Хозяйственное право в системе правоотношений Республики Беларусь

―              многими другими актами законодательства (положения, инструкции).

Наряду с государственным регулированием хозяйственная деятельность в большей степени регулируется хозяйственными договорами.

3. Отличие по содержанию деятельности. В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность основывается на коммерческом подходе, предпринимательстве, инициативе и риске. Она охватывает такие различные сферы экономики, как банковское дело, внешнеэкономические связи, капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, производство и реализация (оптовая купля-продажа, поставка) продукции производственно-технического назначения и иных товаров, обращение ценных бумаг, техническое переоснащение производства, страхование коммерческих рисков и т.д.

В отличие от предпринимательской деятельности, которая всегда направлена на систематическое получение прибыли, хозяйственная деятельность может не преследовать такую цель (деятельность религиозных, социально-культурных организаций, государственных учреждений, фондов и т.д.).

Для занятия многими видами предпринимательской деятельности законодательство требует наличия специальных разрешений (лицензий), в то время как для занятия хозяйственной деятельностью в целом лицензия не требуется.

Одно из официальных определений хозяйственной деятельности содержится в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г №3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции Закона от 25 июня 2001 г. № 42-3), в соответствии с которым хозяйственная деятельность — совокупность хозяйственных операций, проводимых организацией. А под хозяйственной операцией понимается действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации (ст. 2). Даже такое определение хозяйственной деятельности свидетельствует, что рассматриваемое понятие значительно шире, чем понятие предпринимательской деятельности.

В целом же проведенный анализ позволяет утверждать, что два вышеназванных понятия соотносятся как общее и частное, то есть хозяйственная деятельность может включать в себя и предпринимательскую деятельность.

В качестве итога рассмотрения понятия "хозяйственная деятельность" попробуем сформулировать данное определение. Хозяйственная деятельность — это деятельность субъектов хозяйствования, сказанная с началом, осуществлением и прекращением изготовления (приобретения) и реализации товаров (продукции), выполнения работ и оказания услуг.

2. Отношения тесно связанные с предпринимательскими, не имеющие непосредственной цели извлечения прибыли, складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, получению ими лицензий, сертификатов.

Создание коммерческих организаций — последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования. Создание коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

―              инициатива образования;

―              подготовка учредительных документов;

―              согласование наименования создаваемой коммерческой организации;

―              формирование уставного капитала;

―              государственная регистрация.

Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение. Статус индивидуального предпринимателя также возникает после государственной регистрации физического лица в качестве субъекта хозяйствования.

Осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов предпринимательской деятельности может быть реализовано только после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).

Как видим, такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу предпринимательской деятельности, а зачастую является ее необходимым условием, предпосылкой. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием.

3. И, наконец, государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность различными способами и с применением различных форм.

Современная модель организации народного хозяйства — смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора. В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают, прежде всего, органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми являются:

―              защита экономического правопорядка;

―              распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

―              контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

―              стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется посредством издания актов. Акт государственного регулирования — это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное субъектам хозяйствования (акт нормативного характера — закон, указ, декрет) или конкретному субъекту (акт ненормативного характера — предписание, решение) и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности надлежащим образом или о приведении ее в определенное состояние. В хозяйственном праве используются различные, связанные между собой методы правового регулирования хозяйственной деятельности: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций.

Возникновение в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений (частноправовых (горизонтальных) и публично-правовых (вертикальных)) позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности, таким образом, будут являться способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Хозяйственные отношения, с одной стороны, подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров, с другой стороны — способами, характерными чертами которых являются властные отношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормативных правовых актах обстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

Понятие "принцип" относится к числу фундаментальных в науке. Резюмируя основные существующие дефиниции, под принципами хозяйственного права можно понимать основные начала, руководящие идеи, отправные положения, определяющие сущность правового регулирования хозяйственной деятельности, закрепляемые или отражающиеся в нормах законодательства, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

К основным принципам хозяйственного права относятся принципы:

―              свободы предпринимательской деятельности;

―              юридического равенства форм собственности;

―              государственного регулирования хозяйственной деятельности;

―              свободы конкуренции;

―              законности;

―              обеспечения защиты нарушенных прав.

1) принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем без исключения право на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Однако в целях обеспечения защиты прав и интересов общества и государства законодательством может устанавливаться некоторое ограничение осуществления предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме того, государственные служащие также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а лишь могут заниматься преподавательской и научной деятельностью;

2) принцип юридического равенства форм собственности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Отсюда принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования. Однако следует отметить, что законодательными актами могут устанавливаться ограничения по объектам, которые могут находиться в частной собственности юридических и физических лиц.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 156-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства" установлен перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства;

3) принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности. Данный принцип также нашел отражение в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем применения институтов государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирования и т.д. Безусловно, государственное регулирование порядка осуществления предпринимательской деятельности должно существовать, однако, актуальным является вопрос, связанный с установлением границ и рамок осуществления данной деятельности государства;

4) принцип свободы конкуренции. Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности, поскольку конкуренция — это основа, стержень рынка и важнейший элемент хозяйственной деятельности. В связи с этим задачей государства стала ее защита посредством антимонопольного законодательства;

5) В качестве важнейшего принципа деятельности государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь выступает принцип законности, который предполагает строгое соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а с другой — деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям.

6) Принцип обеспечения защиты нарушенных прав. В силу этого принципа юридические и физические лица вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Конкретные способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 11 ГК (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.). Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Указанные выше принципы определяют "внешность" хозяйственного права как отрасли законодательства. Они взаимодействуют друг с другом, в совокупности составляют взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Все правовые принципы в равной мере важны и обязательны. Как основополагающие начала они определяют направления, в которых должно совершенствоваться, развиваться действующее хозяйственное законодательство.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты