Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)?

Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)?

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова.

Кафедра истории России.

Реферат по политической истории России на тему:

«Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)?».

Выполнила студентка

группы ПЛ-21

Жерихина Ксения.

Проверил кандидат исторических наук, доцент

Бухарин Л.А.

Ярославль, 2003 год.

Содержание:

1. Введение. с. 2

2. Биография. Превращение Джугашвили в Сталина. с. 3

3. Как Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б) с. 8

3.1 Исторические предпосылки установления личной диктатуры Сталина. с.8

3.2 Личностные качества, позволившие И.В. Сталину узурпировать власть. с.14

3.3 Семь мнимых отставок Сталина. с.16

4. Безрезультатное сопротивление партии узурпации власти. с.18

4. Заключение. с.26

Список литературы с.28

1. Введение.

Об Иосифе Виссарионовиче Сталине, выдающемся человеке, оставившем заметный след в нашей советской, а также мировой истории, написано немало книг, статей, воспоминаний, и даже стихов. Все они разные – одни авторы восхваляют, другие ругают, третьи пытаются разобраться в мотивах его деятельности и характере. Портрет Сталина создан самыми разными людьми: руководителями партии; генералами, бывшими у него в подчинении во время II мировой войны; советскими журналистами и писателями; старыми большевиками, пережившими лагеря и оставившими мемуары; зарубежными и российскими авторами разных лет. Р. Медведев, Р. Такер, В. Бережков (личный переводчик
Сталина), Н. Бухарин, Л. Троцкий, Ю. Гиренко, А. Зевелев, С. Аллилуева, Н.
Хрущев – вот далеко не полный список тех, кто пытался описать эту историческую фигуру с разных точек зрения. В поисках ответа на вопрос, поставленный в названии моего реферата, я постаралась изучить различную литературу, сравнить мнения современников Сталина и нынешних исследователей о том периоде советской истории. Одно признано неоспоримо - И.В. Сталин являлся неординарной личностью, человеком, который мог повести за собой многие миллионы людей, убедить, а если нет, то заставить их верить в свои идеалы, управлять и добиваться своих целей. Взяться за рассмотрение такой темы, как процесс установления личной диктатуры И.В. Сталина, я решила не случайно. Ведь чтобы добиться того, чего смог добиться он, беспрекословного подчинения, управления буквально мыслями населения огромной, руководимой им страны, совсем не простое дело, и под силу оно далеко не каждому. Чтобы достичь подобной неограниченной власти, а затем и удерживать ее, необходимо обладать определенными качествами, чертами характера, умением оценить ситуацию и воспользоваться ею в своих целях, не пропустить момент, который поможет их добиться. Так какими же качествами обладал Сталин, и обладал ли вообще, какими путями смог он подняться до высот управления страны, занимающей почти шестую часть земного шара, и подчинить ее своей личной воле на почти 20 лет – это я хочу рассмотреть в своей работе. Для этого, на мой взгляд, недостаточно дать описание только личности диктатора, необходимо проследить связи и взаимодействия личности с социальным окружением и политической ситуацией, которые позволяют личностному фактору обрести историческую значимость. По моему мнению, объяснение причин прихода
Сталина к власти и его деспотизма, кроется и в характере Сталина, и в характере большевизма, как политического учения, и в характере той исторической ситуации, в которой оказалась советская власть в 20-е годы, и в характере самой России – страны с традицией самодержавного правления и примирения народа с таким положением. «Но, только уяснив, сложное взаимное переплетение всех этих факторов, мы окажемся в состоянии понять, почему так получилось, что личные качества (как верно, но слишком поздно предсказал
Ленин) оказались мелочью решающего значения».[1]

2. Биография. Превращение Джугашвили в Сталина.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 9 (21) декабря 1879 года в городе Гори Тифлисской губернии в семье сапожника и дочери крепостного крестьянина. Гори, что в переводе с грузинского означает холм, расположен в гористой местности, на востоке Грузии, примерно в 45 милях к северо-западу от Тифлиса. В те времена это был уездный центр Тифлисской губернии. В течение его истории неоднократно разрушительные землетрясения сотрясали город. В прошлом один из пунктов караванного пути, этот город стал станцией главной железнодорожной линии, построенной в 1871 году и соединившей черноморский порт Поти с Тифлисом. К моменту рождения Иосифа Виссарионовича город насчитывал 8-9 тысяч жителей.

