп В.О. Возможности использования кибернетических методов в праве. Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1965.

4.                 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд. М.: Юрид. фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2003.

5.                 Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 1999. N 8. С. 16 - 26.

6.                 Леанович Е.Б. Проблемы правового регулирования интернет-отношений с иностранным элементом // Право и Интернет (http://www.russianlaw.net/law/doc/a102.htm).

7.                 Лессиг Л. Свободная культура. Пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2007.

8.                 Лукьянов А.А. Основные концепции интернет-права // Информационное право. 2007. N 3.

9.                 Правовая кибернетика / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1970.

10.            Преступления в сфере компьютерной информации: квалификация и доказывание: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Таврилина. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 2003.

11.            Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. N 3. С. 3 - 9.

12.            Трофимова Г.Н. Как обозначить принадлежность к Интернету // Мир русского слова. 2001. N 4. С. 73 - 75.

13.            Трунк А. Использование современных коммуникационных технологий в юриспруденции // Государство и право. 2001. N 3. С. 108 - 111.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты