Законодательное обеспечение деятельности правоохранительных органов
Введение
Предмет любой учебной дисциплины определяется в первую очередь кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в её рамках. В нашем случае он включает в себя сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность. Центральное место среди этих сведений занимают те, которые дают представление о правоохранительной деятельности в целом.
Как известно, в основе многих юридических дисциплин лежит изучение конкретной отрасли права. В отличии от них курс «Правоохранительные органы России» не имеет такой юридической основы. Следует согласиться с рядом авторов, считающих этот курс синтетической юридической дисциплиной, базой которого являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, являющиеся предметом изучения.
Рассматривая подобные акты, необходимо иметь в виду, что некоторые из них лишь в определённой части посвящены правоохранительным органам.
Таким образом, предметом изучения курса является: устройство правоохранительных органов в совокупности и каждого в отдельности.
К задачам курса «Правоохранительные органы» относятся: расширение и углубление знаний слушателей, студентов о правоохранительной деятельности привитие будущим юристам навыков и умений в области правоохранительной деятельности.
Процесс формирования правового государства сопровождается постоянным обновлением законов, иных нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организациям и основам деятельности соответствующих правовых органов. Поэтому изучение правового материала по первоисточникам призвано способствовать выработке у слушателей и студентов уже на первых этапов их профессиональной подготовки умения искать необходимые документы, а также навыков работы с ними.
Цель данной работы заключается в изучении курса «Правоохранительные органы»
Задачами контрольной работы являются: 1 Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов правоохранительной системы 2 Основные средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде 3 Прокурорский надзор 4 Законодательные акты составляющие правовую основу деятельности органов внутренних 5 Структурная организация системы органов ФСБ
Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов правоохранительной системы
В Российской Федерации довольно активно используется словосочетание "правоохранительные органы". В стране провозглашена и осуществляется реформа правоохранительных органов. Однако в вопросе о системе правоохранительных органов в среде ученых отсутствует единство взглядов. Не однозначен в рассматриваемом вопросе и подход законодателя.
Примечательно, что за период с конца 50-х годов прошлого века, когда заговорили о правоохранительной деятельности, и до сих пор в научных исследованиях не утвержден единообразный вывод о понятии и системе правоохранительных органов.
Ученые оперируют различными понятиями.
Например, Ф. Глазырин, В. Клейн относят к правоохранительным органам МВД, ФСБ, прокуратуру, отделяя от них суды
Н. Братчикова к правоохранительным органам относит: органы судебной власти, органы государственной службы, Счетную палату Федерального Собрания, Государственную контрольную службу Президента, Федеральную службу по валютному и экспертному контролю, налоговую службу, таможенные органы, МВД
В. Щукин называет правоохранительными те органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В частности, это прокуратура, органы внутренних дел, органы государственного контроля за распространением наркотических средств, таможенные органы, налоговые органы, служба судебных приставов, силы обеспечения безопасности РФ
К. Гуценко, М. Ковалев к правоохранительным органам относят: суды, органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Службу судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого министерства, а также другие органы и должностные лица, прокуратуру, некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления, адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь нотариат и др.
Таковы теоретические воззрения ученых по вопросу о системе правоохранительных органов.
В свою очередь, анализ законодательства, регламентирующего организацию и деятельность правоохранительной системы России, показывает, что и законодатель не последователен в указании на систему правоохранительных органов.
В Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 72) указано: "Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат". Приведенный тезис свидетельствует о том, что к правоохранительным органам не относятся судебная система, адвокатура, нотариат.
Согласно же Концепции судебной реформы в РФ суд включен в правоохранительную систему России.
В соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" можно привести следующий перечень органов, которые законодатель относит к правоохранительным: прокуратура, органы внутренних дел, органы ФСБ РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны РФ, таможенные органы, налоговая служба, органы оперативно-розыскной деятельности
Исходя из приведенных критериев правоохранительных органов, к ним можно отнести: суды, органы внутренних дел, таможенные органы, органы юстиции, например уголовно-исполнительная система, служба судебных приставов, прокуратуру, органы государственной безопасности, органы наркоконтроля.
Однако изменения в общественной жизни страны позволяют дополнить приведенную систему. Так, с 1998 г. в Российской Федерации начал действовать Уполномоченный по правам человека, назначением которого является защита прав и свобод граждан России. Анализ Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" позволяет сформулировать вывод о том, что рассматриваемый институт гражданского общества имеет признаки правоохранительного органа.
Анализ понятия и системы правоохранительных органов вызывает необходимость обращения к законодательным перспективам рассматриваемых понятий. Рассмотренные акты не содержат перечня правоохранительных органов В связи с этим вновь остается открытым вопрос о системе правоохранительных органов[1].
Характеристика основных элементов правоохранительной системы:
Органы внутренних дел- главной задачей органов внутренних дел является борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и общественной безопасности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ- их задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к их подведомственности, производство по административным правонарушениям. Отнесённых к их компетенции; ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и др.
Федеральная служба безопасности- деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с терроризмом;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Прокуратура-. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Судебная система- основными функциями судов является: разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесённых к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объём полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.
Основные средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде
Неотъемлемым содержанием правового государства является охрана и обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, и, в частности, обвиняемых и подозреваемых. Согласно ст. 46. УПК РФ "подозреваемым является лицо:
1) либо в отношении, которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 Уголовно- процессуального Кодекса (далее УПК)
2) либо, которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК
3) либо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 108 УПК
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству лицо приобретает права подозреваемого только в случае его задержания, либо применения к нему меры пресечения. Такое положение нарушает права лиц, в отношении которых отсутствуют основания для задержания, либо применения мер пресечения. Приведенные положения ч. 2 ст. 46 свидетельствуют о том, что законодатель употребляет термин «обвиняемый» в двух смыслах: в узком смысле - как субъект уголовно-процессуальных отношений на предварительном следствии и дознании; в широком смысле этот термин не ограничивает указанного субъекта стадией предварительного расследования, он обнимает понятия «подсудимый», «осужденный». Со ответственно, права, перечисленные в ч. 3 ст. 46, распространяются на обвиняемого в широком смысле слова (т. е. на обвиняемого, подсудимого, осужденного).
Так, ст. 47 УПК РФ гласит – " Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт.
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным".
Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база для осуществления защиты по уголовному делу содержится во многих нормах Конституции (ст. 45-51), которые восприняты нормами УПК, а также учитываются на практике при применении последних.
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Закон предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16). Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается); оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие законные интересы. Среди субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе прежде всего указано право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важность этого положения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения и от обвинения. Одним из основных средств обеспечения права на защиту обвиняемого, подозреваемого является предоставление квалифицированной юридической помощи. Несомненной гарантией права на защиту является презумпция невиновности - один из важнейших принципов уголовного судопроизводства (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также основанные на ней положения о том, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, так как это является бременем стороны обвинения; б) неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу; представляет собой самостоятельную социально-правовую ценность.
Страницы: 1, 2