Мамин-Сибиряк Д.Н.
РЕФЕРАТ
по истории
Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.»
Группа 306
Выполнила: Степанова И.В.
Красноуральск
2000 г.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)
Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом факультете Петербургского университета (1876-77).
В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным
писателем: романы "Приваловские миллионы"(1883), "Горное гнездо"(1884) и
др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале "Мир божий".
Жил в Петербурге (1891-93; 1908-12), в Царском Селе (1894-99, 1902-1908)
и в Павловске.
Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-
Невской лавры. В 1956 прах и памятник перенесены на Волковское православное
кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей).
В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) исследователи обычно выделяют два основные "тематические русла": тему интеллигенции и "уральскую летопись". Тем не менее авторы "Очерков русской литературы Сибири" впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в художественной интерпретации писателя. При этом они замечают : "Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то, какой псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк".
Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский
интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия
сибирской темы. С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях
возникает образ Сибири как географического, природного, социально-
экономического пространства. Его отличает особый нравственный уклад жизни:
так в романе "Хлеб"(1895) действие часто происходит в городе Тюмени -
центре пароходостроительства, на сибирских реках Иртыше, Туре, Тоболе; в
Западную Сибирь отправляются герои романа "Без названия"; в рассказах
"Зимовье на Студеной", "Старый шайтан" и других повествуется об обычаях и
образе жизни вогулов и т.п. С другой стороны, в творчестве этого писателя,
может быть, впервые в русской литературе складывается "живой образ края".
Не случайно, объясняя особенности романного мышления Д.Н.Мамина-Сибиряка,
Н.И. Пруцков пишет о том, что автору удается "роман о целом крае, о потоке
жизни".
Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике "еще
нарождающегося отдела беллетристики - областного" (1886). И потому, может
быть, для Михаила Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с
национальным чувством, родиной: "Не надо гоняться за Александром Невским
или выкапывать "Слово о полку Игореве". Достаточно развернуть любую книгу
Мамина, понять - и родина будет открыта. Современники не поняли Мамина
потому, что в любой его книге культура Отца - Патрио-тизм" .
"Открытие родины" у Мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления.
Вряд ли можно согласиться с авторами работы "Сибирская тема в
творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка", которые рассматривают роман писателя
"Хлеб" вне его сибирской конкретики, совсем не упоминают о романе "Без
названия", рассказе "Зимовье на Студеной" и т.д.
Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Без
названия"(1894) становится образ Ермака. Мотив пути, реализующийся в
путешествии Окоемова сначала в уральские, а потом и сибирские земли
перекликается с мотивом "покорения Сибири" Ермаком. На это указывает и
напряженный поиск заглавия к роману. Мамин перечеркивает в "Записных
книжках" названия "Богатырь" и "На Восток", желая избежать в этом случае
слишком явных аналогий. И тогда роман получает необычный заголовок - "Без
названия", а мотив "покорения новых земель" воплощается в имени Окоемова -
Василий Тимофеевич- тезки Ермака. Вопрос об историческом имени Ермака до
сих пор вызывает споры среди исследователей. Из пяти существующих вариантов
Мамин-Сибиряк выбирает имя Василий, и в его очерке "Покорение Сибири" Ермак
назван Василием Тимофеевичем .
Подобно Ермаку, Василий Окоемов отправляется в Сибирь с целью завоевания новых земель. После поездки в Америку Окоемов решает доказать миру, что и русский интеллигент ("лишний" человек) способен в деятельности реализовать свой высокий нравственный потенциал. Тема освоения новых земель в романе переплетается с темой пробуждения личности.
В героях Мамина-Сибиряка "растворены" и "действуют" самые разные
начала: социальный, исторический, природный, национальный миры. Интересный
прием использует писатель в романе "Без названия". Путешествуя по России,
его герои "наблюдают" портреты русских лиц, встречающихся им. Воссоздавая
эти портреты, автор отмечает проявляющиеся черты нации : русской,
башкирской и т.д.; и черты жителей конкретного края: Урала, Сибири,
Центральной России: "Начали попадаться типичные сибирские физиономии -
скуластые, ширококостные, узкоглазые. Окоемов про себя любовался этими
квадратными лицами, окладистыми бородами, недоверчиво-упрямыми взглядами -
все говорило о сибирском упрямстве и промысловой хитрости. Это были
отдаленные потомки новгородских землепроходцев. Сказывалась страшная боевая
закваска, унаследованная, может быть, еще от разбойничьих шаек новгородской
вольницы". Как видим, в сибиряке "говорят" Восток и Запад. Кровосмешение
народов Востока и новгородской вольницы и породило такое понятие, как
сибирский характер. Склад мышления сибиряка, отношение его к "пришлым" во
многом обусловлено историческими причинами : "Это была какая-то
органическая сибирская подозрительность, воспитанная тяжелым опытом
невольных сношений с ссыльными бродягами и вообще с подозрительными людьми,
которых европейская Россия так охотно отдает Сибири в течение нескольких
сот лет" ( Т. 5 ,с. 389).
Писатель отмечает последствия освоения Сибири как результат создания
из нее края ссылки и каторги. В произведении изменяется содержание понятия
"пришлый". Сибирь, в представлении Мамина, теперь такое же укорененное
место, как и центр России. А потому пришельцем является не сибиряк, а,
напротив, сам "завоеватель". "Авторский взгляд" совпадает не с точкой
зрения "коренного россиянина", а сибиряка.
В романе постоянно подчеркивается противопоставление жизни центра
России - Москвы - и новых уральских и сибирских земель, с их подлинной
"нравственной неизжитостью". В центре России вырождается и человек , и
земля: "Все было так бедно, убого и жалко. Оживляли картину только белые
церкви, стоявшие среди этой равнины, да несколько фабрик. Поезд мчался по
фабричной области, по московскому суглинку. И ехавшая в вагоне публика была
такая же серая и убогая, как ландшафт - фабричные, кустари, разные
"услужающие". ( Т. 5 ,с.292-293) Гармония человека и природы, еще
сохранившаяся в Сибири, способна исцелять, как это и происходит с героями
романа, ибо (с позиции Мамина) родовые черты Руси также более присущи
природному человеку сибирской глубинки: "Только привольный край мог создать
такое население", или, например, об одном из персонажей: "Да, это спал
здоровый сибирский человек, не знавший, что такое нервы"( Т. 5 ,с.357).
Контраст двух пространств России проявляется и на уроне мотива
"другого": "Весь уклад сибирской жизни был другой, и деревня другая, и
мужик другой, и по-другому все думали. Взять хоть тех же сибирских людей,
как отец Аркадий, или Утлых, - за ними стоял целый исторический период,
придававший свою окраску... Новый край, с его несметными сокровищами,
просто пугал Окоемова" (Т. 5, 359).
Сила сибирской земли проецируется на человека, это замечают москвичи,
отправившиеся осваивать новые земли. "Другое" мыслится в романе как
"чужое", не случайно "новый край" пугает Окоемова. Оговоримся попутно, что
в тексте художественного произведения концепция, логический тезис и т.д.,
тем более если они принадлежат тому или иному персонажу, не всегда
разделяемы автором. Кроме того, роман - вовсе не публицистическая статья, в
которой суждение равно самому себе. Но произведение Мамина-Сибиряка " Без
названия" написано в форме романа -трактата, Окоемов выступает в роли
"персонажа от автора". Именно ему автор часто "доверяет" свои мысли.
В романе намеренно "сталкиваются", вступают в своеобразный поединок
герой - предприниматель, необычайно активный человек (Окоемов), который о
себе заявляет: "Я поклонник силы, личной энергии," призванный "открывать
новые пути промышленности "(Т. 5, с.381); - и сибирская земля, в которой
"слишком уж много благоприятных условий для деятельности"(Т. 5, с.359).
Этот своеобразный конфликт - состязание "земли" и человека позволяет автору
показать процесс воздействия человека на землю и, обратный, - земли на
человека.
Природа Сибири в произведении - совершенно иная, в ней чувствуется мощь, сила, она всегда остается "вечно юной": " Сибирский кедр - это могучее дерево стояло такое зеленое, пышное, красивое неувядающей красотой... такая нетронутая глушь"(Т.5, с.318-319).
Человек бросает вызов земле (Окоемов и другие), присваивая себе ее сокровища, заставляя "работать на себя". И постепенно артельщики привыкают к новому месту, обживают его. Основная задача, которую ставит перед собой герой, - доказать, что русский человек способен из созерцателя превратиться в деятеля, -оказывается вполне разрешимой. И к концу романа персонажи романа обретают ощущение дома : "Каждый начинал чувствовать себя д о м а - это великое чувство, которое дает смысл жизни". Сибирская земля принимает изгнанников.
Но человек не в силах сегодня "исчерпать" судьбу Сибири, полностью
освоить эти земли. Размышляя об этом, Василий Окоемов замечает: "Вся Сибирь
в будущем. И даже страшно подумать об этом будущем. Настолько оно
грандиозно, начиная с неисчерпаемых сибирских сокровищ... И мы с вами
являемся своего рода пионерами, хотя и с очень скромной задачей.
Грандиозные дела не делаются вдруг..." (Т. 5, с.317)
Теперь уже россиянин осознает необходимость приобщиться к сибирской
земле и природе: он ищет признания этой новой земли. Жизнь героя
заканчивается в романе трагически: он умирает от застарелой болезни сердца.
Герой не рожден на сибирской земле, следовательно, и не обладает ее
жизненной силой. Да и одной человеческой жизни недостаточно для столь
великого дела, доступного лишь "особенному сибирскому народу". Дело
Окоемова продолжит его сын Василий, в котором есть сибирская кровь (жена
Окоемова - сибирская раскольница). Так, явственным в тексте становится
мотив единства коренной и сибирской Руси.
Символична в романе картина смены времен года, когда зима с трудом
уступает дорогу весне. Долго и трудно привыкали люди к необжитому месту,
также медленно менялось их настроение, отношение к "общему делу".
Утверждение повествователя : "Хозяйственное колесо разом повернулось" -
раскрывается в метафорическом описании весеннего половодья: " Зима
держалась крепко, и первые темные дни сменились "отзимьем", то есть новым
снегом... Последнее приводило всех в молчаливое отчаяние... Но вся картина
быстро изменилась, когда "тронулась" вешняя вода и сугробы сибирского снега
таяли с поразительной быстротой... Целые караваны вольной птицы потянулись
к далекому милому северу... "(Т. 5, с.430). Мотив преображения связывается
в произведении не только с образом природы ( еще нет расцвета, а есть
пробуждение), но и судьбой человека. И в этом смысле можно говорить о
новизне, своеобразии трактовки темы человек и природа Д.Н.Маминым
-Сибиряком.
Страницы: 1, 2