Защита прав граждан-потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

В зависимости от специфики выполняемых работ и услуг на потребителя возлагаются и дополнительные обязанности при их принятии. Так, согласно п.3.10 Правил оказания услуг (выполнению работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств от 11.04.2001г.[41] потребитель обязан при получении автомототранспортного средства из технического обслуживания и ремонта предъявить все претензии, касающиеся комплектности или подмены отдельных составных частей (агрегатов, узлов и т.п.), в противном случае он теряет право впоследствии ссылаться на эти недостатки. Эти правила возлагают на потребителя серьезную ответственность за свои действия, стимулируя его надлежащее поведение и разумно защищая интересы исполнителя работ (услуг).

Если недостатки носили скрытый характер, в том числе в результате умышленных действий исполнителя, то требования по их устранению, а также иные требования, предусмотренные п.1 ст.29 Закона могут быть заявлены потребителем в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в течение шести месяцев (а в отношении объектов недвижимости в течение двух лет) с момента принятия выполненной работы (оказанной услуги) (п. З ст.29 Закона). Представляется, что эта формулировка законодателя ошибочна, поскольку специфика оказания услуг, не имеющих материального результата, предполагает невозможность и установления на них гарантийного срока и сроков безопасности.

При обнаружении существенных недостатков потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном их устранении и по истечении гарантийного срока, а также сроков, его заменяющих и устанавливаемых законом (п.4 ст.29 Закона). Однако это право потребителя ограничено двумя условиями: во-первых, существенные недостатки работы (услуги) или иные отступления от условий договора должны возникнуть по вине исполнителя, во-вторых, указанное требование потребитель вправе предъявить только в течение срока службы выполненной работы (оказанной услуги) или в течение десяти лет со дня принятия работы (услуги), если срок службы не установлен. Неудовлетворение требования потребителя при наличии указанных выше условий, влечет у последнего возникновение права на уменьшение цены работы (услуги), возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц, а также расторжения договора и возмещения убытков.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти расторгнут договор заключенный между Г. и ООО "ГЮАР - Сервис" на монтаж домофона марки "Сезам".

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

Суд, удовлетворяя требования Г. о расторжении договора на монтаж домофона марки "Сезам" и взыскивая с ООО "ГЮАР-Сервис" в пользу Г. убытки в размере 42 835 руб., 2 000 руб. неустойки и 1 000 руб. в счет компенсации морального вреда, сослался на то, что после установки металлической двери в подъезде N 1 дома 24 по ул. Ворошилова в г. Тольятти и установки домофона "Сезам", последний вышел из строя, а ответчик необоснованно отказался от обслуживания данного механизма.

При этом суд указал, что гарантийный срок службы установленного механизма договором не был определен.

Суд, при рассмотрении заявленных требований, руководствовался законом РФ "О защите прав потребителей", где согласно ст. 19 данный срок может быть установлен в течение 10 лет.

Недостатки домофона признаны судом существенными по признаку повторности.

Между тем из материалов дела видно, что 05.05.2000 между Г. и ООО "ГЮАР-Сервис" заключен договор на установку металлической входной двери в подъезде дома.

В соответствии с п. 3 ст. 29 вышеназванного закона, потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).

Как видно из материалов дела, согласно акту сдачи - приемки работы от 05.05.2000 исполнитель предоставил заказчику гарантию на смонтированную систему сроком на 6 месяцев со дня подписания акта.

Судом вышеуказанным обстоятельствам, в нарушении требований ст. 67 ГПК РФ, не дана надлежащая оценка наравне с другими доказательствами, применительно к требованиям ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 29 Закона, в отношении работы (услуги) на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушений им правил использования, результатов работы, действия третьих лиц.

Как видно из материалов дела, ООО "Кемер" был произведен осмотр системы "Сезам - М", установленной по адресу: ул. Ворошилова д.21, на предмет ее состояния и функционирования, в ходе осмотра было обнаружено отсутствие блока питания системы, отсутствие доводчика двери и т.д.

Данные доводы были изложены и в суде. Однако этим обстоятельствам судом в нарушение требований ст. 68 ГПК РФ оценка не дана. Между тем они имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене[42].

При предъявлении потребителем претензий по поводу недостатков в выполненной работе (оказанной услуге), без сомнения, может возникнуть спор как о самом факте наличия недостатков, так об их характере, а также происхождении. В связи с этим может потребоваться проведение экспертизы. Оплата такой экспертизы производится в соответствии с правилами ГК РФ (п.5 ст.720), согласно которым исполнитель обязан произвести оплату экспертизы работы (услуги), за исключением тех случаев, когда экспертизой не выявлено нарушений с его стороны, либо установлено отсутствие причинной связи между нарушениями исполнителя и возникновением недостатка работы (услуги). При отсутствии вины исполнителя в возникновении недостатков расходы по проведении экспертизы возлагаются на ту сторону, которая потребовала ее назначения, а если она была назначена по соглашению между сторонами, то на обе стороны поровну[43].

В зависимости от этапа обнаружения недостатков следует различать и сроки, в течение которых эти недостатки должны быть устранены. Если обнаружение произошло в ходе выполнения работы (оказания услуги), то этот срок устанавливается потребителем в одностороннем порядке и должен быть разумным. При обнаружении недостатков в ходе сдачи-приемки работы (услуги), требование потребителя об их устранении должно быть выполнено в течение двадцати дней (ст.30 Закона).

С учетом специфики выполнения работ и оказания услуг законодатель (ст.28 Закона) устанавливает возможные формы нарушения сроков работы (услуги): несвоевременное начало выполнения работы (оказания услуги), либо настолько медленное осуществление предусмотренных договором работ (услуг), что становится очевидным, что работа (услуга) не будет выполнена в срок, либо просрочка выполнения работы (оказания услуги).

Таким образом, как и в ранее действовавших гражданских кодексах, заказчику предоставлено право осуществления контроля за исполнением подрядчиком (исполнителем) его обязанностей, что означает предоставление возможности в любое время проверять ход и качество выполнения работы (оказания услуги). Независимо от конкретной формы нарушения сроков потребитель обладает одинаковыми правами, включающими в себя возможность по своему выбору назначить новый срок начала либо завершения работы и потребовать уменьшения цены работы (услуги), поручить выполнение работы (услуги) третьим лицам или осуществить необходимые действия самостоятельно, с отнесением расходов на счет исполнителя, потребовать уменьшения цены договора, либо расторгнуть договор (п.1 ст.28 Закона). Новеллой Закона является указание на то, что потребитель вправе поручить выполнение работы третьим лицам лишь за разумную цену. Представляется, что определение «разумности» цены в таком случае должно оцениваться исходя из конкретных условий, в которых оказался потребитель в результате ненадлежащего выполнения работы (услуги) исполнителем. Исходя из этого, цена, уплачиваемая потребителем третьему лицу, может оказаться и большей по размеру, чем цена работы (услуги), установленная по договору с исполнителем (например, в результате необходимости выполнения работы (услуги) в предельно сжатые сроки).

По смыслу Закона, право потребителя на применение указанных выше правовых мер возникает при нарушении как конечного срока выполнения работы (оказания услуги), так и начального, и промежуточного. Это выгодно отличает правовое положение потребителя, поскольку по общему договору подряда и возмездного оказания услуг заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков в виду утраты интереса в работе (услуге) вследствие просрочки исполнителя (п.2 ст.405 ГК) только при нарушении конечного срока выполнения работы (оказания услуги) (п. З ст.708 ГК).

Назначаемые потребителем новые сроки должны указываться в договоре о выполнении работы (оказании услуги). Если потребитель придет к выводу о необходимости расторжения договора с исполнителем, нарушившим обязательство по своевременному выполнению работы (оказанию услуги), то последний лишается права требовать возмещения произведенных затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу) (п.4 ст.28 Закона).

Усиление законодательной защиты прав потребителей, по сравнению с первоначальной редакцией Закона, нашло свое отражение в предоставлении потребителю права предъявления любого из перечисленных в п.1 ст.28 требований непосредственно после истечения ранее назначенных им новых сроков (абзац второй п.2 ст.28), в то время как ранее возникновение этого права связывалось с нарушением новых сроков свыше одного месяца.

Кроме уплаты в соответствующей пропорции части цены по договору, потребитель обязан возместить исполнителю убытки, причиненные расторжением договора, «в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении указанного договора работу (оказанную услугу), и ценой всей выполняемой работы (оказываемой услуги)». Этим защищаются права исполнителя, добросовестно исполняющего свои договорные обязательства, который вправе рассчитывать на компенсацию своих затрат.

ГК РФ предоставляет право исполнителю услуг одностороннего отказа от исполнения своих обязательств, при условии полного возмещения заказчику убытков (ст.782), что не допускается в подрядных отношениях. В этом случае договор следует считать расторгнутым после получения заказчиком-потребителем соответствующего извещения, а также возмещения ему всех причиненных расторжением договора убытков.

По договору возмездного оказания услуг у потребителя отсутствует обязанность в приемке какого-либо их результата, в то время как в подрядных отношениях эта обязанность традиционно рассматривается в качестве одной из основных.[44] В целом приемка готового результата работы имеет большое правовое значение, поскольку с этим связывается момент возникновения права собственности потребителя на изготовленную вещь или права владения на отремонтированную, а также момент перехода риска случайной гибели вещи.

В том случае, если потребитель, в нарушение своей обязанности по приемке выполненной работы, не явится за получением результата работы или иным образом уклонится от этого, исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся платежей, внести на депозит в порядке, предусмотренном ст.327 ГК РФ (ст.738 ГК). Ссылка на «разумную цену» означает, что заказчик не лишен права, доказав, что вещь была в действительности реализована ниже «разумной цены», взыскать с подрядчика разницу.[45] Эта формулировка значительно отличается от общих положений ГК о договоре подряда (п.6 ст.720): во-первых, срок установлен более длительный; во-вторых, его течение начинается не с того момента, когда результат работы должен быть принят заказчиком, а с момента его письменного уведомления. С другой стороны, формулировка ст.738 ГК носит императивный характер, что в целом характерно для регулирования отношений с участием потребителей, а п.6 ст.720 ГК диспозитивный, поскольку предусматривает возможность установления сторонами иного порядка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты