Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации
Иркутский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства
Выполнил: студент I курса специальность 130300 шифр 021047
Балтухаев В.К.
Иркутск, 2002 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. 2
НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. 2
КОДИФИКАЦИЯ. 4
СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. 5
РОСТ БЮРОКРАТИИ. 7
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. 9
УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН. 10
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ. 11
ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ 13
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 15
|ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ. |
| |
|Я сделаю краткий обзор главных явлений в царствование Николая, |
|ограничиваясь, впрочем, только событиями жизни правительственной и |
|социальной. С этими двумя процессами, изменением правительственного |
|порядка и перестройкой общественных отношений связаны все главнейшие |
|явления этого времени. |
|Царствование Николая обыкновенно считают реакцией, направленной не |
|только против стремлений, которые были заявлены людьми 14 декабря, но|
|и против всего предшествовавшего царствования. Такое суждение едва ли|
|вполне справедливо; предшествовавшее царствование в разное время |
|преследовало неодинаковые стремления, ставило себе неодинаковые |
|задачи. Как мы видели, в первую половину его господствовало |
|стремление дать империи политический порядок, построенный на новых |
|основаниях, а потом уже подготовить частные отношения, согласуя их с |
|новым политическим порядком; говоря проще, в первой половине |
|господствовала надежда, что можно дать стране политическую свободу, |
|сохранив на время рабство. Потом, когда обнаружилась нелогичность |
|этой задачи, надо было бы перейти от первой ее половины ко второй, |
|т.е. к предварительной перестройке частных общественных отношений; но|
|тогда уже не хватило энергии, и вторая задача разрешалась без надежды|
|и желания разрешить первую. Эту вторую задачу усвоил себе преемник |
|Александра. Отказавшись от перестройки государственного порядка на |
|новых основаниях, он хотел устроить частные общественные отношения, |
|чтобы на них можно было потом выстроить новый государственный |
|порядок. Я считаю царствование Николая прямым логическим продолжением|
|второй половины предшествовавшего царствования. Такая более скромная |
|задача царствования Николая I объясняется отчасти личными свойствами |
|нового императора. |
|НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I. |
| |
|Император Николай I родился в июне 1796 г., следовательно, за |
|несколько месяцев до смерти своей бабушки; он принадлежал вместе с |
|младшим братом Михаилом ко второму поколению сыновей Павла и получил |
|поэтому иное воспитание, непохожее на то, какое дано было старшим |
|братьям - Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем |
|не по программе Руссо. Третий брат готовил себя к очень скромной |
|военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не |
|давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он |
|даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году|
|его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду |
|одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка. |
|Вступление Николая I на престол, как мы знаем, было чистою |
|случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое |
|утро проводил по скольку часов во дворцовых передних, теряясь в толпе|
|ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не |
|стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они |
|держались в передней, т. е. в удобнейшем для их наблюдения виде. Он |
|здесь узнал отношения, лица, интриги и порядки, так как в той сфере, |
|где он вращался, интриги были синонимом порядка. Эти мелкие познания |
|очень понадобились ему на престоле; он вступил на престол с очень |
|скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его|
|старший брат. Вот почему он мог заглянуть на существующий порядок с |
|другой стороны, с какой редко удается взглянуть на него монарху. |
|Александр смотрел на Россию сверху, со своей философской политической|
|высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или |
|неправильности жизни исчезают. Николай имел возможность взглянуть на |
|существующее снизу, оттуда, откуда смотрят на сложный механизм |
|рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов. |
|Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего|
|нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, |
|восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью |
|практического законодательства и все это делать без всякого участия |
|общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними |
|правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих |
|вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется,|
|понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, |
|консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика |
|нового царствования; поддержать существующее помощью чиновников - еще|
|так можно обозначить этот характер. |
|В первое время, может быть, под свежим впечатлением недавно пережитых|
|событий новый император был близок к мысли о реформах, но он поставил|
|себе ближайшей задачей предварительно войти в положение дел и |
|принялся усердно изучать самые грязные подробности. Он сам лично |
|ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в |
|какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем |
|почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В |
|губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой |
|ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например,|
|что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все|
|денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников |
|с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император |
|!!нашел!! два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. |
|человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными |
|учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки |
|неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав |
|неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их |
|под суд. |
|Чтобы поправить действие правительственного механизма, столь |
|расстроенного, составлена была комиссия, известная под именем |
|сенатора Энгеля. Комиссия должна была выработать проект нового |
|судебного устройства. Выработанный проект отличался очень |
|либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство,|
|вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных |
|дел от административных. Император вполне одобрил эти проекты, но |
|нашел их более рассчитанными на будущее, чем на настоящее, и оставил |
|пх без последствии. В этом отношении императора к преобразовательным |
|проектам и выразилось основное начало, которым он руководился; он |
|одобрял все хорошие предложения, которые могли поправить .дело, но |
|никогда не решался их осуществить. Итак, поддерживать существующий |
|порядок - вот программа нового правительства. |
|КОДИФИКАЦИЯ. |
|Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было |
|дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса |
|работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть |
|выработан при указанной программе: если решено поддерживать |
|существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты |
|существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом |
|законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту|
|задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил |
|при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в |
|руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, |
|знакомого нам М.М. Сперанского. |
|Сперанский после ссылки был назначен пензенским губернатором, потом |
|генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект|
|нового ее устройства, с которым и приехал в Петербург в 1821 г. Его |
|оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним |
|влиянием; Николай решительно признавал его жертвою политических |
|интриг и при этом ссылался на признание своего старшего брата, будто |
|бы когда-то сказавшего ему, что он в долгу у Сперанского, что он |
|тогда не мог сладить с интригой, хотя знал, что обвинение, взводимое |
|на Сперанского, - клевета. Сперанский еще в 1811 г. начал каяться в |
|своих широких политических затеях, сознавая всю их преждевременность |
|и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную |
|административную школу, ибо что можно представить себе лучше для |
|назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство. |
|Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от |
|затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в |
|короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.|
|Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все |
|указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом |
|императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он |
|расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику |
|заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45|
|громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот |
|сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого |
|Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением |
|рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание|
|материалов остается основным для истории русского законодательства. |
|Это полное собрание законов он и положил в основание действующих |
|законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, |
|облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со |
|ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,|
|сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской |
|империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего |
|состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом. |
|"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом |
|порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и |
|учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок |
|делопроизводства правительственных учреждений, Государственного |
|совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В |
|дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы |
|"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, |
|законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе|
|изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе |
|изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, |
|13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", |
|т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот |
|строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,|
|а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.|
|Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком|
|много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток|
|свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения |
|присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше |
|100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на |
|подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого |
|кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную |
|мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и |
|приводить в порядок старое. |
|Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, |
|Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных |
|законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12|
|томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов |
|Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать |
|руководством для деятельности правительственных учреждений. |
|СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. |
|Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться |
|правительственный порядок. Основания правительственного строя |
|остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без |
|всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм |
|центрального управления. Вот почему в его царствование создалось |
|громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, |
|либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой |
|необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для|
|каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль|
|этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.|
| |
|Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император |
|должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана |
|была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его |
|величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном |
|комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может |
|быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел |
|непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое |
|отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за |
|исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из |
|бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов |
|и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.; |
|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |
|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это |
|отделение упразднено); четвертое отделение управляло |
|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым |
|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |
|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение |
|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка |
|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. |
|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. |
|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, |
|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; |
|подверглось некоторым изменениям только управление сословное, |
|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |
|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре |
|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |
|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в |
|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по |
|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, |
|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|
|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного |
|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. |
|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|
|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|
|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право |
|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, |
|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |
|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении |
|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских |
|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший |
|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие |
|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |
|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом |
|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую |
|собственность в губернии, получивший на действительной службе по |
|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским |
|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные |
|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |
|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в |
|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |
|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |
|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |
|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |
|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |
|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |
|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |
|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |
|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |
|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |
|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |
|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |
|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |
|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |
|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|
|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |
|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |
|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |
|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |
|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |
|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |
|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |
|орудием правительства. |
|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |
|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |
|было равновесие между тем и другим; центральное управление было |
|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие |
|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы |
|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в |
|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все |
|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные |
|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты |
|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны|
|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из |
|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую |
|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить |
|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной |
|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся |
|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа |
|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко |
|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем |
|правильный механизм, который без устали работал, но который был |
|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и |
|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной |
|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем |
|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием|
|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, |
|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство |
|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на|
|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и |
|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка |
|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и |
|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что|
|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид |
|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это |
|царствование, т. е. как оно было тогда завершено. |
|РОСТ БЮРОКРАТИИ. |
|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, |
|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале |
|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству |
|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В |
|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором |
|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 |
|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.|
|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в |
|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило |
|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны |
|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В |
|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о |
|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей, |
|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до |
|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для|
|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти |
|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в |
|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело, |
|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без|
|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего |
|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы|
|и извозчики. |
|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих |
|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества, |
|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных |
|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества; |
|можно только понять, чего стоило казне содержание этого |
|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, |
|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,|
|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным |
|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы|
|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только |
|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам |
|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные |
|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше |
|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той |
|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких |
|сотнях тысяч листов. |
Страницы: 1, 2