Екатерина II и ее ближайшее окружение
p> Золотой век дворянства.

1785 год ознаменован двумя интересными документами: Жалованной грамотой дворянству и Городовым положением. Первый документ, основанный на дворянских наказах, даровал дворянству значительные личные, имущественные и сословные привилегии. Среди них: освобождение от податей и телесных наказаний, избавление от государственной службы, абсолютное владение собственностью, находящейся в его владениях. Екатерина открыла дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота городам, изданная в одно время с Дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были 1)настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе
2)купцы трех гильдий 3)ремесленники, вписавшиеся в цехи 4)иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий,
5)именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс. руб. и т.п.
6)посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей. Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.

Хозяйство и благоустройство города ведали две городские думы, общая, состоящая из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т.д., и шестигласная, состоявшая из 6 гласных, которых избирала общая дума из своей среды по одному от каждого из шести разрядов городских обывателей. Шестигласная дума действовала постоянно и вела текущие дела города. Городской голова был председателем обоих дум.

Это было замечательной попыткой Екатерины II образовать общество, связанное едиными интересами для улучшения их жизни.

Век Просвещения.

Хочу рассказать о не менее важной просветительской деятельности
Екатерины.

“Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию”
(Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991. –С. 279 ), она имела две страсти, которые постепенно превратились в ежедневную потребность: читать книги и записывать свои размышления. За свою жизнь она прочла необъятное количество книг: "Обойтись без книг и пера ей было также трудно, как Петру I без топора и токарного станка" (Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991. –С. 279).

Екатерина II, несомненно, была одаренным государственным деятелем, обладала обширными познаниями и литературным даром (писала пьесы, стать, издавала журнал "Всякая всячина", она стала автором многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, она оставила после себя детские нравоучительные сказки, педагогические поучения, ее переписка и воспоминания – важный источник по европейской и отечественной истории). В конце 19 века было издано собрание сочинений Екатерины II, которое составило 12 объемистых томов.


В ее царствование произошел расцвет литературы (Г.Р. Державин, Н.М.
Карамзин, В.В. Капнист, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков), искусства и литературы.

Гаврила Романович Державин был сторонником идеи

просвещенного самодержавия. Он считал, что только с помощью

просвещения и справедливого исполнения законов можно

оградить дворян от народного восстания. Екатерина II наградила

поэта за цикл од о “ Фелице”, где представлен идеал правителя

– мудрого, деятельного и человечного, простого и скромного в

поведении. Героями од Державина стали русские полководцы:

А.В. Суворов, П. А. Румянцев-Задунайский. Он много взял из

Ломоносовских традиций, описывал особенности русской жизни.

Был избран в Российскую академию, и в 1791 году
Екатерина

назначила его своим кабинет-секретарем. Обладал

вспыльчивым, правдолюбивым характером и императрица

рассталась с ним с раздражением, что ничуть не умаляет его

заслуг в просвещении страны.


Она занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.

Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему, право держать ее у себя до смерти; более того,
Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в
1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед. Не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов как Брюль в
Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Ван Дейка,
Рембрандта, Рубенса и других выдающихся художников, а так же богатейшую библиотеку Вольтера. Императрицей был основан Эрмитаж, богатейшее собрание художественных коллекций, который до сих пор является жемчужиной
России. Это замечательный подарок Екатерины нам - ее потомкам.

Она понимала, всю значимость народного образования для развития страны. В губернских городах возникали главные, а в уездных - малые народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове учреждались университеты. Но, на мой взгляд, главной заслугой императрицы в этой области стал опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных). Особо отличился на этом поприще Иван Бецкой,

которой представил Екатерине образовательные проекты. Он

ставил задачу воспитать “новую породу ” людей и предлагал

организовать закрытые воспитательно-образовательные

учреждения, где дети с 6 до 18 лет будут находиться под

наблюдением опытных педагогов. По его инициативе были

открыты гимназии для мальчиков, Смольный институт

благородных девиц и другие. Екатерина II довольно быстро

отказалась от этих проектов и Бецкой закончил свою жизнь

слепым и в нищете.


К просветительской деятельности Екатерины можно отнести и организацию врачебной помощи населению. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались бесплатные лекарства. Поскольку эпидемии оспы являлось для России страшным бедствием, Екатерина ввела оспопрививание, причем сделала прививку одна из первых, дабы явить собою пример для народа. В 1773 году была основана Российская академия наук, для изучения русского языка, которую возглавила Екатерина Дашкова.

Отношение Екатерины к Французской революции.

Дипломатические отношения между Россией и Францией оставались холодными, однако Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро, Даламбером и другими корифеями французской литературы и философии. Катастрофа, постигшая
Бурбонов, была для нее неожиданным событием. В сентябре 1789 года она назвала состояние Франции анархическим и заметила, что дела Людовика XIV:

…Касаются да всех государей, и его

оскорбленное достоинство требует

торжественного восстановления. 26)


Она опасалась, что корона во Франции не останется наследственной и подобно
Польше Франция лишиться всякого значения. Узнав о процессе над королем и его казни, Екатерина занемогла и слегла в постель, она была в глубокой горести, однако выразила надежду, что Англия теперь уничтожит Францию.

Из дневников Екатерины:

… Нужно искоренить всех французов до того, чтобы и имя этого народа исчезло… 27)

…Равенство- чудовище, которое во что бы то ни стало, хочет сделаться королем. 28)

Екатерина мудро предвидела появление диктатора во Франции, хотя не дожила до Наполеона. В 1794 году она писала:

…нужен человек недюжинный, ловкий, храбрый, опередивший своих современников и даже может быть свой век… он стопою своею остановит дальнейшее падение… Франции. 29) События во Франции, безусловно, омрачили ее последние годы. До 1789 года она находилась в переписке со знаменитейшими писателями Франции, но во время революции ей говорили, что именно эта литература просвещения привела к страшному французскому кризису. Ее “Наказ” был запрещен во Франции до революции как вольнодумный. Таким образом, она была в смятении, увидев, что ее просвещенные вольнодумные взгляды были созвучны некоторым лозунгам французских революционеров.

Екатерина II заслужившая имя Великой умерла в Царском Селе под
Петербургом 6 ноября 1796 года и была похоронена в Петропавловском соборе в
Санкт - Петербурге.

Результаты правления.


Если оценивать правление Екатерины в цифрах, то мы увидим следующую картину:

Устроено губерний по новому образцу: 29

Построено городов: 144

Конвенций и трактатов заключено: 30

Побед одержано:78

Замечательных указов издано: 88

Указов для облегчения народа: 123; итого , 492 дела.

Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

Население империи увеличено с 19 млн. человек ( 1762 г.) до 36 млн. (

1796 г.).

Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс.

Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.

Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.

Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .

Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей.

Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

Подводя итог…

В заключении хочу поделиться своим впечатлением от изученного.
Екатерина в некотором роде была “публичным человеком”. В отличие от детства, аскетического в смысле общения с людьми, после прихода к власти она всю жизнь опиралась на множество людей---военных, государственных и торговых деятелей. Как правило, ей везло на помощников, которые помогали ей проводить реформы, подавлять инакомыслие, завоевывать новые территории. Все это в конечном итоге вело не только к утверждению Екатерины II и ее власти, но и к укреплению России.

Я много раз, вникая в эту тему, задавалась вопросом, что влекло талантливейших людей того времени к добросовестному служению императрице.

И поняла – люди видели ее беззаветное служение Родины—России, они видели желанье этой немки улучшить российский строй и ее потрясающее трудолюбие на поприще руководства страной.

Екатерина в силу своего характера просто не могла делать это плохо.
Если бы она руководила пивоварней, то это была бы лучшая марка пива, если бы городом --- он был бы самым цветущим в мире, но Господь Бог уготовил ей другую судьбу, и она стала Царицей.

Видя ее служение, их Родине ее окружение само было вовлечено в этот процесс и проявляло лучшие русские качества: патриотизм, ум, отвагу, достоинство. Как гениальная самодержица и настоящая женщина она незаметно подталкивала умнейших мужчин к исполнению своих желаний и прихотей, целью которых было процветание России.

Реализовала она себя и в любви. Ее фавориты – люди неординарные и талантливые были щедро вознаграждены ею, но не только за любовные утехи, как кажется на первый взгляд, а прежде всего за деяния, совершенные для
России, значение которых может и было Екатериной несколько преувеличено.

В Петербурге есть знаменательный памятник. У ног величественной улыбающейся императрицы расположились кругом девять ее сподвижников: А.
Орлов, А. Безбородко, Е. Дашкова, Г. Потемкин, П.Румянцев, А. Суворов, Г.
Державин, В. Чичагов, И. Бецкой. Конечно, в жизни их было значительно больше, но даже в таком составе они олицетворяют ее умение опираться в своих деяниях на людей, которые изображены здесь как оплот ее власти.
Однако она возвышается над ними как самодержца, как капитан, ведущий свой корабль по четко выверенному курсу.

Безусловно, в ее персоне и царствовании было достаточно негатива, но не ошибается тот, кто ничего не делает

Изучая ее личность и работая над проектом, я все больше и больше убеждалась, что Екатерина заслуживает рассмотрения и памяти потомков. Я увидела, что это была не только умнейшая женщина со своими небольшими слабостями, не только поразительно трудолюбивая правительница, но и блестящий политик. Она заставила Европу считаться с мнением России (чем, кстати, сейчас занимается наш президент Путин В.В.), а самих русских гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Таков главный урок ее правления.

Библиография.

1. Чайковская Ольга. “Императрица. Царствование Екатерины II” М.: Олимп;

1998.

2. Каменский А.Б. “Под сению Екатерины…”: Вторая половина XVIII века.

СПб., 1992.

3. Брикнер А. Г. “ История Екатерины второй” М.: Сварог и К, 2000 – 800 с.

4. Энциклопедия для детей “ Аванта +”: Том 5 “История России и ее ближайших соседей”. Часть 2 “От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ”.

5. Омельченко О.А. “Законная монархия” Екатерины II. М., 1997.

6. Веселая Г.А. “Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762 года” М.: СЛОВО/SLOVO, 1997.

7. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 5; 1891.

8. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 6; 1890.

9. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 19; 1890.

10. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 22;

1890.

11. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 24;

1898.

12. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 43;

1890.

13. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 53;

1890.

14. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 62;

1890.

15. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 76;

1890.

16. Павленко Н.И. “Екатерина Великая” М.: Молодая гвардия, 2000.

17. Составитель: Михайлов О.Н. “Сочинения Екатерины II” , М.: Сов.

Россия, 1990.

18. Валькова В.Г., Валькова О.А. “Правители России”: ч. 5. Императоры и императрицы Всероссийские. М.: Рольф, 1999.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты