"Мы проповедуем Христа, вразумляя и уча каждого человека всей мудрости..."- говорил апостол Павел. Эта воля к наставлению была в центре служения отца
Александра. Неутомимо наставлял в проповедях, бесчисленных беседах и разговорах со всяким, кто к нему приходил, и во время регулярных встреч со своими прихожанами. А главное, он продолжал свои устные наставления в письменном виде, и они были столь же изобильными. Книга была одной из форм его служения. "Книга, как стрела, пущенная из лука, - говорил он, - пока ты отдыхаешь, она работает за тебя." По правде говоря, отец Александр почти не отдыхал, но, тем не менее, послал много стрел, и стрелы эти продолжают его работу и по сей день.
Его целью было разрушить преграды, мешающие людям воспринимать Слово Божье.
"В своих книгах я стараюсь помочь начинающим христианам, пытаясь раскрыть на современном языке основные аспекты евангельского жизнепонимания и учения".
Его первая книга, названная "Сын человеческий" - книга об Иисусе Христе, рождалась из бесед с неофитами, бесед, начатых сразу после его рукоположения. Писать эту книгу он начал еще в отроческие годы. Но теперь понял, что она необходима, поскольку для большей части его современников, лишенных всякой религиозной культуры, текст Евангелия слишком труден и без ключа к его пониманию недоступен. Отец Александр хотел рассказать сегодняшним людям о земной жизни Иисуса Христа так, чтобы они почувствовали себя ее свидетелями. Чтобы достичь этого, он опирался на все доступные данные истории, археологии, библейской критики, но всегда сохранял живой и доступный стиль для читателя как можно более широкого. Полный текст книги более десяти лет оставался в машинописной рукописи до тех пор, пока в
1966г. о. Александр не познакомился с Асей Дуровой, француженкой русского происхождения, которая работала в Москве. Ася тайно привозила в Союз книги, изданные за границей на русском языке благодаря трудам Ирины Посновой - еще одной русской эмигрантки, живущей в Бельгии.
Ирина Поснова основала в Брюсселе издательство "Жизнь с Богом", которое выпускало брошюры, соответствующие атеистическому менталитету русских, только что освобожденных из немецких лагерей, которые начинали задавать себе множество вопросов духовного содержания. В 1958 году она поняла, что отныне должна предназначать свои публикации для тех, кто живет в СССР. Не скрывая свою принадлежность к католичеству, издательство "Жизнь с Богом", тем не менее, старательно занималось публикацией книг, отвечавших нуждам православных.
При посредничестве Аси Дуровой, отец Александр стал получать книги из
Брюсселя, а затем вступил в переписку с Ириной Посновой. Узнав о существовании его рукописи о Христе, она предложила ее напечатать. Решено было опубликовать ее под псевдонимом. И, наконец, в 1968 году "Сын
Человеческий" увидел свет.
Позднее издательство "Жизнь с Богом" издавало книги, рекомендованные им или подготовленные под его наблюдением. Только среди людей, которых он лично знал, сотни получили благодаря брюссельскому издательству духовную пищу, а они в ней так нуждались, - скажут они потом. Один из его прихожан скажет с юмором об этом, в виде загадки "Вопрос: Где рождаются духовные дети?-
Ответ: "В капусте... Брюссельской."
Книга "Сын Человеческий" попала точно в цель. Для многих это и был тот самый ключ, открывший им смысл Евангелия. Следующая книга отца Александра, изданная тем же издательством в 1969 году, называлась "Небо на земле" и была посвящена православной литургии.
Тем временем он приступил к новому труду: большой истории религий человечества из шести томов под общим названием "В поисках Пути, Истины и
Жизни". Идеей этой он вдохновился у Владимира Соловьева. Когда Христос явился людям, они уже прошли долгий путь. Великие религии и античная мысль составили своего рода прелюдию к Новому Завету и подготовили мир к принятию
Евангелия. Отец Александр видел сходство между духовными поисками своих современников и путем наших предков навстречу Богу. Он предлагает читателю непрерывную повесть духовной человеческой "эпопеи", на путях человечества к
Истине, то идущего вперед, то отступающего, то сбившегося с пути и зашедшего в тупик, по образу народа израильского в его отношениях с Богом.
Отец Александр был убежден, что христианство делает лишь первые шаги, что
Церковь еще только начинает свой путь, и что понадобится еще много времени, чтобы от евангельской закваски взошло все тесто.
В конце шестидесятых годов отец Александр завершил пять первых томов, и они появились в Брюсселе в начале семидесятых. В те же годы он составил путеводитель для чтения Ветхого Завета "Как читать Библию", опубликованный в 1981 г.
Отец Александр придавал большое значение знанию Библии. Его историю религий следует читать в непосредственном сопоставлении с Библией. Над Библией он никогда не прекращал работать, в этой области был пионером в своей стране, введя современную библеистику.
Последний большой труд, на который у него еще хватило времени до своей смерти, был семитомный словарь по библиологии. Туда включены статьи о комментаторах Библии от Филона Александрийского до современных авторов, об основных школах и тенденциях толкований, о методах толкований, истории переводов и изданиях Библии и т.д. Он надеялся таким образом дать пособие, способное послужить обновлению библейской науки в России.
Отец Александр не забывал и детей, для них он приготовил иллюстрированный альбом "Откуда появилось все это?", изданный в Италии. С помощью друзей он приготовил разные диафильмы и кассеты. Самый большой успех впал на долю диафильма "По следам Иисуса". Один француз его даже тиражировал в тысячах экземпляров для распространения по Советскому Союзу и многим этот диафильм открыл путь к Богу.
Отец Александр очень любил кино. Он часто, смеясь, повторял своей жене, что в нем погиб крупный кинематографист. Он планировал сделать фильм по Библии, одновременно документальный и художественный.
Начало 80-х
Отец Александр старался не совершать неосторожных поступков, которые могли
бы скомпрометировать его духовных детей и поставить под вопрос его
пастырскую деятельность. Однако, какие бы предосторожности он ни принимал,
все равно это не могло избавить его от внимания полицейского аппарата. В
1964г. он едва избежал тюрьмы. Он всегда был под наблюдением. Через
определенные промежутки времени КГБ находил предлог ограничивать его
активность, хотя, вероятно, они не знали истинного ее размаха. В церковной
среде на него тоже косо поглядывали. Его талант способен был вызывать
зависть. На протяжении всего своего служения отец Александр получал
угрожающие анонимные письма. На него регулярно писали доносы.
Однако, несмотря на ответственность перед столькими жизнями, которую он
нес, на угрозы КГБ, на неприятности, о. Александр всегда оставался
невозмутимо радостным. Один из его друзей, говоря о нем, вспоминал
размышления Ницше, который находил, что христиане не убедительны самим
своим видом. Глядя на них, отнюдь не возникает впечатление, что Христос
действительно искупил и освободил их. Ну что ж! - продолжал друг, - сказать
это об отце Александре он бы не смог. Нет, его христианство не было унылым.
Он даже хотел написать этюд о юморе Христа. Своей веселостью он был обязан
не только характеру. Хотя в детстве он, говорят, был подвержен приступам
меланхолии. Его веселость являлась результатом его работы над собой, она
питалась глубокой верой, личными отношениями с Иисусом Христом и заставляла
его забывать, в каких условиях он осуществляет свое служение.
"Казалось, в могучей музыке его жизни, - рассказывает один врач, с которым
он подружился, - нет никакого самоусилия, никакого преодоления. Но так не
было... Мало кто знал, что физическое его здоровье было далеко не
идеальным. При врачебном осмотре непонятно было, на чем он держится.
Неистощимость его только казалась телесной, земной. Это был иноприродный
заряд".
Годы, последовавшие за смертью Брежнева, начались с повсеместного
закручивания гаек. Ю. Андропов был в этих вопросах большим специалистом. Он
решил урегулировать проблемы страны крутыми мерами. Был усилен репрессивный
арсенал. Над отцом Александром также сгустились тучи. В 1983 году был
арестован один из его бывших духовных детей, которые в зловещей
Лефортовской тюрьме не выдержал и скомпрометировал многих близких отца
Александра и его самого.
Отца стали вызывать на ежедневные допросы, куда он отправлялся как на работу. В Новой Деревне и в Семхозе несколько раз производились обыски. Отец вынужден был прекратить всякую деятельность. Вот тогда он и впрягся в энциклопедию - словарь по библиологии.
Среди близких многие спрашивали себя, не следует ли ему покинуть страну. Но он никогда не одобрял тех, кого соблазняла эмиграция. Он глубоко верил в
Провидение. У него здесь духовные дети и он не может их бросить!
В конце концов, отец Александр отправил объяснительные письма, одно - церковным иерархам, второе - в Совет по делам религий.
Начало перемен
В марте 1985 года во главе коммунистической партии встал М.С. Горбачев.
Поначалу казалось, он хотел оздоровить страну путем усиления дисциплины.
Однако в области религии внутренняя политика оставалась прежней. Так, в
сентябре 1986 года "Правда" посвятила передовую статью усилению
атеистической пропаганды, как она это делала ежегодно.
Для отца Александра испытания не кончились. В 1984 году был арестован еще
один из бывших его духовных детей. На суде он вел себя очень мужественно, и
только в лагере не устоял. В начале 1986 года он появился на экранах
телевидения с бритой головой и признал, что занимался "политической
деятельностью криминальной в плане гражданском и вредной для Церкви". Но
прежде он послал отцу длинное письмо, явно вдохновленное людьми в погонах,
в котором изобличал организацию малых групп и использование кассет для
катехизации как противоречащее учению Церкви. Вслед за этим, в апреле 1986
года газета "Труд" напечатала большую статью с обвинениями в адрес
нескольких православных: Александра Огородникова, о. Глеба Якунина и о. И.
Мейендорфа - ректора православной духовной семинарии в Нью-Йорке. Не обошли
в ней вниманием и отца Александра.
А между тем, вся эта морока подходила к концу. И что бы ни думали сегодня о
позиции православного епископата в его отношениях с властями, отец
Александр был благодарен за поддержку, которую нашел в лице своего
епископа, владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского,
управляющего приходами Московской области.
В это время, 26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа,
открывшая правящим кругам глаза на состояние разрухи в стране. В декабре
того же года в тюрьме умер известный диссидент Анатолий Марченко. До него,
уже после прихода Горбачева к власти, погибли шесть человек. Это последнее
событие имело огромный резонанс повсюду и отметило конец постбрежневской
зимы. Неделю спустя после смерти Марченко, академику А.Д. Сахарову,
находившемуся под надзором в Горьком, позвонил Горбачев. Их разговор
положил начало освобождению первых политических заключенных. Однако
пришлось ждать конца 1987 года, чтобы советские власти сделали первый шаг в
сторону Православной Церкви. Было объявлено о возвращении двух монастырей,
один из них - Оптина пустынь.
Изменение советской политики по отношению к религии началось в 1988г.,
когда Православная Церковь праздновала тысячелетие Крещения Руси.
Для отца Александра это означало выход из туннеля. Ему впервые в жизни
разрешили выехать за границу, в Польшу, по приглашению православных друзей.
Свою первую публичную лекцию он прочитал в Доме культуры Московского
института стали и сплавов 11 мая 1988г. на тему тысячелетия Крещения Руси.
После лекции он ответил на целую серию вопросов о ходе торжеств,
канонизации святых, об устройстве Православной Церкви, о ее месте в
обществе.