Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья
1.1 Понятие правоохранительной деятельности. 5
1.2 Предупреждение тяжких преступлений против жизни и здоровья. 10
Глава 2. Преступления против жизни и здоровья в уголовном праве России: общая характеристика
2.1 Преступления против жизни и здоровья в истории российского уголовного законодательства. 19
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступления против жизни и здоровья 22
3.1 Характеристика убийства в современном уголовном праве России. 42
Список использованнных источников. 67
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа написана по теме «Задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается общая характеристика работы, раскрывается актуальность темы, определяются цели, задачи исследования и его методологическая основа. Формулируются положения, характеризующие новизну научного исследования и выносимые на защиту, обосновывается практическая значимость работы, представляются результаты апробации основных положений выпускной квалификационной работы, указывается ее структура.
В первой главе рассмотрены задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья. Понятие правоохранительной деятельности. Предупреждение тяжких преступлений против жизни и здоровья.
Во второй главе изучены преступления против жизни и здоровья в истории российского уголовного законодательства, а также дана уголовно-правая характеристика преступления против жизни и здоровья.
В третьей главе представлен анализ особенностей убийства и квалификация преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью.
В заключении по результатам проведенного исследования автором сделаны выводы и даны предложения.
Работа написана на 68 страницах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. В российском уголовном праве, как, впрочем, и в других системах уголовного права (континентальной, англо-саксонской и др.), всегда уделялось большое внимание проблемам ответственности за преступления против жизни и здоровья, что предопределяет актуальность изучения избранной темы.
Цель исследования: характеристика задач правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение задач правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье;
2. Исследование предупреждения тяжких преступлений против жизни и здоровья, роль подразделений ОВД в этой работе;
3. Анализ важнейших преступлений против жизни и здоровья в современном уголовном праве России.
Предмет исследования: задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье.
Объект работы: преступления против личности.
Методологическая база исследования: исторический, сравнительно-правовой метод, формально-юридический, системный подход, анализ и синтез.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих авторов: С.В. Бородина, Я.О. Гасанова, В.М. Геворгяна, Э.В. Кабурнеева, А.Н. Красикова, С.Ф. Милюкова, Т.Н. Нуркаева и других.
Охват нормативно-правовой базы: Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1. О трансплантации органов и (или) тканей человека и другие.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие правоохранительной деятельности
Под правоохранительной системой в юридической литературе часто понимают совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений.
Плюрализм точек зрения и подходов к таким понятиям, как "правоохранительные органы", "система правоохранительных органов", "правоохранительная система", только способствует развитию нового направления правовой теории. При этом вопрос о системе правоохранительных органов самым непосредственным образом затрагивает вопрос об их месте и роли в решении задач формирования гражданского общества и правового государства в современной России. Целый ряд ныне существующих проблем, в том числе и проблем борьбы с преступлениями, мог бы решаться более последовательно и эффективно, если бы теоретические представления опирались на научно обоснованное законодательство.
Правоохранительная система функциональна. Каждая из ее подсистем, на наш взгляд, имеет в качестве элементов:
- нормативную составляющую (правовые предписания, регламентирующие правоохранительную деятельность);
- субъектную составляющую (государственные правоохранительные органы и негосударственные субъекты, принимающие участие в правоохранительной деятельности);
- функциональную составляющую (объекты правоохранительной деятельности, взаимосвязи и взаимодействия, обеспечивающие действенность правоохранительной системы, а также отношения, возникающие в процессе правоохранительной деятельности, в ходе практического воплощения правовых предписаний и реализации целей правоохранительной системы).
Таким образом, анализ структуры правоохранительной системы государства необходимо осуществлять с учетом дифференциации права на публичное и частное. Поскольку правоохранительная деятельность является не только гарантом права, но и легальным средством его ограничения, в структуре правоохранительной системы необходимо выделять две подсистемы: охраны публичного права и охраны частного права. При этом охрана частного права, представленного субъективными, законными интересами индивидуальных и коллективных лиц, является специализированной функцией правового регулирования и реализуется негосударственными структурами, наделенными определенными полномочиями, делегированными государством. Именно такая плюралистическая модель правоохранительной системы является оптимальной для демократического правового государства, построение которого является насущной задачей для Российской Федерации в XXI в.[22, с. 54].
Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Но функции государства многогранны и они не ограничиваются охраной прав граждан, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.
Можно сформулировать следующие признаки правоохранительной деятельности.
1. Правоохранительная деятельность направлена на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.
2. Такая деятельность осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами, должностные лица которых имеют специальную профессиональную подготовку и, как правило, высшее юридическое образование.
3. Она осуществляется в соответствии с законом, то есть, во-первых, только при наличии соответствующих правовых оснований, и, во-вторых, в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В большинстве случаев порядок осуществления правоохранительной деятельности досконально регламентируется законом, т.к. эта деятельность только и может осуществляться в рамках четко установленной процедуры, нарушение которой недопустимо.
4. Правоохранительная деятельность, как правило, носит характер применения права. Применение права определяется в общей теории права как способ реализации правовых норм путем издания уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами специальных процессуальных актов - документов, устанавливающих права и обязанности тех или иных субъектов (физических и юридических лиц). Правоприменительными актами являются любые решения, выносимые органами, осуществляющими гражданское, уголовное, административное и конституционное судопроизводство (т.е. решения суда, постановления следователя, органа дознания, прокурора).
5. Эта деятельность, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения к лицам, совершившим правонарушения, а также для предупреждения их совершения. Меры государственно-правового принуждения в теории государства и права подразделяются на две группы: юридические санкции и меры предупредительного характера.
Меры предупредительного характера как разновидность мер государственно-правового предупреждения применяются в случае вероятности совершения правонарушений с целью предупредить их негативные последствия. Так, подписка о невыезде, залог, домашний арест, заключение под стражу и другие меры пресечения избираются обвиняемому в уголовном процессе при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от органов предварительного расследования или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, может уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Юридические санкции бывают двух видов - меры защиты и меры ответственности. Меры защиты возникают как реакция государства на неисполнение лицом своих обязанностей и новых отрицательных последствий для лица не влекут, правонарушитель лишь принуждается к исполнению своих обязанностей. Например, таково содержащееся в решении суда понуждение продавца к исполнению обязанности передать определенную вещь по договору купли-продажи, или указание лицу, самовольно занявшему чужой земельный участок, прекратить нарушение права собственности. Таким образом, меры защиты носят исключительно восстановительный характер. Меры ответственности возникают также после совершения правонарушений, но в отличие от мер защиты влекут для нарушителя дополнительные неблагоприятные последствия, а не только принуждение к исполнению нарушенных им обязанностей. Так, лицо, совершившее преступление и осужденное обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, наряду с обязанностью возместить материальный и моральный вред потерпевшему подвергается определенному наказанию, предусмотренному соответствующей нормой Особенной части Уголовного кодекса РФ. Пеня, штраф, возмещение причиненных убытков, взысканные с ответчика по решению арбитражного суда или суда общей юрисдикции по гражданскому делу, также являются мерами юридической ответственности. Следовательно, меры ответственности, преследуют не только правовосстановительные, но и штрафные цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10