Действующий ныне Закон о свободе печати был принят в 1949 году и основывался на законе 1812 года; позднее в него вносились некоторые поправки. Одна из них касается изданий, печатаемых при помощи специфических средств: ротапринта, фотокопирования и т.п.
В 1992 году аналогичное законодательство было принято для радио, телевидения, кинематографа и других средств массовой информации в виде Закона о свободе слова, который входит в число основных законов.
Закон о свободе печати
В Швеции, как и в некоторых других демократических странах, однозначно запрещена официальная цензура печати, а также иные серьезные ограничения публикации и распространения печатной продукции. Шведские законодатели постарались обеспечить гарантии свободы печати с помощью продуманного сочетания мер.
Главная среди них – ведение института ответственного издателя. Всякое периодическое издание, выходящее четыре раза в год или чаще, должно назначить ответственного издателя, единолично отвечающего за содержание публикации. Только он может быть привлечен к ответственности за любое нарушение Закона о свободе печати.
Ответственного издателя назначает владелец издания. Он должен постоянно проживать на территории Швеции (с 1978 года действует поправка, допускающая назначение на эту должность иностранцев, постоянно проживающих в Швеции), быть совершеннолетним и не быть не восстановленным в правах банкротом.
Ответственный издатель может назначить себе заместителя и обязан сделать это, если он не в состоянии исполнять свои обязанности. Только в редких случаях, когда ни тот, ни другой не могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о печати, можно наказать какое-либо другое лицо. Для таких затруднительных положений законом предусматривается «цепочка ответственности», в соответствии с которой правовая ответственность далее возлагается на владельца издания. Если по какой-либо причине и владельцу нельзя предъявить обвинение, ответчиком становится типография. И в качестве крайней меры обвинение может быть предъявлено распространителю — положение, применяемое главным образом к дающим основание для судебного преследования материалам в зарубежных изданиях, ввезенных в Швецию, поскольку в этом случае шведский закон не распространяется на исходные звенья цепочки.
Шведские газеты стабильны в своем развитии, они четко структурированы, у них совсем другой уровень профессионализма сотрудников. Там нет, в отличие от наших газет, такого явления, когда редактор или директор замыкает на себе все функции руководства и тащит все буквально на себе. В шведских газетах жесткое распределение обязанностей и дисциплина. Редакции газет похожи на часовой механизм: очередной номер выходит каждое утро. Серьезное отношение сотрудников издания к делу иллюстрирует следующий пример: ни одна из серьезных газет, на сколько мне сообщили, не имеет корректора. Эта должность благополучно умерла лет двадцать назад. Это говорит о том, что журналист должен быть настолько ответственным, что даже грамматических ошибок в тексте не должен допустить. Готовый текст дают коллегам или редактору новостей, что бы те прочитали его свежим взглядом. И зачастую главный редактор даже не знает, что у него выйдет в номере, настолько все ответственно подходят к выполнению своей работы.
Журналист – это достаточно престижная в Швеции специальность. На журфаках шведских университетов большой конкурс, равно как и на вакантные места в изданиях: на одно претендуют 7 человек. Тем не менее – журналистику в Швеции сложно назвать профессией молодых. В редакциях в основном работают люди старшего и среднего возраста, которые постоянно совершенствуются.
Закон о свободе слова
Новый закон создан по образцу Закона о свободе печати. Так, цензура любой программы официальными органами запрещена. За каждую программу единоличную юридическую ответственность несет заранее назначенное одно лицо. Положения законов для прессы по поводу клеветы и других правонарушений, ведения судебных дел и судебных процедур применимы также к радио и телевидению.
Совет по делам прессы и Кодекс журналистской этики
В 1923 году Клуб публицистов впервые принял Кодекс журналистской этики. После ряда поправок в 1994 году Кодекс в современном виде был утвержден и принят к исполнению журналистами, издателями и вещательными компаниями.
Цель Кодекса — обеспечить соблюдение высоких этических норм вообще и особенно защиту личности от вторжения в ее частную жизнь, от клеветы и прочих публикаций, наносящих ей ущерб. Особый раздел посвящен борьбе с редакционной рекламой и другими неправомерными приемами, рассчитанными на введение в заблуждение читателя. За нарушениями такого рода следит специальный комитет.
Этические принципы для средств массовой информации Швеции могут быть сведены к следующим: !
• предлагай корректные новости;'
• не избегай дискуссий;
• уважай личность;
• осторожно обращайся с иллюстрациями;
• выслушай и другую сторону;:
• не поминай имен всуе.
Этические принципы дополняются профессиональными правилами для журналистов, оговаривающими их благонадежность, методы сбора материала, время выхода в свет публикаций
4. Тематика выступлений периодической печати Швеции
Шведскими исследователями Яном Экекранцем и Томом Олсоном был спланирован многофакторный количественный и качественный анализ прессы в контексте конкретного социального времени и пространства.: Углубленное проникновение в отдельные блоки тематики публикаций, корреляционный анализ социальных сред, детальная статистическая обработка всего массива изучаемых публикаций способствовали развертыванию исследований «по горизонтали». Хронологическая «вертикаль» диктует необходимость изучения динамики содержания прессы на протяжении целого столетия с интервалом в десять лет на протяжении выбранной исследователями сорок шестой недели календаря.
Университеты Санкт-Петербурга и Стокгольма провели сравнительный российско-шведский анализ прессы. Его результаты были опубликованы.
