6. « строганок » - то , чем строгают
7. « копатка » - то , чем копают
8. « лизык » - то , что лижет
9. « колоток » - то , чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .
Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »
речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место
динамику .
5. Завоевание грамматики .
За - вы - на - рас - об
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не
хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится
создавать свои собственные .
10. - часы часикают
11. - я намакаронился
12. - видишь , как я хорошо приудобился
13. - погоди , я еще не отсонился
В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно
тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок
поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .
Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за
рамки общенациональных языковых традиций .
Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни
вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно
угадывает значение каждой из них .
14. Мама , отпачкай мне рубашку !
Льзя - нельзя
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не
срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,
чем взрослый .
15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
18. - Я не черепаха , я черепах .
19. - Синица - синиц .
20. - Русалка - русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи
детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось
присущее детям чутье языка .
21. - Червячее яблоко
22. - Клевачий петух
23. - Махучий хвост
Скрещивание слов
24. - Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую
глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому
развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с
самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им
взрослые .
25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются
притяжательные .
26. - Этажерка - эта жерка , та жерка
27. - Табуретка - та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы
разноспрягаемых глаголов .
28. - Папа воевает
29. - Мы сплим
30. - Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один
единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою
целая фраза .
31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )
32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :
1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .
2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .
И в том , и в другом случае основные законы установленной,
выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если
же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,
чтобы вступиться за эти законы .
33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .
Ложное истолкование слов
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно
присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл
которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не
обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача
не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по
вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими
ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он
принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .
34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер
, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,
отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые
пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его
имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же
сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной
конструкции .
35. Кооператив :
пиф
пиф - пиф
апиф
39. капиф
40. каапиф
41. патиф
42. копатиф
43. кооператив
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери
что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,
что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке
, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,
преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует
утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -
дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими
собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее
, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития
период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и
доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и
будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,
Горьких …
7. Специфика детского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и
что именно в интересах реалистического воспитания детей следует
культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен
ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе
реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и
успешнее всего именно при посредстве фантастики .
44. жабы по небу летают
45. рыбы по полю гуляют
46. мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на
минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам
несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В
русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер
игры в обмолвку :
47. Полтора молока чистого кувшина .
48. Гладь , из - под собаки лают ворота .
49. Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами
игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра
мыслительная , игра ума .
50. Будем кушать на диване , а спать на столе .
51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
52. Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так
» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее
укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую
ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и
неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем
уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую
ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не
обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне
моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : - комарище упавший с дуба )