Юридические факты, их роль в правовом регулировании

В качестве примера рассмотрим Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями), Раздел IX , ст. 49 «Экспертиза временной нетрудоспособности»:

«Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

В отдельных случаях по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.»

Таким образом, юридический состав является более "крупным образованием", который объединяет в себе несколько реальных жизненных обстоятельств (юридических фактов), каждое из которых должно отвечать требованиям, установленным в отношении него нормой права. Иными словами, юридический состав включает в себя два и более составов юридических фактов. Все признаки, условия, характеристики и т. д., относящиеся к входящим в состав юридического факта жизненным обстоятельствам, рассматриваются как относящиеся к юридическим фактам и самостоятельного юридического значения не имеют.

Существование юридических составов объясняется нередко усложнением современных общественных отношений и необходимостью учета в этих условиях разнообразных фактов. В этих обстоятельствах можно, вероятно, говорить и о множественности оснований, которые позволили бы разграничивать юридические составы на различные виды.

Вместе с тем здесь представляется нужным разобрать лишь наиболее важные для целей настоящей работы разновидности юридических составов:

1. Завершенные (полные) – те юридические составы, процесс накопления юридических фактов в которых закончен и они порождают конечные (решающие) юридические последствия. Например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст 37, раздел VII, «Медицинская стерилизация»:

«Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.» На данном примере видно, что юридический состав завершён, и порождает определённые юридические последствия.»

2.Незавершенные (промежуточные) – это составы, в которых процесс накопления юридических фактов еще не закончен и они могут порождать лишь промежуточные юридические последствия. Выполнив свою временную миссию, промежуточные юридические составы далее не учитываются и "поглощаются", уступая место завершенным (полным) юридическим составам, порождающим итоговые юридические последствия. Например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст 24 «Права несовершеннолетних»:

«В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) утратил силу с 1 января 2005 г.

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние - больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации». На данном примере можно увидеть, что процесс накопления юридических фактов ещё не закончен, о чем свидетельствует отсылка с другим статьям рассматриваемого нормативного акта.

В зависимости от взаимосвязи юридического факта с гражданским правоотношением юридические составы разделяют на простые и сложные.

Проводя такое разграничение, правоведы обычно к сложным составам относили юридический состав, в который в качестве специального юридического факта включали гражданское правоотношение; соответственно простой юридический состав не предусматривал включения в свой состав такого элемента как гражданское правоотношение. Как уже было отмечено, гражданское правоотношение не является юридическим фактом, это одна из общих предпосылок наступления юридических последствий. Вместе с тем, исходя из того, что праву и практике известно немало случаев, когда гражданское правоотношение является одной из общих предпосылок для возникновения другого правоотношения, эта классификация нуждается в сохранении, но с учетом некоторых корректив.

Под сложным юридическим составом следует понимать состав, начало накопления которого требует наличия третьей общей предпосылки наступления юридических последствий – гражданского правоотношения. Так, всегда сложным будет юридический состав, юридическим последствием которого является изменение или прекращение правоотношения, поскольку тут налицо необходимость в наличии связывающего стороны гражданского правоотношения.

Например ст. 61, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, «Врачебная тайна»:

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

О механизме обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования см. Методические рекомендации Федерального фонда ОМС, утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г.

О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну см. приказ Федерального фонда ОМС от 25 марта 1998 г. N 30

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в пункт 3 части четвертой статьи 61 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты