Георгий Федорович Ланг
p> Современные медики значительно расширили возможности функциональной гематологии, что позволяет в настоящее время изучать функциональные свойства отдельных элементов крови.

С именем Г. Ф. Ланга связано современное представление о сущности гипертонической болезни. Учение о гипертонической болезни является наиболее значительным вкладом Г. Ф. Ланга в развитие советской кардиологии.

В 1922 году он впервые высказал мысль о гипертонической болезни как самостоятельном заболевании и установил его связь с нарушением центральной нервной регуляции, указал на ведущее значение функциональных нарушений коры головного мозга. Он писал, что происхождение гипертонической болезни заключается в нарушении функций высших нервных отделов аппарата, регулирующего артериальное давление Г. Ф. Ланг разработал классификацию болезней сердечно сосудистой системы, в основу которой было положено четыре основных принципа: этиологический, патологоанатомический, патолого- физиологический, клинико-симптоматологический. Эта классификация была принята XII Всесоюзным съездом терапевтов в 1935 году, она и ныне является методическим образцом для создания классификаций различных внутренних болезней.

Впервые в нашей стране Г. Ф. Ланг вводит в клиническую практику определение скорости кровотока, физиологические методы исследования гемодинамики, стремится к широкому использованию в клинике биохимии.

Г. Ф. Ланг подробно изучал заболевания миокарда и выдвинул принципиально новое и важное понятие «дистрофия миокарда», предложил искать решения проблемы поражений мышцы сердца в изучении биохимических изменений в миокарде. При этом он исходил из того, что именно биохимические процессы при различных патологических состояниях являются основным источником возникновения у больных изменений электрокардиограммы. Результаты, полученные при изучении биохимических процессов и биохимической структуры миокарда при патологических состояниях — расстройстве кровообращения, ныне подтвердили всю правильность представлений Г. Ф. Ланга.

Его учение об этиологии и патогенезе гипертонической болезни получило и получает дальнейшее творческое развитие. Распространению основных идей этого учения способствовала деятельность его учеников и, в частности, одного из наиболее талантливых, действительного члена АМН СССР, профессора
А. Л. Мясникова.

Г. Ф. Ланг, подчеркивая роль и значение нервной системы, обосновал механизм приступов грудной жабы на основе учения И. П. Павлова, что сейчас находит объективные подтверждения. В 1921 году он впервые вводит термин
«мерцательная аритмия». Его монография «Гипертоническая болезнь», явившаяся плодом 25-летного труда, была удостоена Государственной премии.

Перу Г.Ф.Ланга принадлежит около 100 научных трудов, освещающих различные разделы внутренней медицины. Под его руководством было опубликовано свыше 500 научных работ. Этот огромный список включает болезни системы кровообращения, болезни системы крови, желу-дочно-кишечного тракта, печени, почек, органов дыхания, эндокринной системы и вопросы преподавания внутренней медицины, то есть он был терапевтом-клиницистом широкого круга познаний. Его четырехтомный «Учебник внутренних болезней» (1926—1930 годы) является настольной книгой терапевтов.

Преподавательская деятельность

Полноценная материальная база — учебные комнаты, аудитория, лаборатории — позволила реорганизовать научно-педагогический процесс. Число студентов по сравнению с дореволюционным периодом почти удесятерилось. К концу курса каждый студент составлял историю болезни; она должна была показать, насколько он овладел клиническим мышлением. Исключительное внимание профессора к педагогической деятельности, подготовке врачебных кадров наглядно проявлялось в том, как тщательно, каждый раз заново, готовился он к своим лекциям (поэтому рабочих записей и набросков не сохранял). Очень часто в процессе подготовки пользовался лекциями С. П.
Боткина, которые вообще были его настольной книгой. Он считал, что главное
— развивать у студентов и молодых врачей клиническое мышление: «Студент должен не столько запоминать, как понимать болезни... Он должен научиться правильно мыслить у постели больного». Читая в 20-х годах лекционный курс, профессор за целый год демонстрировал всего несколько больных. Например, больному крупозной пневмонией посвящалось 5—6 лекций, на которых применительно к данному случаю подробно анализировались и отклонения со стороны важнейших систем организма, и особенности заболеваний, имеющих инфекционную природу. Такой подход к лекционному курсу был характерен для школы Боткина.

Многие тысячи советских терапевтов учились на его лекциях, по его книгам, ведущие терапевты нашей страны восприняли и продолжают развивать принципы и взгляды, разработке которых он посвятил всю свою жизнь.

В лекциях Г. Ф. Ланг учил логически мыслить, приводил новейшие научные данные исследований его клиники, данные отечественной и мировой медицинской науки. Он учил всегда, в том числе и на клинических обходах, часто касаясь серьезных научных вопросов, которые нередко перерастали в темы специальных научных исследований.

Ф. Видаль утверждал, что «преподавать — это есть прежде всего искусство выбирать и упрощать» .Нельзя сказать, чтобы лектор Г. Ф. Ланг упрощал слушателям освоение предмета. Никакими ораторскими способностями он не обладал, читал сложно, монотонно, с заметным акцентом. Поэтому единого мнения студентов не было: часть их жаловались, что не могут слушать, другие были увлечены энциклопедически богатым содержанием его лекций, их фундаментальностью и утверждали, что они гениальны. При свободном в те годы посещении лекций старая аудитория, человек на 200, не могла вместить всех студентов и врачей, приходивших послушать Ланга.

Практические занятия со студентами были организованы так, что преподавали все штатные и нештатные сотрудники. Утром к 9 часам в палату приходил младший ординатор и смотрел больных со студентами. В 11 часов старший ординатор, обязанности которого мог исполнять и ассистент клиники, и экстерн (в зависимости от знаний, а не от официального положения), проводил теоретический разбор больных.

На экзаменах профессор часто задавал «необыкновенные» вопросы — по физике, химии, фармакологии, патофизиологии Он не стеснялся отправлять студента повторно готовиться к экзамену. Поэтому его считали строгим, придирчивым. В действительности он лишь следовал своим принципам, так как всегда считал терапию основной клинической дисциплиной, а терапевта — специалистом, который больше других нуждается в широкой теоретической подготовке, и никак не хотел согласиться с тем, что в терапию шли люди, не нашедшие себе применения на других кафедрах. Как-то А. Г. Дембо, один из наиболее близких Георгию Федоровичу учеников, попытался узнать, что тот будет спрашивать на предстоящем собеседовании с аспирантами. Профессор иронически взглянул на него и ответил: «Внутреннюю медицину». Эта строгая принципиальность, требовательность никогда не мешали сотрудникам клиники глубоко уважать и любить своего руководителя.

С самого начала деятельности реорганизованной кафедры был создан студенческий научный кружок, в 1924 г. превратившийся в студенческое научное общество, члены которого под руководством М. Д. Тушинского участвовали в интенсивной научной жизни коллектива, вели самостоятельные исследования. Многие известные медики именно здесь начинали свой путь в науку.

Школа Г. Ф. Ланга

В 1928 г. Г. Ф. Ланга назначают ректором института, эти обязанности он выполнял по 1930 г. Ректор, главный врач, руководитель крупнейшей клиники — теперь он, может полностью раскрыть свой талант организатора и воплотить задуманные реформы лечебно-педагогического процесса. Особое внимание ученого-организатора привлекают проблемы совершенствования поликлинической помощи и поликлинического обучения студентов. Еще в 1923 г. правление ПМИ рассматривает заявление заведующего факультетской терапевтической клиникой о необходимости увеличения числа медицинских сестер и другого персонала для обслуживания амбулатории, где сотрудниками клиники начаты поликлинические приемы. В 1925 г. главный врач Г. Ф. Ланг создает при больнице имени Ф. Ф. Эрисмана 31-ю городскую поликлинику, обслуживающую Петроградский район, и берет на себя консультативное руководство лечебной работой ее терапевтического отделения. 7 января 1935 г. на заседании президиума Совета I ЛМИ, проф. Г. Ф. Ланг настаивает на необходимости передать институту профилакторий, считая это вопросом большой важности.

С 1935 г. начинается опыт объединения факультетской терапии I ЛМИ и терапевтического отделения 31-й поликлиники. В 1937 г. их объединение было официально закреплено штатным расписанием.

Итак, сущность идей Г. Ф. Ланга преемственность и организационное единство поликлинического и больничного звеньев медицинской помощи. Цели такого объединения: 1) повышение квалификации врача; 2) разносторонняя подготовка студентов к будущей врачебной деятельности, приближающая их к условиям, в которых им предстоит работать по окончании института; 3) возможность широкого фронта научных исследований, касающихся ранних стадий заболеваний.

Спустя десятилетие опыт объединения поликлиники с клиникой в составе
I ЛМИ был использован Министерством здравоохранения СССР в масштабе страны.
В 1947 г. пленум Правления Всесоюзного терапевтического общества бурно обсуждал предложение министра здравоохранения Е. И. Смирнова об объединении больниц и поликлиник отдать предпочтение «двухстепенной» (3 часа в стационаре плюс 3 часа в поликлинике) или «трехстепенной» (по 2 часа в стационаре, поликлинике и для посещения больных на дому) системе обслуживания либо не рекомендовать объединение вообще? Большинство участников заседания, проходившего под председательством Г. Ф. Ланга, высказались за объединение. Вначале и больничные, и участковые врачи ежедневно работали в стационаре и на приеме в поликлинике или по помощи на дому. В последующем были внесены коррективы, приближающие организацию работы врача терапевта к формам, первоначально предложенным Г. Ф. Лангом: полное откомандирование на определенный срок врачей поликлиники стационар.

Великолепное детище Г. Ф. Ланга, воплотившее его принципы организации лечебной, научной и преподавательской работы, — факультетская терапевтическая клиника, — по размаху этой деятельности в 20—30 е годы скорее соответствует нашим представлениям о самостоятельном институте. В клинике шла интенсивная и увлекательная работа. Огромный коллектив почти полностью состоял из добровольцев «старых», которые перешли с руководителем из Института для усовершенствования врачей, и новых — это было надежным свидетельством того, как стремились врачи в эту цитадель науки. В 1922-1924 гг. в штате клиники значились 1—2 старших ассистента, 2 младших ассистента и 2 клинических ординатора. А десятки врачей-энтузиастов занимались со студента ми, вели 120—140 больных, дежурили; их труд не оплачивался, и все они считали за честь и счастье «работать у Ланга» И работали так многие годы, выискивая себе заработок на стороне, чему, правда, заботливо способствовал сам Георгий Федорович. Большинство работали врачами в амбулаториях, медико-санитарных частях заводов, многие были на очереди, на бирже труда, существуя пока на средства родителей или, перебиваясь случайными заработками репетитора, грузчика и т. п. Требования к штатным и нештатным сотрудникам в отношении объема и графика работы — и научной, и педагогической, и лечебной — были совершенно одинаковыми. Разница заключалась только в том, получал сотрудник зарплату или нет. В отчетах клиники за эти годы постоянно отмечается большое количество врачей, работающих «добровольно, не получая никакого содержания и не имея никакого официального звания», и указывается на нетерпимость такого положения и на необходимость «увеличения штата клиники с 6 до 21 сотрудника».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты