В это же время на экстренном заседании Совета старейшин было объявлено, что государство находится в опасности и что необходимо принятие срочных мер по спасению отечества. На роль спасителя был назначен прославленный генерал и преданный сторонник республики Наполеон Бонапарт. События развернулись на следующий день. Во дворце Сен-Клу в предместье Парижа, окруженном войсками, началось заседание Совета пятисот, которое, по плану заговорщиков, должно было законодательно оформить переворот и поручить Бонапарту пересмотр конституции. Однако депутаты, среди которых было много истинных республиканцев и демократов, заподозрили неладное. Некоторые стали требовать объявить генерала Бонапарта вне закона. Когда же он сам явился в зал заседаний и обратился к присутствующим с речью, его окружила толпа депутатов и началась настоящая потасовка. В полуобморочном состоянии солдаты вывели своего командира.
И тогда в дело вмешались гренадеры Мюрата, которые под грохот барабанов за пять минут очистили зал заседаний. Вечером того же дня по приказу Бонапарта нескольких депутатов вновь собрали во дворце Сен-Клу, и они проголосовали за роспуск Совета пятисот и передачу власти трем консулам.
Государственный переворот 18 ноября 1799 г. - одно из самых знаменитых событий в истории нового времени, но он не вызвал большого отклика во Франции, и население отнеслось к нему почти равнодушно. В нескольких департаментах были заявлены формальные протесты, но дальше дело не пошло. Отчасти это было вызвано тем, что публика уже привыкла ко всяким политическим эксцессам, которых немало произошло во время революции; отчасти тем, что за годы правления Директории народ лишили возможности участвовать в политической жизни, а само это правление, как уже отмечалось, вызывало всеобщее недовольство. Наконец, многие еще не поняли смысла случившегося, как, например, роялисты, которые были уверены, что Бонапарт совершил переворот, чтобы вернуть власть Бурбонам. Те же, кто понял его правильно, а именно, буржуазия, были спокойны и довольны[4].
В исторической литературе переворот 18 ноября оценивается как контрреволюционный на том основании, что он окончательно уничтожил демократические права и свободы, и установил в стране режим военной диктатуры. По этой причине некоторые историки считают это событие заключительной фазой Великой французской революции и завершением эпохи революционных преобразований. Такая оценка справедлива лишь отчасти.
Вслед за термидорианским переворотом 1794 г. свержение Директории
означало еще один удар по народному движению, еще одну стадию в наступлении
на права народа и его политических представителей - якобинцев. Однако в той
исторической ситуации действительными контрреволюционерами, то есть теми,
кто стремился повернуть события вспять, были эмигранты и роялисты. Они
боролись за реставрацию монархии Бурбонов, за восстановление старого
феодального порядка, за ликвидацию всех завоеваний революции. Переворот 18
ноября был направлен против них в той же мере, что и против якобинцев. С
этой точки зрения в этот день был нанесен удар не только по демократии, но
и по феодальной реакции. Примечательно, что в европейской прессе того
времени приход Наполеона к власти был воспринят как дальнейшее звено в
развитии революции. Бонапарта называли "Робеспьером на коне", "членом секты
масонов-философов Вольтера, Дидро, Руссо". А один из главных врагов
революционной Франции, английский премьер-министр Уильям Питт, выступая в
парламенте по поводу переворота 18 ноября, заявил: "Якобинство Робеспьера,
Барраса, пяти директоров, триумвирата ... целиком остается в человеке,
который воспитан и вскормлен в недрах якобинства, который в одно и то же
время есть сын и защитник всех жестокостей".
Это, конечно же, преувеличение. Наполеон не был якобинцем и сам
стремился к тому, чтобы искоренить якобинство во Франции. Но тем самым он
способствовал укреплению того социального порядка, который утвердился во
Франции в результате революции. Поэтому, говоря о контрреволюционном
характере государственного переворота 18 ноября 1799г., следует иметь в
виду, что он не означал отступления в сторону феодального прошлого.
Напротив, его историческая миссия состояла в том, чтобы сделать такое
отступление невозможным. Причины переворота заключались в кризисе
буржуазной республики, которая в тех исторических условиях была не способна
обеспечить условия для стабильного буржуазного развития. В своих беседах на
острове св.Елены Наполеон обратил на это внимание. "Этой нации, - говорил
он, имея ввиду французов, - необходимо сильное правительство. Пример
Соединенных Штатов абсурден; если бы Соединенные Штаты были в центре
Европы, они не удержались бы и двух лет под давлением монархий". Он имел в
виду, прежде всего, внешние обстоятельства, полагая, что только сильная
власть и авторитарное правительство могут обеспечить безопасность
государства. Но внешний фактор тесно переплетался с внутренним. Существовал
исторический выбор: сильная власть, опирающаяся на народ, как это было в
период якобинской диктатуры - либо сильная власть, опирающаяся на армию.
Наполеоновский режим представлял собой второй путь, более отвечающий
интересам капитализирующегося французского общества.
Конституция 1799 года.
После роспуска Директории и разгона Законодательного корпуса вся
законодательная и исполнительная власть сосредоточилась в руках трех
консулов: Бонапарта, Роже Дюко и Сиейеса, которым было "поручено"
подготовить новую конституцию. То, что одним из консулов стал Наполеон
Бонапарт, было не только признанием его заслуг в ходе переворота 18-19
ноября. Наполеон олицетворял собой военную силу, и участие в управлении
государством армейского генерала отражало характер нового режима[5]. Он
изначально содержал в себе элементы военной диктатуры. "Шпага", о которой в
свое время говорил Сиейес, успешно сыграла свою роль в ходе переворота, но
затем она не была вложена в ножны. Наполеон пришел к власти, опираясь на
армию, и на протяжении всего его правления армия составляла его главную
опору.
Первое время после переворота казалось, что новая власть мало чем
отличается от Директории и что Консульство представляет собой Директорию в
составе, сокращенном до трех человек. Конституция, принятая 15 декабря
1799г., устранила всякие сомнения в том, что во Франции установился новый
режим.
"Конституция VIII года республики" - таково было ее официальное
название, составлялась под руководством Наполеона. По этой конституции во
главе Франции стояли три консула, из которых первый обладал всей полнотой
власти, а два других правом совещательного голоса. Первый консул назначался
на десять лет и имел право назначать всех гражданских и военных должностных
лиц, которые несли ответственность только перед ним. Он же назначал Сенат
из 80 членов. Для принятия законов учреждались три органа: Государственный
совет, Трибунат и Законодательный совет. Первый получал право разрабатывать
законы, которые предлагало правительство; Трибунат только обсуждал
законопроекты, полученные от Государственного совета; наконец,
Законодательный совет мог утверждать эти законы, но без обсуждения. Таким
образом, ни один из этих органов не имел реальной возможности принять ни
одного закона. Кроме того, все они находились в зависимом положении,
поскольку члены Государственного совета назначались первым консулом, а
члены Законодательного совета и Трибуната Сенатом, то есть, в конечном
счете, тем же первым консулом. Последний имел исключительное право вносить
в Сенат собственные законопроекты, которые после их одобрения под названием
"сенатус-консульта" становились законом страны. В итоге вся реальная власть
находилась в руках первого консула, то есть Наполеона Бонапарта.
Впоследствии эта власть еще более расширилась. 2 августа 1802 г.
Наполеон был объявлен пожизненным консулом. Он получил право представлять
для утверждения своего преемника, назначать второго и третьего консулов,
заключать договоры о войне и мире, приостанавливать действие конституции.
День его рождения был объявлен национальным праздником, а с 1803г. на
монетах стали чеканить его профиль. Однако и в том виде, в котором он был
учрежден конституцией 1799г., политический режим во Франции представлял
диктатуру. Ее характерными чертами была наличие сильного правительства,
независимого ни от законодательной власти, ни от воли избирателей;
предельная концентрация власти за счет подчинения законодательных
учреждений органам исполнительной власти; сведение до минимума значения
выборов; централизация аппарата государственного управления и назначение
всех чиновников сверху. Правительство могло действовать быстро и
эффективно, то есть обладало теми возможностями, которых, по мнению ее
критиков, недоставало Директории.
Внутренняя политика Консульства.
Конституция только создавала модель того государственного устройства, которое предстояло привести в действие. И здесь в полной мере проявились политические таланты Наполеона. Для него, по словам Гете, власть была то же самое, что музыкальный инструмент для великого артиста. Продолжая это сравнение, можно сказать, что он сумел настроить инструмент государства, сделал его послушным своей воле и использовал для проведения той политики, которая, как он считал, отвечала национальным интересам Франции, а объективно - способствовала ее буржуазному развитию.
Прежде всего, он отменил все чрезвычайные законы, принятые
Директорией и вызывавшие раздражение населения. Вместо принудительных
займов и насильственных реквизиций был введен контроль за расходованием
государственных средств и начата борьба против казнокрадства. Несколько
крупных финансистов были посажены в тюрьму, что напугало других
расхитителей. В налоговой политике первый консул и его министр финансов
Годэн сделали упор на сокращение прямых и увеличение косвенных налогов, что
привело к улучшению финансового положения государства.
Одновременно Наполеон занялся наведением порядка в стране. Он был
убежден в том, что государственная власть должна быть действенной и
эффективной, ее авторитет непререкаемым, а подчинение ей - беспрекословным.
Всех, кто проявлял неповиновение или выступал в оппозиции, он считал
врагами государства, с которыми нужно бороться решительно и беспощадно. В
это время в южной и центральной Франции орудовали бесчисленные разбойничьи
шайки, которые грабили на дорогах, нападали на деревни и города. На западе
страны, в Вандее действовали отряды крестьянских повстанцев-шуанов,
контролировавшие весь этот район и не подчинявшиеся правительству. За
полгода Наполеон расправился и с теми, и с другими.
В опасные районы были направлены правительственные войска, которые истребляли не только разбойников, но и всех, кто помогал им; а заодно наказывали полицейских чиновников, виновных в росте преступности. Эти жесткие меры разрядили напряженную обстановку и внушили доверие к новому режиму.
Не меньшую, а, возможно, большую опасность для правительства, чем
банды разбойников, представляли якобинцы и роялисты. Грабители с большой
дороги пренебрегали законом, но не посягали на государственную власть;
политическая оппозиция стремилась к ее ниспровержению. Медленно, но
неуклонно Наполеон начал расправляться с деятелями оппозиции, в первую
очередь с левыми республиканцами - сторонниками якобинцев. Наполеон
ненавидел и боялся их больше любой другой партии, и основные репрессии были
направлены против них. 24 декабря 1800г. на первого консула было совершено
покушение. Хотя вскоре было установлено, что его организовали роялисты,
Наполеон использовал его как повод для расправы с республиканцами. 130
человек их лидеров были арестованы и высланы во французские колонии. По
отношению к роялистам Наполеон использовал политику кнута и пряника.
Наиболее активных и непримиримых сторонников Бурбонов арестовывали и сажали
в тюрьмы; других, проявлявших лояльность к режиму Консульства, даже
принимали на государственную службу. Наполеон амнистировал большинство
эмигрантов и разрешил им вернуться во Францию (из 145 тыс. человек право
въезда в страну получили около 140 тыс.), а после провозглашения империи
многие из бывших аристократов получили доступ ко двору.