О его предках известно немного. Прадед по отцу по имени Заза Джугашвили в начале XIX века участвовал в крестьянском восстании против русских, а затем нашел убежище в деревне Диди-Лило близ Тифлиса. Здесь его сын Вано развел виноградник, здесь родился Виссарион, будущий отец Иосифа. Виссарион работал на кожевенном заводе Адельханова, где обучился сапожному ремеслу.
Через некоторое время некий Барамов открыл в Гори сапожную мастерскую, и среди нанятых на работу был и Виссарион Джугашвили. Здесь он познакомился и вступил в брак с Екатериной Геладзе из семьи бывших крепостных. Джугашвили сняли домик который состоял из единственной маленькой комнаты, стол, четыре табуретки, кровать, небольшой буфет с самоваром, настенное зеркало и сундук с семейными пожитками – вот и вся обстановка этого жилища. Из четверых детей Виссариона и Екатерины в живых остался только Иосиф. Достоверно известно, что Виссарион был суровым, вспыльчивым человеком, большим любителем выпить, нередко избивал жену и сына. Когда мальчику исполнилось
11 лет, отец умер от ножевого ранения, полученного в пьяной драке. Близкий друг и школьный товарищ Сталина И. Иремашвили в своих мемуарах писал:
«Ранняя смерть отца не произвела на ребенка никакого впечатления. Он ничего не потерял со смертью человека, которого должен был называть отцом».
Защищая сына, мать нередко навлекала на себя гнев отца, но потом била ребенка сама. Возможно, ужас, который вселили в него побои матери, помогает объяснить, почему в последствии избиение, символическое или реальное, представлялось ему одним из видов наказания, которого заслуживали наиболее злостные отступники. Таким образом, Иосиф вырос в обстановке острого семейного конфликта и материальной нужды. Дочь Сталина Светлана из разговоров с отцом сделала вывод, что Сталин на протяжении всей жизни был самого высокого мнения о матери, которую считал умной женщиной, хотя и не получившей никакого образования. На основании известный ей фактов, Светлана пришла к заключению, что Екатерина Геладзе была женщиной с пуританской моралью, строгой и решительной, твердой и упрямой, требовательной к себе, и что все эти качества перешли к сыну, который больше походил на неё, чем на отца. И сын, в свою очередь, усвоил её образ мыслей и черты характера, и сохранил глубокую привязанность к матери, которая сильно повлияла на формирование его личности. Мать всячески выражала свою привязанность к нему, привила ему постоянное стремление к успеху, которого не выпало на ее долю. Именно она настояла на том, чтобы послать его в 1888 году в духовное училище в Гори. Сыну передалась вера матери в собственную способность добиться много, он начал рассматривать себя человеком, который обязан превосходить других в любой деятельности. Для этой веры были веские основания, ибо начав посещать духовное училище он проявил незаурядные дарования. Привыкнув к постоянному восхищению матери, он с возрастом стал воспринимать подобное отношение как должное и сам стал идеализировать себя.
По свидетельству близко знавших его в то время людей, Иосиф перестал верить в Бога в 13 лет, после того как прочитал что-то написанное Дарвином или о самом Дарвине; кроме того, Горийское духовное училище того времени буквально пронизывал мятежный дух, ведь с 1890 года в разгар проводившейся царским правительством политики русификации приграничных земель обязательным разговорным языком стал русский, а грузинский занял место иностранного. На первых порах говорливые от природы грузинские ребята не могли разговаривать по-русски и постоянно переходили на родной язык, за что их безжалостно наказывали. Эти меры лишь укрепляли в них чувство национальной гордости: изучая русский язык, многие начали ненавидеть самих русских. Вне стен училища юноши с упоением читали грузинскую литературу, особенно сильное впечатление произвел на Иосифа Джугашвили роман А. Казбеги
«Отцеубийца». Книга рассказывает о молодой крестьянской паре, постоянно разлучаемой судьбой, и об их верном друге по имени Коба, который изо всех сил старается помочь молодоженам, полагаясь главным образом на свою храбрость, находчивость, ясный ум и способность выйти с честью из любой ситуации. В конце повествования в живых остался только Коба, который отомстил всем обидчикам за погибших друзей. В главном персонаже, бесстрашном и немногословном, Иосиф Джугашвили нашел одного из первых достойных подражания героев, чье имя и образ так соответствовали его представлениям о самом себе как о герое. Он хотел стать вторым Кобой, борцом и героем, и быть таким же знаменитым. Следует отметить, на мой взгляд, что главный герой из «Оцеубийцы» – вовсе не сложная и тонкая натура, а довольно прямолинейный идеализированный тип героя, постоянно встречающийся в романах подобного жанра – сильный, молчаливый, бесстрашный рыцарь, доблестный в бою, меткий стрелок, ловкий и изобретательный в трудных ситуациях. Но в данной истории герой выступает как мститель, так обычай кровной мести кавказских горцев многократно упоминается с одобрением, а триумф отмщения – достойное дело, которому можно посвятить жизнь.

С самого начала обучения в училище Иосиф показал себя в высшей степени самоуверенным, обладающим чувством своей правоты во всем и сильной потребностью отличаться. Один из прежних товарищей по учебе вспоминал, что к урокам он был всегда готов, лишь бы его спросили, и не только в своем классе, но и во всем училище считался одним из лучших учеников. Переходя из класса в класс как лучший ученик, в возрасте 14 лет он окончил в 1894 году
Горийское духовное училище, получив диплом с отличием, которого редко удостаивались выходцы из бедных семей. В том же году поступил в Тифлисскую православную духовную семинарию на полное обеспечение. Одаренный, старательный, трудолюбивый сын сапожника, вместо смиреной покорности перед старшими, которую система образования стремилась привить, демонстрировал независимость, смело спрашивая учителя, каким образом отстающие ученики могли бы улучшить свои оценки. Однако сам он с трудом воспринимал критику.
Всегда уверенный в своей правоте он никогда не отступал от однажды сказанного. Положение в семинарии усугублялось еще и тем, что эффективно действовала система доносов, постоянной слежки со стороны монахов, угроз заключения в «темную комнату» за нарушение суровых правил. Много лет спустя, в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом Сталин пояснил, что стать революционером–марксистом его заставили «издевательский режим» и
«иезуитские методы семинарии». «Издевательский режим» вне всякого сомнения, способствовал превращению семинариста Джугашвили в революционера. Но здесь сыграли свою роль и другие обстоятельства и, прежде всего тот факт, что неповиновение превратилось в семинарии уже в традицию».[2] Вскоре, вместе с другими слушателями Иосиф принял участие в создании подпольного кружка молодых социалистов. К тому времени изменилось и его отношение к учебе, он уже не старался быть первым, а преуспевал только по двум предметам, которые его особенно интересовали – гражданской истории и логике. Отношения с товарищами и манера держаться тоже переменились. Прежде живой, веселый и общительный паренек стал задумчивым и замкнутым, у молодого Джугашвили стали появляться скрытность и угрюмая отчужденность, характерные для него в более поздние годы, приобрел он известность и тем, что легко обижался даже на самые невинные шутки. Тем не менее, он продолжал ощущать потребность отличиться. Следствием тому стало его вступление в августе 1898 года в ряды
РСДРП. В 1899 году Иосиф был исключен из выпускного класса семинарии за участие в марксистских кружках. Оставив обучение, Джугашвили продолжал работать пропагандистом кружка самообразования рабочих железнодорожных мастерских Тифлиса. В 1901 году его впервые арестовали за организацию в
Тифлисе первомайской демонстрации, и с тех пор он вел жизнь профессионального революционера-подпольщика. По приведенным в официальной биографии сведениям, между 1902 – 1913 годами Джугашвили арестовывался 8, отправлялся в ссылку в отдаленные северные и восточные районы страны 7, и бежал с мест ссылки 6 раз. Вернувшись в Тифлис после первого побега в феврале 1904 г. Джугашвили скрывался на квартире социал-демократического активиста Михо Бочоридзе и снова с головой ушел в подпольную партийную работу. В последующие месяцы он ездил по Закавказью по партийным делам и посетил в июне Баку, осенью побывал в Кутаиси и Батуми. К немногим обстоятельствам ранних этапов революционной карьеры Джугашвили, которые не вызывают сомнения, относится и тот факт, что он принял большевизм без всяких колебаний, как только уяснил себе суть вопросов, послуживших причиной внутрипартийных разногласий. В поездах по Закавказью после побега из ссылки, Иосиф Виссарионович отстаивал ленинскую позицию. Русская революция 1905 года, которую Ленин впоследствии назвал «генеральной репетицией» была массовым, стихийным, общенациональным бунтом, в частности в Закавказье, где глубокое социальное недовольство усугублялось национальными притеснениями, волнения были особенно бурными. Джугашвили активно участвовал в грузинских событиях 1905 г., но его революционная роль не была особенно заметной. Он выступил на некоторых массовых митингах, выпустил несколько агитационных прокламаций и написал ряд статей, касавшихся революционной ситуации и внутрипартийных разногласий. Однако
Иосиф Виссарионович участвовал в событиях того времени и в иной роли, есть небезосновательное предположение, что «экспроприациями» в Закавказье, в частности нападением на Тифлисский Государственный Банк, в июне 1907 года, закулисно руководил Джугашвили. Не следует, однако, забывать, что первоначальной деятельностью социал-демократического практика Джугашвили была пропаганда. Распространение идей марксизма среди рабочих, по сути, было преподаванием, тем более что пропагандисту обычно приходилось иметь дело с малообразованными людьми. Понимание основных принципов марксизма и умение разъяснять их простым рабочим были главными достоинствами профессионального революционера. Вообще в Закавказье Коба почитался как второй Ленин и считался лучшим знатоком марксизма. Очевидно, что в социализме Маркса молодой Джугашвили усматривал, прежде всего, Евангелие классовой борьбы. В свою очередь Ленина он почитал как восторженный ученик, считая его величайшим толкователем марксизма в русском движении. А причин для восторгов было немало: во – первых, ленинская концепция организации профессиональных революционеров подчеркивала важную роль людей, подобных
Джугашвили, агитаторов и пропагандистов; во-вторых, на Иосифа
Виссарионовича произвел глубокое впечатление воинственный характер учения
Ленина. Его привлекал образ марксиста, горевшего ненавистью, призывавшего русский народ на борьбу во имя социализма. В-третьих, ленинская концепция революционной партии способствовала возникновению нового и важного в психологическом отношении чувства групповой солидарности, ощущения принадлежности к сообществу избранных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты