Мамин-Сибиряк Д.Н.
p> Одновременно в романе предстает и традиционный миф о Сибири - сказочном месте, крае изобилия: "Какой случай вышел однажды... Есть тут недалеко от Тюмени завод Успенский. Ну, там до воли была каторга и казенный винокуренный каторжный завод ... Только однажды по весне и прорви плотину, значит, в половодье. Что бы вы думали, они сделали, то есть начальство?...
Земля то еще не успела оттаять, так что чинить прорыв долго, а вода из заводского пруда уйдет. Подумало-подумало каторжное начальство, прикинуло в уме и велело забучить провал пшеницею из своих складов. Факт... Оно вышло дешевле и скорее, чем мерзлую землю добывать. Вот какое время бывало...
Рассказывать, так не поверят." (Т. 5, с.356-357).

Устный рассказ-предание имеет свой традиционный зачин: "Какой случай вышел однажды", и концовку - "выход" из истории: "Рассказывать, так не поверят". Заметим, что в данном случае обе легенды, обычно друг другу противостоящие в русской литературе ХУ111-Х1Х веков, присутствуют в тексте:
Сибирь как место ссылки и каторги и Сибирь- фантастический край сокровищ.

В романе Мамина "Хлеб"(1895), как правило, картины природы "увидены" глазами главного героя - Галактиона Колобова, реже - его отцом или Ечкиным.
Даже когда описание природы дано повествователем, "голос" его, оформление
"слова" эмоционально восходит к излюбленной лексике героя. В природе
Галактион различает близкое, родственное себе начало: "Вот это так место! - проговорил Галактион... Действительно, картина была замечательная. Глубокий
Тобол шел по степи "в трубе", точно нарочно прорытой канаве... А я бы так не ушел отсюда , - думал он вслух, любуясь местом. - Ведь что только можно здесь сделать. Отсюда во все стороны дорога: под Семипалатинск, в степь , на Обь к рыбным промыслам. Работы хватит!", "Галактион смотрел на Тобол с чувством собственности, как на лошадь-новокупку" (Т. 6, 271).

Герой любуется тем, что намерен использовать, превратить в деньги.
Заметим, что герои русского романа Х1Х века природой любовались по - другому, без намерения обратить красоту природы "в пользу и выгоду".
"Взгляд" на природу персонажа романа Мамина позволяет обнаружить в нем черты нового героя времени: практика, деятеля, хозяина.

В романе Мамина-Сибиряка Тюмень предстает как город на великом сибирском пути, как символ пространства, на которое должна быть направлена огромная "преобразующая сила". Именно здесь Галактион встречается с другой
"преобразующей края силой" - Ечкиным, выслушивает его планы, здесь, едва ли не впервые за всю историю их любви, Харитина и Галактион ( оба -яркие, сильные натуры) чувствуют взаимопонимание, разделяют взгляды друг друга.

Интересно, что историческое выдвижение Тюмени, ее быстрое промышленное развитие по сравнению со столицей Сибири - Тобольском - было замечено еще этнографом и писателем С.В. Максимовым в статье "Лесные города". В 1881 году он пишет: "Здесь в 1587 году основан был Тобольск, "царствующий град" всей Сибири, к настоящему времени и в свою очередь успевший вместе с
Верхотурьем также захудать по закону всех северных городов в пользу южных
(Тюмени, Омска, Томска)".

Чувства и мысли Колобова раскрывает сцена ожидания навигации и картина бурного весеннего вскрытия реки Туры . По традиции "снежная зима",
"скованные льдом реки" передают ощущение сна, статики , полного отсутствия движения. Сибирь - далекое место, не развитое в промышленном отношении, противопоставляется центральной России. В романе "Хлеб" в отличие от "Без названия" мотив противопоставления получает иную интерпретацию : "В
"коренной" России благодаря громадной сети железных дорог давно уже исчезла зависимость от времен года, а в Сибири эта зависимость сохранилась еще в полной силе. Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский тракт..."(Т.6, с. 321)

Становится очевидной прямая зависимость человека от природы в том месте, где следы цивилизации менее заметны. Образ человека - творца, деятеля необычайно привлекает автора: "В Тюмени он (Галактион) кстати захватил первый груз, который застрял там из-за распутицы и пролежал бы долго, пока просохнут дороги. Это было доказательство его права на существование" (Т. 6, с.289).

Как и в романе "Без названия", в этом произведении Мамина обращает на себя внимание мотив "создания нового места". Человек посягает на роль
"завоевателя" земли , в которой скрыта великая сила: герой романа призван стать "ее освободителем". Галактион Колобов старается обрести независимость от природы, стать полноправным хозяином земли.

Но ключевым в тексте романа оказывается мотив "перекрестка", "истока великого пути". Тюмень олицетворяет Сибирь: важны ее пространственное положение - "ворота Сибири" ( мотив во многом традиционный для литературы
18-19 вв), "отворяющие" водную дорогу и сибирский тракт, а чуть позднее и
"чугунку"; и временное - "первый русский город Сибири". Наконец, значение города как хозяйственного и экономического центра, так и места ссылки, изгнания, создают в представлении Мамина образ "особого пространства", где сходятся прежде всего "концы" и "начала" истории. Образ этот многолик и каждый раз раскрывается в романе перед читателем с новой стороны.

Любимым приемом, можно сказать, своего рода каноническим стилевым оборотом, позволяющим автору утвердить "типичное", сложившееся в жизни края, становятся сравнения: "как все сибирские реки", "как и в других домах сибиряков", "по сибирскому обычаю", "как положено сибирской заповедью" и т.д. Обращает на себя внимание то , что тем самым автор придает образу
Сибири единство, отмечает своеобразие устройства бытия на сибирский манер.
Писатель подчеркивает, что люди поступают так, а не иначе, потому что таков уклад жизни их дедов, а все они вместе - его и создают.

Мотивы "перекрестка" и "устоев", казалось бы, взаимоисключают друг друга, как дом и дорога, статика и движение; тем не менее, переплетаясь, они и помогают воссоздать сложный образ города , да и всего края в целом.
Это состояние мира перед "вскрытием" бурной реки, когда вода тиха и покойна под белым настом, но вот еще мгновение - и все стронется с места, забурлит и понесется. Удастся ли остановить? И что будет при этом с человеком?

Метафорическая картина весеннего половодья в произведении, символика промышленного пробуждения края в произведении Мамина -Сибиряка заслуживают внимания. Сопоставление с этой точки зрения двух избранных нами романов позволяет понять, что мотивы "перекрестка", "устоев" - своеобразные лейтмотивы в творчестве писателя. Они проецируются на конфликт произведения, организуют его , и во многом обусловливают трагический финал.

Герой романа - Галактион Колобов, подобно Окоемову ("Без названия"), вступает в состязание с землей, пытается пробудить в ней дремлющие силы. И это ему удается: он становится известным пароходовладельцем, одним из самых уважаемых и богатых людей в Заполье. Мечта самоосуществления, казалось бы, сбылась. Тем не менее в конце романа Галактион кончает жизнь самоубийством.
Исследователи произведения спорят, пытаясь разгадать авторский замысел.
Часто они приводят в качестве причины самоубийства героя "злую волю" писателя , который просто "не знает, что дальше делать с героем": персонаж до конца исчерпывает себя в романе и потому должен удалиться со сцены.

Образ Галактиона более всего "созвучен" в романе сибирской реке: ее бурный "темперамент" сродни характеру персонажа. Не случайно чаще всего герой размышляет о своих планах, глядя на реку (Ключевую, Тобол, Туру и др.). Водная стихия побуждает его на поступок. Вспомним, как долго ожидает
Галактион открытия навигации в Тюмени. Но саму картину весеннего паводка герою увидеть не дано. Ночью, когда Колобов спит, страшный шум вскрывшейся реки слышит Харитина: "Слышалось шипение, треск и такой звук, точно по сухой траве ползла какая-то громадная змея...сделалось страшно до слез..."(Т. 6, 395)

Конечно, героиня интуитивно предвидит трагический конец возлюбленного, и сцена как бы "готовит" к нему читателя. Но, с другой стороны, ее функция в повествовании шире: природа оказывается сильнее человека. И не только земля, ее стихия, противостоят личности, но и та природа , которая "говорит
" в самом человеке. Становясь промышленником, бросая вызов обществу и собственному роду, Галактион разрушает в себе какие-то нравственные основы: этические, религиозные "устои".

Человек не может полностью быть уподоблен природе, вдруг измениться, стать полностью другим. Романтическая любовь Галактиона к Устиньке, в отличие от его любви - страсти к Харитине , - попытка вернуться к самому себе. Но и она оказывается для героя невозможной. И следующим на пути
"возвращения к себе" станет самоубийство. В исследованиях, посвященных творчеству Мамина-Сибиряка, неоднократно звучало утверждение , что писатель
"воспринимает природу как большое хозяйство", и "не случайно сравниваются природные явления и деятельность человека" в его произведениях. 9 Но в том- то и дело, что такого "сравнения" человек не выдерживает. И Галактион не может стать подобным реке, все сокрушающей на своем пути: как человек он должен задумываться о последствиях. Следовательно, с точки зрения
Д.Н.Мамина-Сибиряка, человек и не способен. и просто не должен вдруг становиться хозяином природы. Как и природа, человек, в представлении писателя, "носит" в себе внутреннюю конфликтность: "устои" и жажду деятельности, во многом сокрушительную для мира. И как в природе, конфликтность эта в герое интересна и неизбежна, но и трагична: с ней связаны и смерть, и обновление.

Литература:

1. Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка// Очерки русской литературы Сибири. -Новосибирск, 1982, с.501.

2. Пруцков Н.И. Русская литература и современность. -Л., 1965, с.32

3. Пришвин М.М. Мы с тобой. По Дневнику 1940 года.//Дружба народов,

1990, № 6, с. 251.

4. См.: Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. 2-е доп. изд., Свердловск, 1981, с. 58; Миночкина Л.И. Природа в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей // Седьмые

Бирюковские чтения. Челябинск, 1987, с.-101-102.

5. Очерки русской литературы Сибири. с.501-508.

6. Тема завоевания Сибири в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка звучит и в "Сказании о сибирском хане, старом Кучуме" (1891), очерке

"Покорение Сибири" и других.

7. Здесь и далее ссылки на романы Д.Н. Мамина даны в тексте на основании издания: Мамин Сибиряк Д.Н. Полн. собр .соч. в 6-ти т.

-Т. 5, 1981, с. 316.- с указанием тома и страницы.

8. Максимов С .В. Лесные города // На русской земле. -М., 1989, -с.

289.

9. Груздев А.И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. На пути к реализму.

-Свердловск, 1963, с. 68.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты