Журналистика Швеции

Действующий ныне Закон о свободе печати был принят в 1949 году и основывался на законе 1812 года; позднее в него вносились некоторые поправки. Одна из них касается изданий, печатаемых при помощи специфических средств: ротапринта, фотокопирования и т.п.

В 1992 году аналогичное законодательство было принято для радио, телевидения, кинематографа и других средств массовой информации в виде Закона о свободе слова, который входит в число основных законов.


Закон о свободе печати

В Швеции, как и в некоторых других демократических странах, однозначно запрещена официальная цен­зура печати, а также иные серьезные ограничения пуб­ликации и распространения печатной продукции. Шведские законодатели постарались обеспечить гаран­тии свободы печати с помощью продуманного сочета­ния мер.

Главная среди них – ведение института ответственного издателя. Всякое периодическое издание, выходящее четыре раза в год или чаще, должно назначить ответственного издателя, единолично отвечающе­го за содержание публикации. Только он может быть привлечен к ответственности за любое нарушение За­кона о свободе печати.

Ответственного издателя назначает владелец издания. Он должен постоянно проживать на территории Швеции (с 1978 года действует поправка, допускающая назначение на эту должность иностранцев, постоянно проживающих в Швеции), быть совершеннолетним и не быть не восстановленным в правах банкротом.

Ответственный издатель может назначить себе заместителя и обязан сделать это, если он не в состоянии исполнять свои обязанности. Только в редких случа­ях, когда ни тот, ни другой не могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о печати, мож­но наказать какое-либо другое лицо. Для таких затруд­нительных положений законом предусматривается «це­почка ответственности», в соответствии с которой пра­вовая ответственность далее возлагается на владельца издания. Если по какой-либо причине и владельцу нельзя предъявить обвинение, ответчиком становится типография. И в качестве крайней меры обвинение может быть предъявлено распространителю — положение, применяемое главным образом к дающим ос­нование для судебного преследования материалам в зарубежных изданиях, ввезенных в Швецию, посколь­ку в этом случае шведский закон не распространяется на исходные звенья цепочки.

Шведские газеты стабильны в своем развитии, они четко структурированы, у них совсем другой уровень профессионализма сотрудников. Там нет, в отличие от наших газет, такого явления, когда редактор или директор замыкает на себе все функции руководства и тащит все буквально на себе. В шведских газетах жесткое распределение обязанностей и дисциплина. Редакции газет похожи на часовой механизм: очередной номер выходит каждое утро. Серьезное отношение сотрудников издания к делу иллюстрирует следующий пример: ни одна из серьезных газет, на сколько мне сообщили, не имеет корректора. Эта должность благополучно умерла лет двадцать назад. Это говорит о том, что журналист должен быть настолько ответственным, что даже грамматических ошибок в тексте не должен допустить. Готовый текст дают коллегам или редактору новостей, что бы те прочитали его свежим взглядом. И зачастую главный редактор даже не знает, что у него выйдет в номере, настолько все ответственно подходят к выполнению своей работы.

Журналист – это достаточно престижная в Швеции специальность. На журфаках шведских университетов большой конкурс, равно как и на вакантные места в изданиях: на одно претендуют 7 человек. Тем не менее – журналистику в Швеции сложно назвать профессией молодых. В редакциях в основном работают люди старшего и среднего возраста, которые постоянно совершенствуются.


Закон о свободе слова

Новый закон создан по образцу Закона о свободе печати. Так, цензура любой программы официальными органами запрещена. За каждую программу едино­личную юридическую ответственность несет заранее назначенное одно лицо. Положения законов для прес­сы по поводу клеветы и других правонарушений, веде­ния судебных дел и судебных процедур применимы также к радио и телевидению.


Совет по делам прессы и Кодекс журналистской этики

В 1923 году Клуб публицистов впервые принял Кодекс журналистской этики. После ряда поправок в 1994 году Кодекс в современном виде был утвержден и принят к исполнению журналистами, издателями и вещательными компаниями.

Цель Кодекса — обеспечить соблюдение высоких этических норм вообще и особенно защиту личности от вторжения в ее частную жизнь, от клеветы и прочих публикаций, наносящих ей ущерб. Особый раздел посвящен борьбе с редакционной рекламой и другими неправомерными приемами, рассчитанными на введение в заблуждение читателя. За нарушениями такого рода следит специальный комитет.

Этические принципы для средств массовой информации Швеции могут быть сведены к следующим: !

•       предлагай корректные новости;'

•       не избегай дискуссий;

•       уважай личность;

•       осторожно обращайся с иллюстрациями;

•       выслушай и другую сторону;:

•       не поминай имен всуе.

Этические принципы дополняются профессиональными правилами для журналистов, оговаривающими их благонадежность, методы сбора материала, время выхода в свет публикаций

4. Тематика выступлений периодической печати Швеции

Шведскими исследователями Яном Экекранцем и Томом Олсоном был спланирован многофакторный количественный и качественный анализ прессы в контексте конкретного социального времени и пространства.: Уг­лубленное проникновение в отдельные блоки тематики публикаций, корреляционный анализ социальных сред, детальная статистическая обработка всего массива изу­чаемых публикаций способствовали развертыванию исследований «по горизонтали». Хронологическая «вер­тикаль» диктует необходимость изучения динамики со­держания прессы на протяжении целого столетия с интервалом в десять лет на протяжении выбранной исследователями сорок шестой недели календаря.

Университеты Санкт-Петербурга и Стокгольма провели сравнительный российско-шведский анализ прес­сы. Его результаты были опубликованы.

Как отмечают российские исследователи Сергей Корконосенко и Светлана Виноградова, "будет справедливо рассматривать приводимые ниже результаты как этюдные, пилотажные — в силу ограниченности фактического материала, предоставляемого одной не­делей" (44 публикации в российской прессе и 52 -5— в шведской). Несомненно, они должны быть дополнены, во-первых, новым массивом данных — за счет поэтап­ного воссоздания ретроспективной картины прессы и, во-вторых, углубленным качественным исследованием социально-исторического фона журналистской дея­тельности. Вместе с тем даже начальный этап сопо­ставления на эмпирическом уровне обнаруживает; не­которые симптомы различий в содержательном и оце­ночном наполнении отечественной и шведской печати.

Журналистика быстро стала участницей политического процесса. В той же степени, что и политики, журналисты могли решить, что будет на повестке дня в по­литической жизни. Например, именно работники медиа — а не политики — решили, что выборная кампа­ния 1988 года должна акцентировать внимание на про­блемах окружающей среды. Многие кризисы шведского кабинета происходили «на свету». Журналисты из разных средств массовой информации стремились провести "разоблачения" конфликтов и кризисов, происходящих в каждом кабинете. Политические деятели исполь­зовали печатные издания, радио и телевидение в качестве неизменной составляющей своих интриг.

Именно радио и телевидение стали играть особенно важную роль, так как эти средства массовой инфор­мации могли наглядно восстановить для общества дан­ные ранее обещания и комментарии и сравнить их с сегодняшней реальностью. Члены кабинета, которые ранее скорее изредка представлялись в средствах массо­вой информации, быстро стали общественными фигура­ми. Они часто подписывали полемические материалы в газетах своими именами и таким образом участвовали в публичных обсуждениях вне парламента и традиционных политических собраний.

В 1987 году Шведская телевизионная компания сама провела реструктуризацию, представляя основанную Стокгольмом сеть SVT I и региональную SVT II. В начале 70-х годов SR учредило отдельную вспомогательную компанию, названную «Шведской местной радиокомпа­нией» с двадцатью четырьмя FM и AM станциями.

Самые радикальные изменения на шведском телевидении в 1980-х годах произошли не из-за решений правительства, парламента или SVT, а по вине техно­логического прогресса. Спутниковое и кабельное телевидение основательно изменили рынок телевидения. В середине 80-х годов стало возможным принимать пе­редачи таких иностранных телеканалов, как Sку Channel, и подписаться на каналы фильмов, таких как Film Net, через шведскую систему кабельного телеви­дения. Но самым основным событием стало учрежде­ние Лондонского телевидения ТУЗ, являвшегося соб­ственностью Жана Стенбека. Работа этой спутниковой сети положила конец монополии шведского телевизион­ного рынка SVT и подвергла телекомпанию конкурен­ции с коммерческой шведскоязычной сетью.

Осенью 1990-го года другая частная компания на­чала транслировать в Швеции свои программы посред­ством спутниковой связи на сети ТV4. В отличие от TVS, у TV4 имелся обширный отдел новостей и круп­ное студийное Производство. Владельцы ТУ4 включа­ли в себя различные компании промышленной сферы Валленбергов, книгоиздательскую компанию и шведские сельскохозяйственные организации. Вначале ТV4 имело лишь скромный успех в отношении отзывов кри­тиков и зрительской аудитории. Доходы канала от рек­ламы оказались меньше, чем ожидалось.

Но весьма существенным было то, что компания получила лицензию на создание третьей в Швеции наземной телевизионной сети.

Особенности функционирования шведской журналистики ярко проявляются в таком направлении практи­ческой деятельности СМИ, как расследовательская журналистика. Дело в том, что принцип Кодекса этики «не поминай имен всуе» весьма своеобразно преломляется при журналистских расследованиях. В Швеции существует Ассоциация журналистов, ведущих расследования (их называют "копателями"), насчитывающая около 2 ты­сяч членов. Как отмечал один из основателей и руково­дителей Ассоциации Андерс Сунделин в своей лекции, прочитанной на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета 11 марта 2002 года, шведские журналисты сталкиваются с серьезной проблемой: при расследовании нельзя вторгаться в частную жизнь героев произведений. Так, сам Сунделин вел расследование в одном из небольших шведских город­ков на предмет появления там и распространения нарко­тиков. Он опубликовал серию статей в газете "Дагенс нюхетер" и выпустил по итогам работы книгу «Когда наркотик приходит в город». В статьях и книге все имена были вымышленными, а сюжет строился так, чтобы ник: то не мог "вычислить" того или иного человека.

Заключение

Периодическая печать Швеции прошла большой и сложный путь своего развития. История страны наложила свой отпечаток на содержание и формы функцио­нирования печати, радио и телевидения.

Как и в большинстве других стран, число ежедневных газет в Швеции сокращается, зато растет количество специализированных изданий. Государственные субсидии партийным и общественно-политическим газетам и "вторым газетам" (то есть имеющим второй по вели­чине тираж в определенном районе) привели к росту так называемой неприсоединившейся прессы и позволили сохранить конкуренцию на газетном рынке. Государ­ственные субсидии журналам были отменены, что, од­нако, мало повлияло на их численность.

Радио и телевидение страны переживают неоднозначный процесс перехода от государственного регу­лирования к использованию рыночных механизмов. Увеличивается число частных компаний, занимающих­ся электронными СМИ.

Широкое использование компьютерных сетей, общедоступных банков и баз данных, электронных биб­лиотек позволяет переносить оперативную деловую информацию из газет и журналов на новые носители.

Продолжается монополизация и концентрация печатных изданий и новых электронных средств массо­вой информации. Растет мощь транснациональных корпораций в области СМИ, прежде всего связанных со странами Северной Европы.

В новый век шведская журналистика вступила в переломный период своей истории.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты