Возникновение основ советского права

Возникновение основ советского права

Cоздание советского государства и права.

История советского государства и права началась в связи с произошедшей Октябрьской революцией 25.10.1917 г.

Победа пролетарской революции в России привела к установлению диктатуры пролетариата. В.И.Ленин на основе изучения опыта
Парижс- кой коммуны, революций 1905 – 1907 гг. и Февральской революции 1917 г. в России сделал вывод , что для России лучшей формой дикта- туры пролетариата будет не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России дикта- тура пролетариата была установлена в форме республики
Советов.

Революция в России победила под руководством
Российской социал- демократической партии (большивиков) , которая стала правящей партией в стране. Она определяла стратегические направления развития государст- ва и права.

Создание советского государства и права проходило в сложной внутренней и внешней обстановке. В мире шла первая империалистическая война. Со всей остротой встала перед новым государством проблема вы- хода из войны. 3.03. 1918 г. был подписан Россией с
Германией, Авст- ро – Венгрией, Болгарией и Турцией - Брестский мирный договор.

Внутри страны резко обострилась классовая борьба, приняв самую ожесточенную форму – форму гражданской войны. Уже к концу октября 1917 г. новой власти пришлось отражать наступление на Петроград войск
Керенского - Краснова, а в самом Петрограде - ликвидировать выступление юнкеров. В 1918 – 1920 гг. новому государству пришлось отражать напа- дение как внутренних противников Советской власти, так и войск Ан- глии , Франции, Японии, США, Польши, чехословацкого корпуса. Поло- жение порой складывается критической для советского государства. Так, к осени 1918 г. внутренние и внешние противоборствующие против Со- ветской власти войска захватили ѕ территории страны, отрезав ее от важнейших экономических районов. На освобождаемых от
Советской власти территориях они создавали свои государственные структуры : Вре- менное правительство Северной области, Сибирское правительство,
Пра- вительство Юга России и др.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции со- ветское государство проводило «политику военного коммунизма». Его ос- нову составляли продовольственная разверстка , монополия государства на торговлю хлебом, национализация не только крупной, но даже средней и мелкой промышленности, всеобщая трудовая повинность.

1. Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.

Марксистская концепция исходила из того положения, что все пред-

3 шествующие революции лишь усовершенствовали прежний государствен- ный аппарат, а задача пролетарской революции его уничтожить.
Процесс слома буржуазного аппарата и создание нового государственного аппара- та были взаимосвязаны.

Уже в первом акте обращения Петроградского ВРК «к гражданам России» говорилось о низложении Временного правительства и о перехо- де государственной власти в руки Петроградского ВРК, т.е. начался процесс слома старого аппарата и создание нового.
Петроградский ВРК был высшим органом власти в стране с 10 ч. утра 25.10.
1917 г. и до принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских де- путатов воззвания “Рабочим , солдатам, и крестьянам “ в 5 ч. утра 25 октября 1917 г. , где говорилось о том , что “
Съезд берет власть в свои руки …”. Фактически же ВРК был им значительно дольше, постепенно утрачивая эти полномочия с открытием II Всероссийского съезда Сове- тов рабочих и солдатских депутатов, с образованием ВЦИК и
СНК, с созданием отделов ВЦИК и аппарата наркоматов.

ВРК обладал реальной силой, опираясь на отряды
Красной гвардии, верные большивикам армейские части, матросов флота, на районные и
Петроградский Советы рабочих и солдатский депутатов, на
Советы и местные военно – революционные комитеты. Ему пришлось осуществлять властные полномочия не потому , что какой – либо орган возложил их на него , а в силу исторической необходимости, в силу того, что победив- шая пролетарская революция еще не создала нового центрального госу- дарственного аппарата. Потребности же управления страной требовали их осуществления, и на первых порах это пришлось делать ВРК.

ВРК был создан по инициативе ЦК большевисткой партии
12.10.1917 г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов как легальный орган вначале для противодействия возможных контрреволюци- онных действий Временного правительства, но вскоре он становится органом по подготовке и проведению восстания в петрограде. Был изб- ран Военно – революционный центр ЦК партии по руководству восстани- ем. В его состав были избраны А.С.Бубнов, Ф.Э.Дзержинский,
Я.М.Сверд- лов, И.В.Сталин, М.С. Урицкий. Военно – революционный центр полностью вошел в состав ВРК и стал его руководящим ядром. Органами руково- дившими работой ВРК, были его председатель, секретарь, президиум, бюро. Секретарем ВРК был избран большевик В.А.
Антонов – Овсиенко.

Наиболее важные вопросы решались на пленарных заседаниях ВРК.
ВРК назначал своих комиссаров в воинские части, в отдельные учрежде- ния, предприятия Петрограда и в провинцию. С момента его создания и до 10.11. 1917 г. он назначил 184 комисара в гражданские учреждения, 85 - в войсковые части и 72 комиссара и эмиссара – в провинцию. Рабо- той руководило бюро комиссаров. В полномочия комиссаров ВРК входило:

- следить за правильным функционированием вверенной им воинской части, предприятия, учреждения, чтобы те неуклонно проводили в жизнь постановления СНК и ВРК.

4

- должны пресекать все контрреволюционные попытки.

- должны были действовать в тесном контакте с общими собраниями солдат, рабочих, их комитетами, с Советами рабочих и солдатских депу- татов.

- комиссары были в своей деятельности подотчетны ВРК. Они должны были предоставлять не менее двух раз в неделю письменные доклады в бюро комиссаров ВРК.

Для осуществления своей обширной компетенции после победы ре-волюции ВРК создавал различные отделы и комиссии. В опубликованной историко– юридической литературе нет четкой картины в отношении структурных подразделений ВРК. По сообщению газеты «Известия
ЦИК» от 14.10.1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться на от- делы : 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) ра- бочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29.10.1917 г. был создан продовольственный отдел, в ведении которого находилось снабжение Петрограда и фронта продовольствием. Затем был создан отдел печати, боровшийся с антипра- вительственной прессой. Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование преступлений против революции, но и оператив- ную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Были созданы и действовали отдел реквизиций, автомобиль- ный отдел, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитато- ры ВРК выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти , по ее укреплению, по разъяснению политики большевистской партии и нового государства.

21.11.1917 г. по предложению Ф.Э.Дзержинского постановлением ВРК создается комиссия по борьбе с контрреволюцией в составе 5 чело-век. Впервые в советском государственном аппарате появляется специаль- ный орган по борьбе с контрреволюцией. ВРК создавал и свои воору- женные силы. Так, в ноябре 1917 г. им было создано 10 летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных грузов. ВЦИК делегировал своих 13 представителей для работы в ВРК. В ВРК существовали еще штаб ВРК , полевой штаб ВРК , бюро комиссаров авиации и воздухопла- вания при ВРК, особая разведка при ВРК, врачебно – санитарный отдел.

Компетенция ВРК не была очерчена каким – либо нормативным ак- том, изданным центральным органом власти или управления. Для этого периода вообще характерно отсутсвие четкой регламентации компетенции какого – либо органа советского государства. ВРК весьма часто сам оп- ределял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами:
- формирование органов советского государственного аппарата ( отделов
ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.),
- снабжение Петрограда и армии продовольствием,
- борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, охрана об- щественного порядка и т.д.
Одной из основных задач ВРК было подавление сопротивления свергну- тых эксплуататорских классов. ВРК пресекал вооруженные выступления

5 контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против Советской власти, боролся с контрреволюционной печатью, сабота- жем чиновников прежнего государственного аппарата, антигосударственной деятельностью различных партий и организаций и т.д.

ВРК был , по существу, единственный налаженный аппарат
(вместе с большевистскими Советами ), через которые взявшие власть в свои руки большивики осуществляли все аспекты государственной деятельнос- ти . По своей компетенции это был свеобъемлющий чрезвычайный орган
Советского государства. ВРК делал все, что было необходимо для укреп- ления Советской Власти и ее защиты.

В советской историко – юридической литературе не решены многие проблемы ВРК: о месте ВРК в системе органов диктатуры пролетариата; о его взаимоотношениях с другими органами советского государства, в частности с ВЦИК, СНК, местными военно - революционными комитетами, о структуре и компетенции ВРК. Так,
Е.Н.Городецкий считает ВРК органом государственной власти. Г.С.Калинин пишет, что после
Октябрь-ского восстания ВРК из органа Петроградского Совета превратился в орган Всероссийского Ценирального Исполнительного
Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов. Г.К.Амелин пишет, что после револю- ции ВРК из органа Петроградского Совета был реорганизован в орган
ВЦИК по охране и закреплению завоеваний Октябрьской революции и установлению революционного порядка в масштабе всей страны. Заслу- живает внимания позиция Г.И. Литвиновой : выполнив задачу боевого руководства восстанием в Петрограде и взяв власть из рук буржуазии,
ВРК лишь несколько часов был высшим органом диктатуры пролетари- ата в революционной России. Затем он передал власть II
Всероссийско- му съезду Советов. Пополненный 13 членами ВЦИК, Ревком стал иминоваться органом ВЦИК, превратившись не только фактически, но и юридически во всероссийский орган. До полного формирования аппарата советского правительства Петроградский Военревком исполнял функцию центрального органа власти. Бесспорен факт, признаваемый всеми иссле- дователями, что после победы Октябрьского вооруженного восстания
ВРК становится общероссийским органом. Это подтверждается и документами. почти 2-х месячную историю ВРК - с 12 октября по 5 декабря
1917 г. – можно разделить на 3 периода.
1) 12.10. – утро 25.10. 1917 г. – ВРК орган подготовки и проведения Октя- брьского вооруженного восстания.
2) с 10 часов утра 25.10. и до работы II Всероссийского съезда
Советов –
5 ч. утра 26 октября 1917 г. В этот период ВРК был единственным выс- шим органом власти и управления. С этого времени он становится все- российским органом.
3) с 26.10. по 5.12. 1917 г. были созданы центральные органы власти и управления - ВЦИК и СНК, которые не могли сразу создать своего ап- парата. Поэтому и в это время ВРК продолжал осуществлять полно- мочия центрального органа, оказывая большую помощь ВЦИК и СНК в комплектовании их аппарата.
Постепенно с созданием аппарата ВЦИК и СНК , наркоматов деятель-

6 ность ВРК свертывалась и завершилась его самоликвидацией
5.12. 1917 г.

ВРК, действовал вполне самостоятельно, не являясь аппаратом, орга- ном, подразделением ВЦИК или СНК. О самостоятельности ВРК свиде- тельствует как его деятельность , так и то, что он сам определял свою компетенцию и свою организационную структуру. О самостоятельности ВРК свидетельствует и факт его самороспуска, а не ликвидации по ре- шению
ВЦИК, СНК ил Петроградского Совета. Перечисленные обстоя- тельства характеризуют ВРК как чрезвычайный орган.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты