Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы
p> Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику
» , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по
« единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела » , выявляться в

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах
, а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .

« … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .

… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью .

… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы .

… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших его сторон …

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя

.

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также .
Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать
: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .
Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки

… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . »

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?
- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .
Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности
. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей , наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »
.

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых …

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал ее . »

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .
Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам
, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .
Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .
Ребенок называет лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван » .
Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в испуге :
- Мама , мама , какой ползук !

Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница
) .

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка .

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике
, их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .
2. Леля называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».
4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » .
5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .
Действенность .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты