При этом уточнение указанных данных, касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществляется регулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет в период с 1 февраля до 1 мая».[
Пунктом 29 Положения для граждан, имеющих право на жилые помещения социального пользования, введена обязанность предоставления сведений о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи. Такие сведения граждане обязаны предоставлять регулярно по истечении 5 лет с даты постановки на учет.
Уточнение данных, подтверждающих право граждан находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится также перед принятием решения о предоставлении жилого помещения.
Согласно ст. 47 ЖК Республики Беларусь: «Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1.улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2.выезда на постоянное проживание в другой населенный пункт, за исключением случаев, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятии, в учреждении, организации;
3.прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
4.предоставления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Если гражданин был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при отсутствии оснований для этого, то в дальнейшем такие основания появились (увеличилось количество членов семьи и т.п.), дата постановки его на учет переносится на день возникновения этих оснований.
Перенос очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или снятие их с учета производятся по решению органов, принявших этих граждан на учет.
Гражданину, очередность которого переносится, или гражданину, снятому с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, сообщается об этом в письменной форме в десятидневный срок со дня принятия такого решения с указанием оснований переноса очередности или снятия с учета».[
Положение дополнило основании, изложенные в ст. 47 ЖК Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248 -3, снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так в соответствии с п. 31.5 и п. 31.6 Положения дополнительными условиями снятия с учета являются:
подача гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
непредставления в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения необходимых документов в установленные указанным пунктом сроки.
Предусмотрено также, что граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.
Пунктом 33 Положения определены основания сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства.[
Согласно ст. 49 ЖК Республики Беларусь: «Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия на учет сохраняется:
по месту жительства – за членами семьи, совместно проживавшими с гражданином и состоявшими с ним на учете, в случае его смерти или снятия с учета по основаниям, указанным в абзаце третьем части первой статьи 47 настоящего Кодекса, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
по месту работы – за работающими на данном предприятии, в учреждении, организации членами семьи гражданина, состоявшего на учете, в случае прекращения с ним трудовых отношений, а за членами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, – независимо от места их работы, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий».[
Согласно п. 38 Положения: «Контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством».[
3.3 Порядок предоставления жилой площади
Согласно ст.53 ЖК Республики Беларусь: «Жилые помещения предоставляются гражданам:
в домах коммунального жилищного фонда – по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе, или по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета;
в домах республиканского жилищного фонда – по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.[
Так же согласно ст.39 Указа №565: «Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей, как правило, в виде квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда».
Согласно ст.42 Указа №565: «Жилые помещения государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилых помещений) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередном порядке в случаях, установленных законодательными актами».
Согласно ст.46 Указа №565: «Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения предоставляется дополнительная площадь жилого помещения в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади».
Согласно ст.48 Указа № 565: «Право на дополнительную площадь жилого помещения может быть реализовано только один раз».
Заключение
Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений. К регламентации жилищных отношений привлечены институты и нормы ряда отраслей права, в основном гражданского. Но прежде всего регулирование жилищных отношений базируется на положениях жилищного законодательства. Следовательно, Жилищный кодекс выступает наряду с вновь принятыми федеральными законами, регламентирующими жилищные отношения, в качестве составляющего правовую базу.
Жилищные отношения являют собой отношения, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье, т.е. возникающие по поводу жилого помещения. В круг таковых входят отношения по поводу: обеспечения граждан жильем, пользования жилыми помещениями, управления жилищным фондом, использования и сохранности жилищного фонда.
Жилые помещение находятся в тесной связи с жилищными отношениями, право собственности является основанием для возникновения и осуществления жилищных отношений. Право пользования жилым помещением собственником этого помещения является одним из трех важнейших составляющих права собственности: владение, пользование и распоряжение.
В орбиту жилищных отношений вовлечены также отношения по поводу "ограниченного" распоряжения жилым помещением, в частности, в числе прав нанимателей жилых помещений содержится право на обмен занимаемого жилого помещения.
Жилищным законодательством регулируются также некоторые другие отношения, складывающиеся в жилищной сфере по поводу жилища: обеспечение жилых домов, жилых помещений отоплением, водой, электроэнергией, газом и др. (коммунальные услуги). Отношения по оказанию гражданам коммунальных услуг неотделимы от жилищных отношений по использованию жилого помещения1.[
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу некоторых отношений, связанных с реализацией жилищных потребностей граждан, в частности, отношений, связанных со строительством жилого дома.
Так, одни авторы считают, что строительство и реконструкция жилища отнесены к сфере жилищных правоотношений2.[
Другие, в частности, Ю.К. Толстой, придерживаются иного мнения. "Жилищное законодательство не распространяется на отношения по строительству и реконструкции жилых домов независимо от того, кто выступает в них в качестве инвестора, заказчика и подрядчика"3.
Эта точка зрения представляется более правильной. Отношения, связанные со строительством жилого дома, подлежат регламентации, главным образом, нормами градостроительного законодательства, земельного и отчасти гражданского.
В 2008 году в Республики Беларусь на строительство жилых домов использовано 6,4 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,9% к их общему объему и 120,9% к уровню 2007 года. Построено свыше 60 тыс. новых квартир общей площадью 5,1 млн. квадратных метров, что на 10,3% больше, чем в 2007 году и 99% к предусмотренному заданию на год. Прирост ввода общей площади жилья обеспечен, главным образом, за счет средств населения (2,4 млн. квадратных метров, или 46,4% от общего ввода жилья) и льготных кредитов банков (соответственно 1,9 млн. квадратных метров и 37,6%).
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено около 43 тыс. квартир общей площадью 3,1 млн. квадратных метров, или 60,6% от общего ввода по республике, в том числе в многоквартирных жилых домах в городах – около 2 млн. квадратных метров.
В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях введено в эксплуатацию около 2 млн. квадратных метров общей площади жилья, или 38,1% от общего ввода по республике, в том числе в сельской местности – 1,5 млн. квадратных метров. В сельскохозяйственных организациях введено в действие 7,6 тыс. жилых домов, квартир, или 100,5% к заданию на год.
В агрогородках, предусмотренных к вводу в текущем году введено в эксплуатацию 1,7 тыс. жилых домов, квартир общей площадью 157,9 тыс. квадратных метров. На жилищное строительство в агрогородках использовано 225,9 млрд. рублей инвестиций.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на 2008 год по строительству жилых домов» поручалось облисполкомам, Минскому горисполкому, Министерству архитектуры и строительства обеспечить выполнение задания по вводу в эксплуатацию жилья в объеме 5200 тыс.кв.метров.
По данным Белстата, в прошлом году в целом по республике введено в действие 5146,7 тыс.кв.метров общей площади жилья (99% к заданию), в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 1959 тыс.кв.метров, или 38% от общего объема по республике. Задание по возведению жилья в сельской местности и малых городских поселениях выполнено на 123,6%. Доля жилья, введенного в эксплуатацию непосредственно в сельских населенных пунктах (1456,8 тыс.кв.метров), составила 28,3% от его общего ввода по республике.
Все области перевыполнили установленные годовые задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов. Наибольший ввод в действие жилья достигнут там, где была должным образом организована совместная работа заказчиков и подрядных организаций, непрерывное и своевременное финансирование, а также завершено строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
Более высокие общие результаты по выполнению годового задания достигнуты в Брестской, Гомельской и Минской областях (соответственно 100,9, 100,8 и 100,4%). Гродненская и Могилевская области выполнили указанное задание на 100,3%, Витебская область – на 100,1%. Город Минск не вышел на установленный уровень выполнения годового задания – здесь введено в эксплуатацию 1156,5 тыс.кв.метров, или 94,1% к заданию.
Годовое задание по строительству жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (3943 тыс.кв.метров, или 76% от общего объема ввода в эксплуатацию) в целом по республике недовыполнено. Для указанной категории граждан построено 3116 тыс.кв.метров общей площади, или 60,6% от общего объема ввода в эксплуатацию.
В то же время необходимо отметить, что для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено в многоквартирных жилых домах в городах 1962,5 тыс.кв.метров общей площади, или 75,3% от общего ввода в многоквартирных жилых домах в городах. По регионам этот показатель составил: в Гомельской области – 93,3%, Брестской – 90,9%, Могилевской – 90%, Гродненской – 83,1%, Витебской – 81%, Минской области – 76,2% и в Минске – 58,3%.
Выполнение за отчетный период заданий по строительству жилых помещений социального пользования (898 квартир), для многодетных семей (1878 квартир) и для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах (582 квартиры) характеризуется следующими данными:
введено в эксплуатацию 1119 квартир социального пользования (общей площадью 65,9 тыс.кв.метров), или 124,6% к заданию. Годовое задание по этому показателю перевыполнили все области (в Могилевской области это задание перевыполнено в 2,7 раза). В Минске выполнение задания по социальному жилью составило только 85,2%;
построено 3241 квартира для многодетных семей (общей площадью 281,8 тыс.кв.метров), или 172,6% к годовому заданию. Данный показатель годовой жилищной программы значительно перевыполнен всеми областями (в том числе Гомельской областью – в 3,9 раза, Витебской – в 3,2 раза и Минской – в 2 раза) и в г.Минске;
сданы в эксплуатацию 836 квартир (общей площадью 48,8 тыс.кв.метров), или 143,6% к годовому заданию, для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. Этот показатель выполнен в Витебской области и значительно перевыполнен в других регионах (в Гродненской области в 2,3 раза). В Минске выполнение этого задания составило только 85,8%.[
Жилищное строительство было и остается важнейшей задачей для строительного комплекса, местных исполнительных и распорядительных органов как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
Законное и справедливое разрешение судебных жилищных споров оказывает позитивное влияние не только на участников конкретных правоотношений, но и на все общество в целом, формируя бесконфликтную социальную обстановку, при которой человеческие ресурсы направляются не на борьбу за социальные блага, а высвобождаются для создания новых материальных ценностей и культурного развития.[
Список используемых источников
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советам Республики 19 ноября 1998 года: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2007 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [ Электронный ресурс ] / ООО «ЮрСпект», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007.
2. Жилищный Кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 г.№248 – 3: принят Палатой представителей 18 декабря 1998 г., одобрен Советом Республики 8 февраля 1999 г.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006. 64 с.
4. Корнушенко Е.И. Регулирование жилищных отношений / Е.И. Корнушенко, Н.П. Каган, Е.Б. Чарей. – Минск: Агенство Владимира Гревцова: Серия “Право и бизнес”, 2006. – 208 с.
5. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование: Жилищные отношения. Правовое регулирование в современных условиях // Журнал № 3-4 (16-17) Декабрь 2003г
6. О Национальной жилищной программе (концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной политике): Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 24 февраля 1994 г. № 2806 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1994 г., № 15
7. О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128
8. О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 (с изм. и доп. Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 № 128) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 70, 1/8420
9. О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений: Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185. С изм. и доп. Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 223, 1/8874
10. О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства: Указ Президента Республики Беларусь №585 от 22 ноября 2007 г.
11. О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № N1593 (по состоянию на 15 июля 2008 г.) //
12. О Программе развития жилищно – коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006 – 2010 г.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2006 г. № 720, с изм. и доп. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 580 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25169
13. О совместном домовладении: Закон Республики Беларусь, принят Палатой представителей 17 декабря 1997 г., одобрен Советом республики 20 декабря 1997 г.
14. Юрист: Ежемесячный практический журнал, №1(92) январь 2009
15. Юрист: Ежемесячный практический журнал, №2(69) февраль 2007
16. Юстиция Беларуси, №3 1999
17. Юстиция Беларуси, №4 2002