Таким образом, наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным её применение лишь при соблюдении ряда правовых условий:
1. Мера пресечения может быть избрана лишь по возбужденному уголовному делу.
2. Мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание (так, заключение под стражу возможно лишь в случае, если наказание за совершенное преступление предусмотрено в виде лишения свободы (ст. 242 УПК).
3. Условием применения меры пресечения любого вида является привлечение лица в качестве обвиняемого. Исключение из этого правила - применение судом меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении задержанного подозреваемого (ч. 3 ст. 226 УПК). Второе исключение - право суда применять меру пресечения в отношении новых лиц, против которых суд возбуждает уголовное дело, не предъявляя им обвинения (ч. 5 ст. 417 УПК).
4. Мера пресечения может быть применена к надлежащему субъекту, а именно к лицу, достигшему возраста уголовной ответственности (ст. 17 УК). В отношении лиц, ожидающих помещения в медицинское учреждение для производства экспертизы, а также признанных невменяемыми или заболевшими психической болезнью после совершения преступления, меры пресечения могут быть применены с целью предотвратить побег и совершение других общественно опасных деяний, а также обеспечить исполнение определения суда о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 3 ст. 236 УПК). Понятно, что это можно обеспечить лишь выбрав заключение под стражу - в отношении невменяемых и заболевших психической болезнью. Согласно общему правилу, закрепленному в статье 239 УПК, мера пресечения может быть применена лишь в отношении обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, признанных невменяемыми или заболевшими психической болезнью после совершения преступления.
В законе закреплены особые правила принятия судебного решения о заключении под стражу некоторых категорий лиц в связи с характером выполняемых ими ответственных государственных функций. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отношении:
1) депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан – с согласия соответствующей палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан или её Кенгаша;
2) Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – с согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
3) депутата Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, депутата областного, Ташкентского городского, районного и городского Кенгаша народных депутатов – с согласия Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, соответствующего Кенгаша народных депутатов или их руководителей;
4) судьи Конституционного суда Республики Узбекистан – с согласия Конституционного суда Республики Узбекистан, судьи других судов Республики Узбекистан – с согласия соответственно Пленума Верховного суда Республики Узбекистан или Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
5) прокурора и следователя прокуратуры – с согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» в случае досрочного освобождения от должности Уполномоченного, до избрания нового Уполномоченного его обязанности исполняет заместитель Уполномоченного, и на этот период на него распространяются гарантии, установленные для Уполномоченного. Следовательно, в этот период в отношении заместителя Уполномоченного – исполняющего обязанности Уполномоченного мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена с согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» привод, задержание или арест адвоката могут производиться с санкции Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров.
Законодателем в названный закон изменения и дополнения не внесены. Однако исходя из принципа приоритета последнего принятого закона, нам представляется, что при внесении ходатайства в суд о применении в отношении адвоката меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть получено согласие одного из выше указанных прокуроров или же ходатайство о применении указанной меры пресечения должно быть внесено в суд одним из них.
Неприкосновенность личности обвиняемого гарантируется наилучшим образом, когда право применять меры пресечения принадлежит строго определенному законом кругу должностных лиц и органов. К их числу закон относит дознавателя, следователя, прокурора и суд (ст. 238, ч. 1 ст. 240 УПК).
Виды мер пресечения и их классификация. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. К ним относятся:
1) подписка о надлежащем поведении;
2) личное поручительство,
3) поручительство общественного объединения или коллектива;
4) залог;
5) заключение под стражу;
6) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
7) наблюдение командования за поведением военнослужащего.
При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а так же избрании той или иной из них, дознаватель, следователь, прокурор, суд (судья) учитывают помимо обстоятельств, которые могут послужить основанием для решения о применении меры пресечения (ст. 236 УПК), также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 238 УПК).
Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому или обвиняемому. Поэтому закон дает возможность выбора мер пресечения указывая их виды от менее к более строгим (ст. 237 УПК).
Существует ряд классификаций мер пресечения.
1) Все меры пресечения можно разделить на две группы в зависимости от круга лиц, к которым они могут быть применены: это общие меры пресечения, которые могут быть применены к любому подозреваемому или обвиняемому, и специальные, применяемые к отдельным субъектам (военнослужащим и несовершеннолетним). К общим относятся: подписка о надлежащем поведении; личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива; заключение под стражу. К специальным - отдача несовершеннолетнего под присмотр и наблюдение командования за поведением военнослужащего.
Общие меры пресечения отличаются от специальных тем, что они могут применяться ко всем обвиняемым или подозреваемым, вне зависимости от наличия специального субъекта, рода занятий, возраста.
2) Вторая классификация мер пресечения основывается на характере ограниченных прав лица, к которому применена мера пресечения.
Здесь можно выделить четыре группы: меры пресечения, связанные с:
а) лишением свободы (заключение под стражу),
б) ограничением свободы передвижения (подписка о надлежащем поведении, отдача несовершеннолетнего под присмотр, наблюдение командования за поведением военнослужащего). При применении одной из указанных мер пресечения в отношении лица он уже ограничен в свободе самостоятельно принимать решения и осуществлять действия, связанные со свободой передвижения;
в) ограничением имущественных прав (залог);
г) гарантией третьих лиц (личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива).
3) Возможна классификация мер пресечения в зависимости от целей их применения. Все меры можно подразделить на две группы:
а) ограничительные (заключение под стражу, подписка о надлежащем поведении, отдача несовершеннолетнего под присмотр, наблюдение командования за поведением военнослужащего);
б) предупредительные (залог, личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива). Отличие этих групп мер пресечения заключается в том, что предупредительные меры ни в чем не ограничивают правомерного поведения лица, в отношении которого избрана мера пресечения, а ограничительные в большей или меньшей мере ограничивают его поведение.
4) Классификация мер пресечения в зависимости от сроков, на которые они могут быть применены. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает меры пресечения с ограниченным сроком действия и без такового. К первой группе относится такая мера пресечения как заключение под стражу. Все остальные меры пресечения не имеют ограничительного срока.
5) В связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» классификация мер пресечения возможна в зависимости от субъекта применения: применяемые по судебному решению (заключение под стражу) и не требующие судебного решения (остальные меры пресечения).
Таким образом, мы видим, что классификация мер уголовно-процессуального пресечения возможна по разным основаниям. Классификация мер пресечения необходима для углубленного изучения мер уголовно-процессуального пресечения, правильного подхода к применению этих процессуальных мер надлежащим органом, надлежащим оформлением избрания, продления и отмены мер пресечения в уголовном судопроизводстве.
2. Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу
Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер уголовно-процессуального пресечения строго регламентирован уголовно-процессуальным законом Республики Узбекистан.
Применение мер пресечений в той или иной мере ограничивают права и свободы граждан. Учитывая это обстоятельство, необходимо строго соблюдать требования их индивидуализации при применении и выборе меры пресечения, которые выражены в виде оснований, предусмотренных законом, применения меры пресечения. Применение той или иной меры пресечения должно быть основано на оправданности её применения в строгом соответствии с целями, установленными законом, и только в тех случаях, когда эти цели обусловлены материалами уголовного дела с учетом особенностей конкретной меры пресечения[1].
Особую актуальность вышеуказанное положение приобретает при решении применения такой меры пресечения как заключение под стражу. Следует с особой тщательностью подходить к вопросу определения оснований для применения указанной меры пресечения. Нам близка позиция И.Л.Трунова, Л.К.Труновой, которые в совместном научном труде определяют основания применения мер уголовно-процессуального пресечения как обстоятельства, которые связаны исключительно со свойствами лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении противоправного деяния, с его моральными, этическими и социально-нравственными мировоззрениями. Их проявление выражается в конкретных действий, поступков, высказываний, которые являются действиями, относящимися лишь к поведению подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Эти действия характеризуют его с положительной или отрицательной стороны по отношению к основаниям избрания мер уголовно-процессуального пресечения[2].
Заключение под стражу, как и любая другая мера пресечения, имеет строго целевое назначение. С 1 января 2008 года эта мера пресечения в уголовном процессе применяется по судебному решению. Мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или заменяется на более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела.
Что же понимается под основаниями применения меры пресечения в виде заключения под стражу? Отметим, что основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу индивидуализируют применение указанной меры пресечения, и выступают гарантом правильного избрания и применения соответствующего закону и не выходящего за рамки законности и обоснованности ограничения прав личности в уголовном процессе. Статья 236 Уголовно-процессуального кодекса разделяет понятие целей и оснований применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, меры пресечения применяются в целях предотвратить уклонение обвиняемого, подсудимого от дознания, предварительного следствия и суда; пресечь его дальнейшую преступную деятельность; воспрепятствовать его попыткам помешать установлению истины по делу; обеспечить исполнение приговора.