Как отмечают российские исследователи Сергей Корконосенко и Светлана Виноградова, "будет справедливо рассматривать приводимые ниже результаты как этюдные, пилотажные — в силу ограниченности фактического материала, предоставляемого одной неделей" (44 публикации в российской прессе и 52 -5— в шведской). Несомненно, они должны быть дополнены, во-первых, новым массивом данных — за счет поэтапного воссоздания ретроспективной картины прессы и, во-вторых, углубленным качественным исследованием социально-исторического фона журналистской деятельности. Вместе с тем даже начальный этап сопоставления на эмпирическом уровне обнаруживает; некоторые симптомы различий в содержательном и оценочном наполнении отечественной и шведской печати.
Журналистика быстро стала участницей политического процесса. В той же степени, что и политики, журналисты могли решить, что будет на повестке дня в политической жизни. Например, именно работники медиа — а не политики — решили, что выборная кампания 1988 года должна акцентировать внимание на проблемах окружающей среды. Многие кризисы шведского кабинета происходили «на свету». Журналисты из разных средств массовой информации стремились провести "разоблачения" конфликтов и кризисов, происходящих в каждом кабинете. Политические деятели использовали печатные издания, радио и телевидение в качестве неизменной составляющей своих интриг.
Именно радио и телевидение стали играть особенно важную роль, так как эти средства массовой информации могли наглядно восстановить для общества данные ранее обещания и комментарии и сравнить их с сегодняшней реальностью. Члены кабинета, которые ранее скорее изредка представлялись в средствах массовой информации, быстро стали общественными фигурами. Они часто подписывали полемические материалы в газетах своими именами и таким образом участвовали в публичных обсуждениях вне парламента и традиционных политических собраний.
В 1987 году Шведская телевизионная компания сама провела реструктуризацию, представляя основанную Стокгольмом сеть SVT I и региональную SVT II. В начале 70-х годов SR учредило отдельную вспомогательную компанию, названную «Шведской местной радиокомпанией» с двадцатью четырьмя FM и AM станциями.
Самые радикальные изменения на шведском телевидении в 1980-х годах произошли не из-за решений правительства, парламента или SVT, а по вине технологического прогресса. Спутниковое и кабельное телевидение основательно изменили рынок телевидения. В середине 80-х годов стало возможным принимать передачи таких иностранных телеканалов, как Sку Channel, и подписаться на каналы фильмов, таких как Film Net, через шведскую систему кабельного телевидения. Но самым основным событием стало учреждение Лондонского телевидения ТУЗ, являвшегося собственностью Жана Стенбека. Работа этой спутниковой сети положила конец монополии шведского телевизионного рынка SVT и подвергла телекомпанию конкуренции с коммерческой шведскоязычной сетью.
Осенью 1990-го года другая частная компания начала транслировать в Швеции свои программы посредством спутниковой связи на сети ТV4. В отличие от TVS, у TV4 имелся обширный отдел новостей и крупное студийное Производство. Владельцы ТУ4 включали в себя различные компании промышленной сферы Валленбергов, книгоиздательскую компанию и шведские сельскохозяйственные организации. Вначале ТV4 имело лишь скромный успех в отношении отзывов критиков и зрительской аудитории. Доходы канала от рекламы оказались меньше, чем ожидалось.
Но весьма существенным было то, что компания получила лицензию на создание третьей в Швеции наземной телевизионной сети.
Особенности функционирования шведской журналистики ярко проявляются в таком направлении практической деятельности СМИ, как расследовательская журналистика. Дело в том, что принцип Кодекса этики «не поминай имен всуе» весьма своеобразно преломляется при журналистских расследованиях. В Швеции существует Ассоциация журналистов, ведущих расследования (их называют "копателями"), насчитывающая около 2 тысяч членов. Как отмечал один из основателей и руководителей Ассоциации Андерс Сунделин в своей лекции, прочитанной на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета 11 марта 2002 года, шведские журналисты сталкиваются с серьезной проблемой: при расследовании нельзя вторгаться в частную жизнь героев произведений. Так, сам Сунделин вел расследование в одном из небольших шведских городков на предмет появления там и распространения наркотиков. Он опубликовал серию статей в газете "Дагенс нюхетер" и выпустил по итогам работы книгу «Когда наркотик приходит в город». В статьях и книге все имена были вымышленными, а сюжет строился так, чтобы ник: то не мог "вычислить" того или иного человека.
Заключение
Периодическая печать Швеции прошла большой и сложный путь своего развития. История страны наложила свой отпечаток на содержание и формы функционирования печати, радио и телевидения.
Как и в большинстве других стран, число ежедневных газет в Швеции сокращается, зато растет количество специализированных изданий. Государственные субсидии партийным и общественно-политическим газетам и "вторым газетам" (то есть имеющим второй по величине тираж в определенном районе) привели к росту так называемой неприсоединившейся прессы и позволили сохранить конкуренцию на газетном рынке. Государственные субсидии журналам были отменены, что, однако, мало повлияло на их численность.
Радио и телевидение страны переживают неоднозначный процесс перехода от государственного регулирования к использованию рыночных механизмов. Увеличивается число частных компаний, занимающихся электронными СМИ.
Широкое использование компьютерных сетей, общедоступных банков и баз данных, электронных библиотек позволяет переносить оперативную деловую информацию из газет и журналов на новые носители.
Продолжается монополизация и концентрация печатных изданий и новых электронных средств массовой информации. Растет мощь транснациональных корпораций в области СМИ, прежде всего связанных со странами Северной Европы.
В новый век шведская журналистика вступила в переломный период своей истории.