Законодательное обеспечение деятельности правоохранительных органов

Право на защиту регулируется в российском законодательстве на конституционном уровне. Конституция РФ не только провозглашает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), но и утверждает право пользоваться квалифицированной юридической помощью, устанавливает круг лиц, которым гарантируется право на получение юридической помощи при осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу), ее качество, условия предоставления, начальный этап реализации в уголовном процессе. Осуществление этих и иных положений Конституции РФ, утверждающих различные проявления реализации права на защиту, гарантируется нормами уголовно-процессуального права. Институт защиты в уголовном судопроизводстве представляет собой комплекс предоставляемых подозреваемому, обвиняемому, подсудимому прав, позволяющих им выступать в роли стороны, опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления, отстаивать свою непричастность к преступлению, добиваться смягчения ответственности.

Согласно положениям УПК РФ право на защиту подозреваемому и обвиняемому складывается из следующих установлений: личного осуществления предоставленных им прав и с помощью защитника, использующего целый комплекс предоставленных ему полномочий, а также обязанностей должностных лиц правоохранительных органов по созданию условий для реализации каждым обвиняемым конституционного права на защиту.

Защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемого, обвиняемого (подсудимого, осужденного, оправданного) и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК). Защитник содействует выявлению обстоятельств, оправдывающих подозреваемого и обвиняемого, смягчающих их ответственность, освобождающих от уголовной ответственности и (или) наказания, и иных обстоятельств, свидетельствующих в пользу прав и интересов названных

Адвокат, в том числе адвокат-защитник, является "независимым советником по правовым вопросам" (ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Участие защитника-профессионала - одна из важных уголовно-процессуальных гарантий прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого), способствующих фактическому уравниванию прав обвиняемого (подозреваемого) на защиту своих интересов и прав государственного обвинителя, прокурора, осуществляющего уголовное преследование. В качестве защитников допускаются: адвокат, по представлению им удостоверения адвоката и ордера (именно адвокаты, как правило, и участвуют в уголовных делах в качестве защитников). По определению или постановлению суда в таком качестве может быть допущен - наряду с адвокатом - один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого он ходатайствует (ч. 2 ст. 49). Такое решение (об участии в качестве защитника названных лиц наряду с адвокатом) определяется тем, что ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на квалифицированную юридическую помощь, обеспечить которую может специалист в области права - адвокат. Приведенное правило особенно важно для лица, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления.

В судебном разбирательстве свою функцию защитник осуществляет на началах состязательности, пользуясь равными правами со стороной обвинения: правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и т.п.


Прокурорский надзор


Прокуратура Российской Федерации- это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных актах РФ и республик в её составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов органами местного самоуправления и субъектами РФ, исполнением законов министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Эта задача, сформулированная в законе, охватывает в целом всю деятельность органов прокуратуры по всем отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры следят за тем чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.

Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей, Закон «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ в своих приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений или отступлений от закона.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые указанными государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств республик в составе РФ.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О прокуратуре РФ» и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах, соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения и т.д.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», а также УПК и УИК. Они состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в колонию определенного судебным приговором режима содержания; соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы исполнения законодательства регламентирующего порядок и условия содержания осужденных и т.д.


Законодательные акты, составляющие правовую основу деятельности органов внутренних


Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет: Конституция Российской Федерации, закон «О милиции», закон «Об оперативно- розыскной деятельности», Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации, иные Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел, а так же приказы, инструкции и другие нормативные ведомственные акты 5



Структурная организация органов ФСБ


Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации)

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности, не допускается.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.


Задачи

1.                        Суды общей юрисдикции подразделяются на:

Районные

Городов федерального значения

Областные

Краевые

Суды автономных округов

Верховные суды республик, входящие в состав РФ

Верховный Суд РФ

Определите, какие из перечисленных судов являются судами первой кассационной инстанции? Что вкладывается в эти понятия?

В соответствии с Федеральным Конституционным законом « О судебной системе Российской Федерации » от 31.12.1996 г. № 1-ФЗК

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд кассационной инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц, или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить его.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста прокурора или председателя суда (или их заместителей).

2.                        В отношении гражданина Российской Федерации, находящегося в поездке по стране, сотрудниками органов внешней разведки, исходя из сложившихся условий, были применены негласные методы работы, применяющиеся при разведывательной деятельности.

Правомерны ли такие действия сотрудников внешней разведки?

В соответствии со ст.13 Федерального закона « О внешней разведке » от 10.01.1996 г.№5 ФЗ

Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Следовательно, исходя из условий задачи, действия сотрудников внешней разведки являются не законными.

3. В ходе прокурорской проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено, что в ней созданы реальные условия, способствующие совершению преступлений. Одновременно стали известны точные данные, свидетельствующие, что в отношении некоторых членов организации со стороны её руководства осуществляются действия, имеющие характер преступления.

Определите, какие акты прокурорского реагирования должны быть применены в данном случае?

В соответствии со ст.25.1 В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

А, так же в соответствии с п.2 ст. 27 При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

4. В черте города, где находится одна из тюрем, была остановлена легковая машина. За рулём которой находился военнослужащий при исполнении служебных обязанностей. Машина была подвергнута досмотру со стороны работников исправительного учреждения. А у её водителя осуществлена проверка документов, на том основании. Что из тюрьмы совершен побег двух осужденных. Несмотря на заявление водителя о крайней срочности и важности исполняемого им задания и противоправности предпринимаемых в отношении него действий работниками, которые не являются работниками ГИБДД. Указанные мероприятия были осуществлены в полном объёме.

Дайте правовой анализ действий работников исправительного учреждения.

В соответствии со ст. 14 закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. №5473-1 ФЗ сотрудники исправительных учреждений имеют право: при провидении операций по задержанию бежавших или уклоняющихся от отбывания наказания осужденных, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов и т.д.

Из этого следует: действия работников исправительного учреждения, являются правомерными.



Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что цель, поставленная мной в начале изучения контрольной работы, достигнута. Мной были рассмотрены и изучены вопросы, поставленные в начале изучения темы контрольной работы, а именно: 1 Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов правоохранительной системы 2 Основные средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде 3 Прокурорский надзор 4 Законодательные акты составляющие правовую основу деятельности органов внутренних 5 Структурная организация системы органов ФСБ, а так же решены задачи



Список литературы и нормативно-правовых актов


1.                 Конституция Российской Федерации

2.                 Конституционный закон «О судебной системе »

3.                 Уголовно- процессуальный кодекс

4.                 Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации »

5.                 Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности »

6.                 Федеральный закон «О внешней разведке »

7.                 Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы »

8.                 Статья Е.В. Сопневой «О системе правоохранительных органов» Консультант Плюс

9.                 « Правоохранительные органы»: учебник Под ред. В.П. Божьев М 2007 г.

10.            «Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации»Лазарев В.В. \ 2003


[1] Е. В. Сопнева  « О системе правоохранительных органов» Консультант Плюс


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты