Жилищные права несовершеннолетних

Согласно пункту 16 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности или занимаемые на основании договора найма (поднайма) лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, помещенных на государственное обеспечение, подлежат сдаче местными исполнительными и распорядительными органами по договорам найма (поднайма) для проживания других лиц [9].

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.

В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье определено (ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.

До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте.

Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли

Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.

В целях совершенствования правового регулирования обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: незаселенные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, в том числе на патронатном воспитании, в государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских деревнях (городках), государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, подлежат сдаче местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения жилых помещений по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда для проживания других лиц.

Глава 2 Права пользования, купля - продажа жилым помещениям несовершеннолетними


2.1 Пользование жилыми помещениями


В соответствии с положениями гражданского, жилищного и семейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи право пользования жилыми помещениями. Отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются соответствующими статьями Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Если для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем), который, в частности, может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и др. На совершение таких сделок необходимо согласие органов опеки и попечительства (ст.161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ч.2 ст.35 Гражданского кодекса), иначе они будут недействительны. В то же время, граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя [21, c. 74].

При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки и попечительства. Отказ этих органов в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке (п.5 Правил обмена жилых помещений государственного жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 02.08.1999 г. №1191). Разрешение жалобы вышестоящим органом не является препятствием для подачи жалобы в суд.

Одной из действенных мер по защите жилищных прав детей-сирот, по мнению Министерства образования, может стать обмен жилого помещения по инициативе опекуна (попечителя) в случае лишения родителей их родительских прав.

При несогласии родителей, лишенных родительских прав либо ограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун (попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договора найма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства") [16].

При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.

Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли [3].

Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.

Особо важными являются вопросы защиты прав детей при регулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.

В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан, которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только с предоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодекс льгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут быть выселены и без предоставления другого жилого помещения [30, c. 78].

В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложены некоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов о выселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселение из общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставления другого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Предусмотрено также, что при выселении нанимателя и членов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересы детей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку (попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняется жилое помещение [30, c. 85].

Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учет интересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:

— выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);

— выселение без предоставления гражданам жилого помещения в случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либо использования их не по назначению, систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями (ст.39 ЖК);

— выселение в связи со сносом или переоборудованием жилого помещения (ст.69 ЖК);

— выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК) [28, c. 23].

Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом и Минобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проект новой редакции Жилищного кодекса.

Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детей при приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизации жилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии — с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.

Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительства является основанием для признания сделки недействительной.

 

2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК


Специфика регулирования жилищных правоотношений в жилищно-строительных кооперативах обуславливает особенности пользования жилыми помещениями в домах ЖСК, права членов семьи члена ЖСК, в том числе детей. У членов семьи члена ЖСК и у его наследников могут возникать с кооперативом особые правоотношения по вопросам вступления в ЖСК, закрепления квартиры или комнаты и др. Все эти правоотношения обусловлены наличием членства в кооперативе и производны от него.

Согласно ст.110 Жилищного кодекса Республики Беларусь члены семьи члена ЖСК имеют право пользования жилым помещением наравне с членом кооператива, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Если члены семьи члена ЖСК перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное не установлено законодательством и заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением [3].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты