Ян Амос Коменский
p> Сущность и задачи дидактики

Как известно, слово “дидактика” происходит от греческого didasco -
“обучаю”, оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием “Дидактика”, окончательно же слово “дидактика” в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Ян Амос Коменский.

Он часто называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово “обучение” Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики. Сам он в заглавии своей “Великой дидактики” таким образом определяет сущность теории обучения: “Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике”.

Подход к педагогике через дидактику был продиктован актуальностью проблем в эпоху Коменского. Вместе с тем в этот период методы и правила преподавания отдельных искусств (наук) разрабатывались независимо друг от друга, без единого принципа; общие принципы обучения и разработка общих методов обучения фактически игнорировались. Сам Коменский описывает сложившуюся ситуцаию таким образом: “Некоторые задались целью написать сокращенные руководства для более легкого преподавания только того или иного языка. Другие изыскивали быстрые и краткие пути, чтобы скорее научить той или иной науке. Но почти все исходили при этом из внешних наблюдений, составленных на основе более легкой практики... Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему.” Отсюда ясно, что методики отдельных предметов не могли обеспечить повышения уровня теории и практики обучения без разработки общей теории обучения, общей науки. Вместе с тем Коменский нисколько не принижал роли методик преподавания отдельных предметов, а наоборот считал их опорой дидактики.

Что же подразумевает Коменский под обучением, каким требованиям должно удовлетворять всякое рационально организованнное обучение, в чем состоят закономерности обучения и каковы его гносеологические основы?

Из вводной части “Великой дидактики” можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс предачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума разума знаний основных наук. “Разум действительно является живым полем, которое должно быть подготовлено для посева плугом дисциплины, на этом поле мы должны посеять семена науки, орошать, расцвести дождем упражнений, солнцем и воздухом”.

Коменский отличает обучение как форму деятельности учителя от учения как формы деятельности учащегося и указывает, что каждый метод должен представлять единый путь передачи знаний учителем и усвоения переданного учеником. Он считает основной задачей найти такую основу, на которой, как на “незыблемой скале, можно построить метод обучения и учения”.

Непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер. “Учение и труд”, “Разум и рука” - вот что должно составлять суть рационального обучения. Поэтому понятно, что
Коменский объявляет жестокую борьбу господствовавшему в то время схоластическому и догматическому обучению.

Обучение Коменский не считал развлечением: “Обучение есть один из видов труда; в этом смысле школа есть поприще труда”. Величайшая заслуга
Коменского состоит в том, что он выдвинув и обосновав идею природосообразности, он открыл путь для нового понимания обучения и тем самым твердо определил перспективы развития новой дидактики.

Коменский охарактеризовал образование и просвещение как рычаг производительности труда и источник благополучия народа.

Если обучение является процессом получения образования учащимися и вто же время образование само является содержанием обучения, ясно, какое большое и ведущее значение придавал Коменский содержанию обучения. В связи с этим прежде всего следует рассмотреть взгляды Коменского о дидактических требованиях и целях обучения.

В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:
1. успешность
2. легкость
3. основательность
4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:
. учить детей своевременно
. учить вещам раньше слов
. учиться в школе до конца
. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета
. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец, язык и руку
. от простейших начал переходить к общему
. распределять занятия по врмени и порядку
. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:
. обучение начнется рано;
. разум будет подготовлен для этого;
. будет идти от более легкого к более трудному;
. от общего к частному;
. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;
. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно;
. все будет преподаваться для приложения к жизни;
. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:
. будут заниматься полезными вещами;
. всему будет положено прочное основание;
. последующее будет опираться на это основание;
. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;
. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:
. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;
. один предмет будет изучаться по одному автору;
. одна работа будет задаваться всему классу;
. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

Величайшей заслугой Коменского является раскрытие природы процесса обучения, в частности основных качественных сторон. характеризующих обучение как процесс с дидактической точки зрения. Коменский, рассматривая обучение как специфический прцесс отражения действительности, считал, что процесс обучения и его закономерности базируются на закономерностях процесса познания - на гносеологических началах материалистического эмпиризма и на принципе природосообразности.

В учении Коменского отностиельно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Коменский впервые в истории дидактической мысли не только ввел понятие о ступенях обучения, но и дал анализ этих ступеней и разработал определенную теорию.
Он писал: “В каждом обучении имеются три точно определенные ступени: начало, продолжение и конец.” Все эти компоненты последовательно связаны друг с другом и обусловливают друг друга.

Что подразумевает Коменский под каждой из этих ступеней?

Коменский разрабатывает вопрос о природе процесса обучения и его закономерностях с гносеологических позиций. Исходя из того положения материалистического эмпиризма, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исхожное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. Чувственное восприятие и есть первая ступень обучения.

За этой ступенью следуют словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознинии учащихся. Эту вторую ступень Коменский называет ступенью продолжения или пояснения.

Но на данной ступени процесс обучения не заканчивается. Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. Эту третью ступень Коменский называет ступенью упражнений. Упражнениям Он придает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.

Относительно общей природы процесса обучения Коменский пишет: “Эти занятия должны вестись по одному и тому же методу. Это достигается:
1) посредством постоянного паралелизма предметов, понятий и слов;
2) посредством знания, понимания, применения;
3) посредством примеров, правил, упражнений.
Упражнения или практика происходят посредством самостоятельного наблюдения, самостоятельной речи, самостоятельных действий.

Коменский не только глубоко обосновал требование связи теоретического обучения с практикой, но и определилструктурные части проецесса обучения, его ступени:
1) чувственное восприятие;
2) пояснение;
3) упражнение.

На первой ступени обучения служат внешние чувства ( зрение, слух, обаняние, осязание) - “для все более и более отчетливого наблюдения вещей
); на второй - разум - “для все более и более глубокого проникновения в вещи”; на третьей ступени - память - для все лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше. Руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно”.

Все эти три ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения. Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных к искусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия.
Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи с возрастом учащихся.

Общепедагогические основы обучения

В основу своего педагогического, и в частности, дидактического учения
Ян Коменский вложил три важнейших принципа:
1) воспитывающий характер обучения;
2) связь обучения с жизнью, с действительностью;
3) соответсвие обучения возрасту учащихся.

В процессе воспитывающего обучения формируются моральные качества человека. По мнению Коменского “никто не может сделаться образованным буз воспитания или культивирования, т.е. буз прилежного обучения и попечения”.
Итак, дидактика Коменского оприрается на идею воспитывающего обучения.

1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием и превый в истории педагогики определил основные положения этого принципа.

2. Идея воспитывабщего обучения у Коменского проникнута духом народности и гуманности, выражает требования не только богатых, но и третьего сословия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты