Юридические факты, их роль в правовом регулировании

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 6 части четвертой статьи 61 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 17 мая 1995 г. N 25 при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации используются без указания его профиля».

Юридический состав, юридическим последствием которого будет возникновение, например, обеспечительного обязательства, требует наличия основного обязательственного правоотношения и также является сложным.

Те юридические составы, накопление которых не требует наличия такой "усложняющей" его общей предпосылки как гражданское правоотношение, безусловно, относятся к простым юридическим составам. Так, простым будет юридический состав, юридическим последствием которого является возникновение основного гражданского правоотношения. При этом большое число юридических фактов, входящих в простой юридический состав, может свидетельствовать лишь о том, что он большой, но не о том, что он сложный.

В современной литературе высказывается мысль о том, что юридические составы по характеру связи между юридическими фактами делятся на свободные, связанные и смешанные.

1. Свободный юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, между которыми существует свободная связь: факты могут накапливаться в любом порядке, который не регламентирован нормой права. Здесь важен лишь момент, когда они оказались накопленными. Этой разновидности юридических составов, несомненно, более свойствен эффект накопления.

2. Связанный юридический состав подразумевает под собой совокупность юридических фактов, между которыми существует временная последовательность и жесткая зависимость: наступление фактов происходит в строго определенном порядке. Такого рода юридические составы обычно имеют место в тех случаях, когда норма права прямо предусматривает для возникновения юридических последствий прохождение определенной процедуры. Например, заключение договора на торгах предусматривает последовательное осуществление ряда действий, которые должны совершаться в предусмотренном ст. 447 ГК РФ порядке.

Связанным юридическим составам нередко присущ эффект поглощения. В рассмотренном ранее примере процедура заключения договора предусматривает направление и получение оферты (от лат. offero предлагаю) и акцепта (согласие заключить договор на предложенных условиях), которые в итоге поглощаются моментом совпадения воли и волеизъявления сторон – совершением гражданско-правовой сделки.

3. Смешанный юридический состав есть совокупность юридических фактов, связь между которыми частично свободная, а частично связанная. Исследуя юридические составы, правоведы обычно классифицируют их по степени определенности в праве на бланкетные и определенные юридические составы (такая классификация используется и применительно к юридическим фактам). Между тем указанная классификация ярко демонстрирует отождествление понятий "правовая модель совокупности обстоятельств" и "юридический состав": по названному критерию могут подразделяться именно правовые модели, но никак не юридические составы.

Под определенным составом следует понимать такую правовую модель совокупности обстоятельств, все элементы (обстоятельства) которой предусмотрены гипотезой нормы права (правда, трудности иногда вызывает то, что элементы одной модели юридического состава содержатся в гипотезах нескольких норм права). В норме права прямо закреплены все типовые обстоятельства, которые необходимы для наступления предусмотренных этой нормой последствий. Ярким примером является статья 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, регламентирующая права пациента, четко закрепляя все обстоятельства наступления последствий:

«При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 17 мая 1995 г. N 25, приказу Минздравмедпрома РФ от 17 мая 1995 года N 128 при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации используются без указания его профиля;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.»

 

4. Определение роли юридического факта в механизме правового регулирования


Являются ли юридические факты элементом механизма правового регулирования?

В научной литературе даётся различный ответ на этот вопрос. Некоторые ученые полагают, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования (регламентации общественных отношений) к другой стадии (правоотношению), и что они не образуют по этой причине самостоятельного элемента в механизме правового регулирования. "Сам по себе юридический факт (Ю. И. Гревцов) является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт - необходимая предпосылка правового отношения и не больше". В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач и являются его элементом. "Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, - считает С.И.Реутов, - обедняет их подлинное значение - важнейшей составной части механизма правового регулирования"

Юридические факты, представляют собой самостоятельный элемент в механизме правового регулирования. Этот вывод основывается, во-первых, на характере связей юридических фактов с другими элементами правового механизма. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов.

Полное, точное и достоверное установление юридических фактов - необходимая предпосылка для применения правовых норм. Юридические факты, следовательно, связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Во-вторых, роль юридических фактов не исчерпывается образованием, изменением, прекращением правоотношений. Сказанное свидетельствует об относительной самостоятельности юридических фактов, заставляет признать их самостоятельным элементом в механизме юридического действия права.

Каковы функции юридических фактов? В общественных науках понятие "функция" употребляется в различных значениях. В наиболее общем виде ее определяют как "воздействие друг на друга элементов целостной системы, а также ее взаимодействие с другими системами (вещами), обеспечивающее ее устойчивое существование". Понятие "функция" позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.

Функциональный (структурно-функциональный) подход широко используется в юридической науке. Наиболее развито исследование функций государства и его органов, права, правосознания. Перспективным представляется структурно - функциональный подход в теории правового регулирования. Наряду с социальными функциями правового регулирования в целом он может и должен вскрыть функции его элементов - норм права, правоотношений, юридических фактов. В философской литературе обоснованно подчеркивается, что структурно-функциональный подход - не какое-то модное течение, а объективная тенденция современной науки. В своем непосредственном применении он призван конкретизировать общие теоретические идеи, приблизить их к практике, обеспечить их проверку в социологических исследованиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты