Указом утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В Положении определен также порядок регистрации и учета договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда;
5. Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда»[
Устанавливает порядок предоставления и использования такой разновидности жилых помещений государственного жилищного фонда как служебные жилые помещения;
6. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства»[
В соответствии с которым молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей в период погашения задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам.
Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд.
ЖК Республики Беларусь является систематизированным нормативным актом, в котором содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Он базируется на ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., которая определила, что право граждан республики на жилье обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.[ учебник
Концептуально ЖК Республики Беларусь согласуется с Национальной жилищной программой, что позволяет создать должное правовое обеспечение жилищной реформы. Этому будет способствовать и то, что при доработке ЖК Республики Беларусь были максимально учтены положения нового Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), который был принят 07 декабря 1998 г. и введен в действие, как и Жилищный кодекс, с 01 июля 1999 г., в частности такие существенные акты гражданского оборота, как приобретение права собственности на жилое помещение, его отчуждение, наем, отдача в залог и др.[
В полном соответствии с формами и субъектами права собственности, предусмотренными ГК Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь дает новую классификацию жилищных фондов. Они подразделяются на государственный и частный, каждый вид в свою очередь имеет по две разновидности. Государственный жилищный фонд состоит из республиканского (жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности) и коммунального (жилые помещения, находящиеся в собственности административно-территориальных единиц). Частный жилищный фонд включает жилищный фонд граждан (индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан) и жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственных предприятий и организаций, а также организаций граждан-застройщиков - ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ). По каждому из видов жилищных фондов в Кодексе дается регулирование правоотношений, связанных с получением (приобретением в собственность), пользованием и распоряжением жилыми помещениями.
Жилищный кодекс, сохраняя в принципе действовавшую ранее систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и общественного жилищных фондов (по классификации прежнего ЖК Республики Беларусь) на условиях договора найма, дополняет ее рядом существенных нововведений, адекватных социально-экономическим условиям перехода страны к рыночной экономике.[
Правовое регулирование жилищных отношений (отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда) осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.
Президент Республики Беларусь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь.
Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются:
обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов;
формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;
создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;
правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.
Разграничение полномочий в области регулирования жилищных отношений между республиканскими органами государственной власти и органами государственной власти местного уровня дано в статьях 17-21 Жилищного кодекса.
Совет Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищных отношений:
осуществляет общее управление государственным жилищным фондом;
обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь, Жилищного кодекса, иных законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь;
обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства;
определяет компетенцию специальных органов по управлению государственным жилищным фондом;
координирует инвестиционную деятельность в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов;
определяет типовые потребительские качества жилых помещений;
принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, как республиканский орган государственного управления жилищным фондом, осуществляет государственное регулирование жилищных отношений в области управления государственным жилищным фондом, а также использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных отношений на соответствующей территории:
утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
определяют порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь.
Областные и Минский городской исполнительные комитеты в области регулирования жилищных отношений на территории области, города Минска:
проводят единую политику в области архитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;
закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;
обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;
осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилых помещений;
выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования;
обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;
принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;
решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.
Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села:
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;
принимают меры по созданию организаций, осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;
обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда;
организуют строительство жилых помещений социального пользования;
предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищное строительство;
предоставляют жилые помещения социального пользования;
обеспечивают целевое использование и сохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе;
ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях, организациях;
осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений;
дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений государственного жилищного фонда;
осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;
предоставляют субсидии;
решают другие вопросы в области формирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.[
Республиканское жилищное законодательство обязательно для применения на всей территории республики. Им должны руководствоваться как граждане, так и все государственные органы и юридические лица независимо от форм собственности.
Неотъемлемой частью жилищного законодательства является так называемое «региональное законодательство» - нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, как правило, в связи с необходимостью учета местных условий. Нормотворческая деятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующего законодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории.