1497), «Самсон» (1497 – 1498), «Святая Екатерина» (1498)
Высшим творческим достижением Дюрера в период с 1495 по 1500 была
серия «Апокалипсис». Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна
настроениям, царившим в Германии конца XV века. В «Апокалипсисе» нашли
выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и
насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибели притеснителям и обещан
«небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Не удивительно, что эти
настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назревала
революционная ситуация и началось движение за преобразование страны.
Содержащиеся в «Апокалипсисе» описания бедствий и гибели
человеческого рода производили в то время особенно сильное впечатление.
Перед 1500 годом в Европе распространились слухи о предстоящем в этом году
конце света и о близости «судного дня». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису»
проникнуты духом реформации. Не колеблясь, он перенес действие в свое
время. Его Вавилон – это папский Рим. Сам папа, император и духовенство
падают первыми жертвами божественных всадников и ангелов- мстителей.
Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие, современные формы
архитектуры еще более усиливают впечатление, что речь идет о событиях
сегодняшнего дня. Отсюда – огромный успех этой серии. «Апокалипсис» Дюрера
был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и
как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Серия «Апокалипсис» состоит из 15 изданных в 1498 году гравюр, к
которым впоследствии Дюрер присоединил еще титульный лист. Самый тип
издания необычен. Здесь иллюстрации не сопровождают текст, но лишь
составляют к нему параллель и воспринимаются самостоятельно, как связное
повествование. Более ранние листы – «Открытие 7 печати», «Иоанн и старцы»,
«Поклонение агнцу», более поздние – «Семь светильников», «Иоанн, глотающий
книгу», «Четыре всадника» и другие. Заключительным листом является
«Небесный Иерусалим», обещанный праведникам.
Начатая в эти же годы серия гравюр на дереве – «Большие страсти» – была завершена Дюрером лишь в 1510 – 1511 годы. Тема «страстей Христовых» - одна из самых распространенных тем в немецкой гравюре.
Одновременно с гравюрой на дереве Дюрер начал работать и в технике
гравюры на меди, не имевшей ранее распространения в Нюрнберге. Тематика
гравюр на меди разнообразна. Здесь Дюрер часто обращался к мифологическим,
литературным и бытовым сюжетам. Во многих гравюрах на меди Дюрер обращается
к изображению нагого тела. Таковы, например, гравюры «Четыре ведьмы»,
«Мадонна со стрекозой», «Прогулка», «Морское чудовище» и др.
Живописные работы 1495 – 1500гг. не столь многочисленны и
разнообразны по тематике, как гравюры. По большей части это заказные работы
– алтарные картины или портреты.
Первый большой заказ на алтарную живопись Дюрер получил от курфюрста саксонского Фридриха. Он заказал Дюреру свой портрет и две алтарные картины для отстраивавшегося в то время Виттенбергского замка: «Поклонение младенцу» (Дрезденская галерея, 1496-1497) – одна из них.
В портретах Дюрера, исполняемых во второй половине 90-х годов, сказалось влияние нидерландской школы. Оно проявляется в композиционных приемах и тщательной отделке деталей, в стремлении к воспроизводству натуры во всем ее индивидуальном своеобразии. Вместе с тем Дюрер вносит в некоторые из них величавость, присущую портретам итальянских мастеров.
Несмотря на разнообразие жанров, сюжетов и техники, произведения, созданные Дюрером во II–ой половине 90-х годов, образуют цельную группу. Их объединяет эмоциональная насыщенность и сила чувств, каких Дюреру не всегда удавалось достигнуть впоследствии.
§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию.
Около 1500 г. в творчестве Дюрера наблюдался заметный перелом. Еще в
90-х годах художник проявлял интерес к изображению нагого тела и передачи
пространства. Теперь эти проблемы выдвигаются на первый план. При этом в
решении их Дюрер не ограничивался более эмпирическим методом, но задался
целью овладеть научной теорией, созданной итальянцами, - теорией пропорций
тела и линейной перспективой. Воспроизведение трехмерного пространства на
плоскости и правильное изображение человеческой фигуры были важнейшими
задачами, вставшими перед художниками Возрождения.
Разработка теоретических основ искусства началась в Италии в I-ой
половине 15 века, уже в середине века появляются первые трактаты. Это
сочинения Леона Баттиста Альберти «О живописи» (1436) и «О статусе» (после
1464), работа Пьеро де Франческа «О живописной перспективе» (1484- 1487).
Трактаты эти не были опубликованы, однако они пользовались известностью
среди итальянских художников, которые уже в 15 веке были хорошо знакомы с
линейной перспективой и теорией пропорций. Возможно, Дюрер познакомился с
теорией линейной перспективы во время своего первого посещения Италии. О
теории пропорций он впервые узнал в 1500 году, когда в Нюрнберг приехал
работавший в Германии венецианский художник Якопо де Барби
Новые интересы Дюрера проявились уже в исполненных в 1501 – 1502 годах гравюрах на меди «Св. Евстафий» и «Немезида». В первой из них в центре внимания художника оказалось изображение животных в разнообразных поворотах и позах. Гравюра «Немезида» посвящена изображению идеальной нагой женской фигуры. Фигура Немезиды принадлежит к числу первых фигур, сконструированных Дюрером в соответствии с теорией пропорций. Особенно интенсивно работает Дюрер над созданием канона мужской и женской фигур около 1504 года. В отличие от более ранних опытов, он стремиться теперь не только к соответствию фигуры основным пропорциям, но и к тому, чтобы найти для этих пропорций наиболее совершенное воплощение. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки 1503-1504 годов, на основе которых Дюрер создал свою прославленную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Здесь он впервые попытался воплотить классический идеал красоты. Для построения человеческой фигуры использует геометрию.
Если большинство гравюр на меди 1500-1505 годов посвящено построению
идеальных фигур и разработке пропорций, то в гравюрах на дереве Дюрер
обращает большое внимание на развитие повествования и передачу настроения и
чувств. Самым значительным произведением, исполненным в эти годы в гравюре
на дереве, является серия «Жизнь Марии». В 1502-1505 годах Дюрер исполнил
17 листов этой серии. Затем работа прервалась в связи с отъездом художника
в Италию, но позднее в 1510-1511 годах, он дополнил серию еще тремя листами
и издал ее в виде отдельной книжки в сопровождении латинских стихов некоего
Бенедикта Келедониуса (Швальте).
Наряду с графическими работами, Дюрер исполнил в 1500-1505 годах большое количество картин. В них также отразились новые интересы и искания художника, которые заметно сказались уже в исполненном в 1500 году мюнхенском автопортрете.
Наиболее крупной живописной работой этого времени являлся так
называемый Паумгартнеровский алтарь, заказанный Дюреру братьями Стефаном и
Лукой Паумгартен, видными нюрнбергскими бюргерами. По всей вероятности
алтарь был написан в 1502-1504 годах, ныне он находиться в Старой
Пинакотеке в Мюнхене. В центральной части алтаря представлено «Рождество
Христово», на створках изображены св. Евстафий и св. Георгий.
Занятый выполнением заказов и заработками, Дюрер не забыл о своем намерении овладеть теорией искусства. В 1506 году он предпринял специальную поездку в Болонью, чтобы повидаться с кем-то из знатоков перспективы. Затем он отправляется в Венецию, где провел полтора года.
§5. Большие алтарные книги и первый замысел
«Книги о живописи».
Дюрер возвратился в Нюрнберг весной 1507 года. Тотчас же в его
мастерскую стали поступать многочисленные заказы. Слава его была так
велика, что богатые купцы, могущественные князья, сам император наперебой
добивались его работ. В течение нескольких лет Дюрер целиком посвящает себя
живописи, почти оставив гравюру. В период между 1507-1511гг. он создает
одну за другой ряд больших картин: «Адам и Ева», «Мучение 10000 христиан»,
«Вознесение Марии», «Поклонение троице». Под влиянием итальянского
искусства он стремиться к созданию монументальных величественных
произведений, которые прославили бы его имя в потомстве.
Замысел картины «Адам и Ева» возник у Дюрера еще в Венеции. Подобно гравюре 1504 года, она задумана, прежде всего, как воплощение совершеннейших пропорций и форм человеческого тела.
Вероятно, в Италии бала начата и картина «Мадонна с цветком ириса», законченная в 1508 году. В ней еще чувствуется воздействие венецианской живописи, сказывающейся в мягкости цветовых переходов, богатстве нюансов, тонкой передаче воздушной среды. Однако эти качества недолго удержаться в живописи Дюрера. В больших картинах 1508-1511 годов цвет становиться локальным, широта и обобщенность письма сменяются тщательной детализацией.
В 1508 Дюрер написал для своего старого заказчика Фридриха саксонского картину «Мучение 10000 христиан при персидском царе Сапоре», в которой использовал исполненную им около 10-ти лет назад гравюру на дереве, тот же сюжет.
Летом 1507г. франкфурский богатый купец, торговец Якоб Геллер,
приехавший по делам в Нюрнберг, заказал Дюреру большой створчатый алтарь
«Вознесение Марии» для одной из капелл доминиканской церкви во Франкфурте-
на-Майне. К сожалению, центральная часть алтаря не сохранилась. Вывезенная
в 1615 году курфюрстом Максимилианом Баварским из Франкфурта в Мюнхен, она
в 1729 году сгорела во время пожара.
После геллеровского алтаря он написал еще только одну большую
картину – «Поклонение троице» (1511) и три небольших произведения –
«Мадонну с грушей» (1512) и изображения императоров Карла Великого и
Сигизмунда (1512-1513). Вскоре Дюрер надолго оставил живопись.
В 1509-1510 Дюрер пробует свои силы в поэзии. Попытки художника
приобщиться к литературе вызвали насмешки со стороны его ученых друзей.
Однако Дюрер не намерен был сдаваться. В 1509-1510 он написал ряд
стихотворений религиозного, морализующего и сатирического содержания, а
также сочинил стихотворные тексты к трем своим гравюрам. Все же поэтические
опыты Дюрера составляют лишь кратковременный эпизод в его литературной
деятельности. Вскоре усилия его направляются по иному руслу. Он задумывает
грандиозный трактат о живописи.
Первые рукописные наброски Дюрера к теоретическому труду относятся к
1507-1512гг. Как явствует из них Дюрер задумал сначала написать
всеобъемлющий трактат, в котором должно было быть заключено все относящееся
к воспитанию и обучению идеального, универсального образованного и
всесторонне развитого художника. Рукописные наброски тех лет сохранили план
всего сочинения и отдельных частей, а также отрывки о живописи,
перспективе, архитектуре и заметки к вступительной части. Эта книга,
которую Дюрер предполагал назвать «Пища для учеников – живописцев» или
просто «Учебник живописи», была задумана в трех частях.
Почувствовав невыполнимость столь грандиозного проекта, Дюрер отказался от этого плана. Составленный намного позднее план «книжечки», куда входят уже только 10 вопросов, имеющих непосредственное отношение к работе живописца, - пропорции мужчины, женщины и ребенка, пропорции лошади, архитектура, перспектива, светотень, цвет, композиция, создание картины по воображению – представляет собой второй, сокращенный вариант «Книги о живописи».