Журналистика Швеции

Журналистика Швеции

Министерство науки и образования Украины

Донецкий Государственный Университет

 

 









                                                            Выполнила:

                                                                          студентка 2-го курса

                                                                        заочного отделения

                                                                          факультет филологии

                                                                                            специальности "Журналистика"

                                                              Гаврысь И.А.

                                                         Проверила:

                                                                   Артамонова И.М

Донецк 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................ 3

1. Основные вехи истории журналистики.................................... 4

2. Современные шведские средства

массовой информации..................................................................... 6

3. Право и саморегулирование прессы........................................ 11

4. Тематика выступлений периодической

печати Швеции................................................................................ 19

        Заключение.................................................................................... 22
Введение

Из стран Северной Европы наиболее показательными можно считать средства массовой информации Швеции. Их история и происходящие в современные годы динамичные процессы развития отражают общие для этого региона тенденции. Вот почему именно масс-медиа Швеции и посвящена первая глава этой книги.

Автор выражает искреннюю благодарность шведским коллегам Яну Экекранцу, Гунару Нигрену, Эрику Багерстаму, Георгу Страхалу, Магдиду Сапану, Лассе Анджону, Керсти Розен и многим другим за бескорыст­ную и действенную помощь в сборе материалов по ис­тории и современному состоянию СМИ Швеции.

Королевство Швеция — это государство на Скандинавском полуострове, занимающее территорию в 450 тыс. кв. км. Население около 8,6 млн. человек, 96 % которых — шведы. Вся территория разбита на 24 лена. Столица — Стокгольм. Глава государства — король. Государственная церковь — лютеранская.

Ни одна из стран мира не привлекает, пожалуй, такого внимания исследователей, как современная Швеция. Экономисты пытаются понять причины ее эконо­мических успехов, проникнуть в секреты достижений в области науки и техники. Социологи и политологи изучают опыт строительства «скандинавского социа­лизма», функционирования «общества благосостоя­ния». Повышенный интерес вызывает также внешне­политический курс страны. И это тоже не случайно. Практикой доказано, что ряд существенных преиму­ществ в положении Швеции — прямой результат дли­тельного неучастия в больших войнах и военных конф­ликтах. Проводимая правящими кругами страны политика активного нейтралитета стала важной составной частью борьбы за сохранение мира.

1. Основные вехи истории журналистики

В Швеции, как и в других странах Европы, предпосылки к возникновению периодической печати сложи­лись в связи с формированием национального рынка, ростом мануфактур, распространением грамотности среди широких кругов населения. Школы на террито­рии Швеции появились в XIII веке. Их основателями, как правило, являлись монастыри доминиканского и францисканского орденов. Возникали и так называемые городские школы, в которых обучали письму и счету. К XVI веку в стране уже насчитывалось 20 церковных и монастырских школ и 10 городских. Протожурналистика была представлена церковными хрониками, кото­рые появились в середине XIII века на латинском язы­ке, а в XIV веке — уже более содержательные рифмо­ванные хроники на древне-шведском языке (например, «Хроника Эрика» и др.). В связи со становлением шведской нации и национального языка возникла потреб­ность в выработке его национальной литературной нормы. В 1541 году Л. Петри и О. Петри осуществили первый полный перевод и издание Библии — так называемая «Библия Густава Вазы», что надолго определило нормы литературного шведского языка.

Первая ежедневная газета появилась в Стокгольме в 1763 году. Называлась она "Даглигт аллеханда" («Все за день»). Именно в это время, когда по всему цивилизованному миру широко и активно распространялись идеи Просвещения, периодика стала важным инстру­ментом воспитания и просвещения масс, распростра­нения идей передовых мыслителей.

Бурное развитие шведская печать получила в XIX веке, когда, собственно, и сложились традиции шведского либерализма. Большую роль в этом сыграла газета "Афтонбладет" ("Вечерняя газета"), основанная в 1830 году в Стокгольме видным общественным деятелем демократической ориентации Ларсом Йоханом Хмертом (1801-1872 годы). Бертиль Турекуль так рассказывает об этом в своей работе "Сила традиции и возможности журналистики в демократических системах".

«Осенью 1830 года некий шведский дворянин пригласил пятерых знатных господ на ужин в Стокгольме, что­бы обсудить проект новой газеты. Имя дворянина было Ларс Юхан Йерта, и созданная им газета получила название "Автонбладет". Эта газета до сих пор выходит и является одной из ведущих вечерних газет Швеции.

Йерта явился основателем современной шведской журналистики, да и вообще современной, либеральной идеологии печати. Его приемы до сих пор учат нас, как делать газеты.

В его газете можно было найти подробные судебные репортажи, точные описания условий жизни на­рода, новости, неудобные для власти, бюллетени со всей страны и из-за рубежа, сплетни и семейные ново­сти, произведения ведущих литераторов и высокока­чественную культурную дискуссию.

На этой основе газета «Афтонбладет» стала оружи­ем в борьбе против королевской власти, борьбе, приведшей в свое время в союзе и с другими демократи­ческими силами к формированию шведской демокра­тии. Формально — конституционная монархия, но на практике — парламентарная страна, где вся власть в руках народа, и с королем, превратившимся в символ.

Итак, шведская печать исторически сложилась как печать партийная. Эта ее особенность сохраняется и поныне. Она неотрывна от конституционного принципа гласности и от усилий государства по финансовой поддержке всех общественно-политических газет, по­скольку, по мнению шведских исследователей, много­образие всех политических взглядов в обществе отражает лучше всего партийная пресса.

Современные тенденции развития шведских массмедиа характеризуются, однако, постепенным переходом от партийной ангажированности к нейтральности и специализации. Это явление наблюдается и в других странах Северной Европы: в Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии.

2. Современные шведские средства массовой информации

Информационные агентства

"Тиднингарнас телеграмбюро" — ТТ — ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике, страны, различными статьями и т.п.

Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.


Газеты

Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире.

Шведские газеты традиционно были склонны симпатизировать программам и идеологиям политических партий и даже активно поддерживать их. Однако политические позиции газет отнюдь не совпадали с по­литическими предпочтениями избирателей. Если соци­ал-демократы и коммунисты в течение десятилетий по­лучали примерно половину голосов избирателей, то на их печатные органы приходилась лишь одна пятая со­вокупного тиража. Напротив, несоциалистические партии поддерживались примерно каждыми четырь­мя газетами из пяти, и в данном случае либеральная пресса намного превосходила число голосов, которые избиратели отдавали либеральным партиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция отхода газет от партийных позиций.

Структурные изменения и финансовое положение ежедневной прессы находились под постоянным наблюдением государства с начала 1960-х годов. Семь комиссий приходили к выводу, что закрытие газет ограничивало возможности ежедневной печати испол­нять свои функции в рамках шведской демократичес­кой системы, и был принят ряд соответствующих мер для противодействия дальнейшей концентрации соб­ственности и стимулирования учреждения новых газет. Условия предоставления субсидий прессе приспособлены к законам рынка с целью превращения субсидий в дополнительный элемент рыночной системы.

Первые субсидии прессе были выделены в 1969 году. Итоговым результатом последовательных рекомендаций целого ряда комиссий было создание продуман­ной системы субсидий. В 1994-95 годах субсидии «га­зетам узкого охвата», т.е. тем, которые охватывали не более 50 % семей по месту их выпуска, составили в сум­ме 411 млн. шв. крон. Эти селективные субсидии соста­вили 3-4 % от чистых доходов всех шведских газет от реализации и рекламы. Кроме того, субсидии в размере 73 млн. шв. крон выделялись газетам, участвующим в совместных программах по распространению изданий.

В настоящее время субсидии газетам узкого охвата увеличивают их доход в среднем на 15 %. Отмена системы финансирования могла бы немедленно поставить под угрозу существование огромного количества газет. После введения субсидий для печати связи между ежедневной прессой и политическими партиями посте­пенно распадались, тем самым подрывая сам смысл субсидирования. Субсидии финансируются за счет на­лога на все виды рекламы, за исключением телевиде­ния и радио.

В целом шведские газеты печатаются в современных и высокопроизводительных типографиях с использованием передовой технологии с высокой степенью ком­пьютеризации. Налажена быстрая и надежная система распространения газет и журналов.

В трех крупнейших городах (Стокгольме, Гётеборге и Мальме) есть газеты, выходящие семь дней в неделю. В других частях страны преобладает шестидневная периодичность. Большинство провинциальных газет выходят утром, тогда как в трех крупнейших городах выходят также обширные вечерние иллюстрированные газеты для розничной продажи. Рынок для этого последнего вида изданий медленно сокращался с качала 1970-х годов. Средняя шведская ежедневная газету имеет тираж 25 тыс. экземпляров и выходит утром.

Стокгольмские вечерние газеты "Афтонбладет" (Aftonbladet) и "Экспрессен" (Expressen) имеют читателей почти по всей стране и используют типографии вне Стокгольма. Однако рынок вечерних газет стал резко сокращаться в 1990-х годах.

Традиционная ориентация шведской прессы на политические партии в последние годы заметно ослабла, чему способствовали постоянные многомиллионные субсидии со стороны государства. В результате окреп­ла и финансовая независимость газет.


Журналы

Число изданий, которые официально называются «периодическими изданиями», составляет от двух до трех тысяч. Из них только примерно 165 являются «газетами»,; т.е. изданиями, которые выходят ежедневно или, по крайней мере, раз в неделю. Остальные явля­ются журналами.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты