Журналистика Швеции
Министерство науки и образования Украины
Донецкий Государственный Университет
Выполнила:
студентка 2-го курса
заочного отделения
факультет филологии
специальности "Журналистика"
Гаврысь И.А.
Проверила:
Артамонова И.М
Донецк 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................ 3
1. Основные вехи истории журналистики.................................... 4
2. Современные шведские средства
массовой информации..................................................................... 6
3. Право и саморегулирование прессы........................................ 11
4. Тематика выступлений периодической
печати Швеции................................................................................ 19
Заключение.................................................................................... 22
Введение
Из стран Северной Европы наиболее показательными можно считать средства массовой информации Швеции. Их история и происходящие в современные годы динамичные процессы развития отражают общие для этого региона тенденции. Вот почему именно масс-медиа Швеции и посвящена первая глава этой книги.
Автор выражает искреннюю благодарность шведским коллегам Яну Экекранцу, Гунару Нигрену, Эрику Багерстаму, Георгу Страхалу, Магдиду Сапану, Лассе Анджону, Керсти Розен и многим другим за бескорыстную и действенную помощь в сборе материалов по истории и современному состоянию СМИ Швеции.
Королевство Швеция — это государство на Скандинавском полуострове, занимающее территорию в 450 тыс. кв. км. Население около 8,6 млн. человек, 96 % которых — шведы. Вся территория разбита на 24 лена. Столица — Стокгольм. Глава государства — король. Государственная церковь — лютеранская.
Ни одна из стран мира не привлекает, пожалуй, такого внимания исследователей, как современная Швеция. Экономисты пытаются понять причины ее экономических успехов, проникнуть в секреты достижений в области науки и техники. Социологи и политологи изучают опыт строительства «скандинавского социализма», функционирования «общества благосостояния». Повышенный интерес вызывает также внешнеполитический курс страны. И это тоже не случайно. Практикой доказано, что ряд существенных преимуществ в положении Швеции — прямой результат длительного неучастия в больших войнах и военных конфликтах. Проводимая правящими кругами страны политика активного нейтралитета стала важной составной частью борьбы за сохранение мира.
1. Основные вехи истории журналистики
В Швеции, как и в других странах Европы, предпосылки к возникновению периодической печати сложились в связи с формированием национального рынка, ростом мануфактур, распространением грамотности среди широких кругов населения. Школы на территории Швеции появились в XIII веке. Их основателями, как правило, являлись монастыри доминиканского и францисканского орденов. Возникали и так называемые городские школы, в которых обучали письму и счету. К XVI веку в стране уже насчитывалось 20 церковных и монастырских школ и 10 городских. Протожурналистика была представлена церковными хрониками, которые появились в середине XIII века на латинском языке, а в XIV веке — уже более содержательные рифмованные хроники на древне-шведском языке (например, «Хроника Эрика» и др.). В связи со становлением шведской нации и национального языка возникла потребность в выработке его национальной литературной нормы. В 1541 году Л. Петри и О. Петри осуществили первый полный перевод и издание Библии — так называемая «Библия Густава Вазы», что надолго определило нормы литературного шведского языка.
Первая ежедневная газета появилась в Стокгольме в 1763 году. Называлась она "Даглигт аллеханда" («Все за день»). Именно в это время, когда по всему цивилизованному миру широко и активно распространялись идеи Просвещения, периодика стала важным инструментом воспитания и просвещения масс, распространения идей передовых мыслителей.
Бурное развитие шведская печать получила в XIX веке, когда, собственно, и сложились традиции шведского либерализма. Большую роль в этом сыграла газета "Афтонбладет" ("Вечерняя газета"), основанная в 1830 году в Стокгольме видным общественным деятелем демократической ориентации Ларсом Йоханом Хмертом (1801-1872 годы). Бертиль Турекуль так рассказывает об этом в своей работе "Сила традиции и возможности журналистики в демократических системах".
«Осенью 1830 года некий шведский дворянин пригласил пятерых знатных господ на ужин в Стокгольме, чтобы обсудить проект новой газеты. Имя дворянина было Ларс Юхан Йерта, и созданная им газета получила название "Автонбладет". Эта газета до сих пор выходит и является одной из ведущих вечерних газет Швеции.
Йерта явился основателем современной шведской журналистики, да и вообще современной, либеральной идеологии печати. Его приемы до сих пор учат нас, как делать газеты.
В его газете можно было найти подробные судебные репортажи, точные описания условий жизни народа, новости, неудобные для власти, бюллетени со всей страны и из-за рубежа, сплетни и семейные новости, произведения ведущих литераторов и высококачественную культурную дискуссию.
На этой основе газета «Афтонбладет» стала оружием в борьбе против королевской власти, борьбе, приведшей в свое время в союзе и с другими демократическими силами к формированию шведской демократии. Формально — конституционная монархия, но на практике — парламентарная страна, где вся власть в руках народа, и с королем, превратившимся в символ.
Итак, шведская печать исторически сложилась как печать партийная. Эта ее особенность сохраняется и поныне. Она неотрывна от конституционного принципа гласности и от усилий государства по финансовой поддержке всех общественно-политических газет, поскольку, по мнению шведских исследователей, многообразие всех политических взглядов в обществе отражает лучше всего партийная пресса.
Современные тенденции развития шведских массмедиа характеризуются, однако, постепенным переходом от партийной ангажированности к нейтральности и специализации. Это явление наблюдается и в других странах Северной Европы: в Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии.
2. Современные шведские средства массовой информации
Информационные агентства
"Тиднингарнас телеграмбюро" — ТТ — ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике, страны, различными статьями и т.п.
Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.
Газеты
Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире.
Шведские газеты традиционно были склонны симпатизировать программам и идеологиям политических партий и даже активно поддерживать их. Однако политические позиции газет отнюдь не совпадали с политическими предпочтениями избирателей. Если социал-демократы и коммунисты в течение десятилетий получали примерно половину голосов избирателей, то на их печатные органы приходилась лишь одна пятая совокупного тиража. Напротив, несоциалистические партии поддерживались примерно каждыми четырьмя газетами из пяти, и в данном случае либеральная пресса намного превосходила число голосов, которые избиратели отдавали либеральным партиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция отхода газет от партийных позиций.
Структурные изменения и финансовое положение ежедневной прессы находились под постоянным наблюдением государства с начала 1960-х годов. Семь комиссий приходили к выводу, что закрытие газет ограничивало возможности ежедневной печати исполнять свои функции в рамках шведской демократической системы, и был принят ряд соответствующих мер для противодействия дальнейшей концентрации собственности и стимулирования учреждения новых газет. Условия предоставления субсидий прессе приспособлены к законам рынка с целью превращения субсидий в дополнительный элемент рыночной системы.
Первые субсидии прессе были выделены в 1969 году. Итоговым результатом последовательных рекомендаций целого ряда комиссий было создание продуманной системы субсидий. В 1994-95 годах субсидии «газетам узкого охвата», т.е. тем, которые охватывали не более 50 % семей по месту их выпуска, составили в сумме 411 млн. шв. крон. Эти селективные субсидии составили 3-4 % от чистых доходов всех шведских газет от реализации и рекламы. Кроме того, субсидии в размере 73 млн. шв. крон выделялись газетам, участвующим в совместных программах по распространению изданий.
В настоящее время субсидии газетам узкого охвата увеличивают их доход в среднем на 15 %. Отмена системы финансирования могла бы немедленно поставить под угрозу существование огромного количества газет. После введения субсидий для печати связи между ежедневной прессой и политическими партиями постепенно распадались, тем самым подрывая сам смысл субсидирования. Субсидии финансируются за счет налога на все виды рекламы, за исключением телевидения и радио.
В целом шведские газеты печатаются в современных и высокопроизводительных типографиях с использованием передовой технологии с высокой степенью компьютеризации. Налажена быстрая и надежная система распространения газет и журналов.
В трех крупнейших городах (Стокгольме, Гётеборге и Мальме) есть газеты, выходящие семь дней в неделю. В других частях страны преобладает шестидневная периодичность. Большинство провинциальных газет выходят утром, тогда как в трех крупнейших городах выходят также обширные вечерние иллюстрированные газеты для розничной продажи. Рынок для этого последнего вида изданий медленно сокращался с качала 1970-х годов. Средняя шведская ежедневная газету имеет тираж 25 тыс. экземпляров и выходит утром.
Стокгольмские вечерние газеты "Афтонбладет" (Aftonbladet) и "Экспрессен" (Expressen) имеют читателей почти по всей стране и используют типографии вне Стокгольма. Однако рынок вечерних газет стал резко сокращаться в 1990-х годах.
Традиционная ориентация шведской прессы на политические партии в последние годы заметно ослабла, чему способствовали постоянные многомиллионные субсидии со стороны государства. В результате окрепла и финансовая независимость газет.
Журналы
Число изданий, которые официально называются «периодическими изданиями», составляет от двух до трех тысяч. Из них только примерно 165 являются «газетами»,; т.е. изданиями, которые выходят ежедневно или, по крайней мере, раз в неделю. Остальные являются журналами.