С идеей воспитывающего обучения тесно связано требование связи обучения с жизнью. Коменский дал прогрессивные для того времени и хорошо разработвнные рекомендации по этому требованию. Вот несколько основных положений Коменского:
1. “Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе”
2. “Школы, движимые и исполненные потребностями природы, должны учить: 1) теории, 2) практике, 3) употреблению всех хороших и полезных вещей”.
3. “Если что-либо нужно сообщить юношеству даже и ради настоящей жизни, все это должно быть таково, чтобы, не мешая той вечной жизни, и в настоящей жизи приносило бы единственную пользу”.
4. “Кому нужны эти пустяки? Какой смысл изучать то, знание чего не принесет пользы, а незнание не принесет вреда и от чего в дальнейшем возрасте придется отучиваться или что придется среди занятий забывать? Нам есть чем заполнить ту короткую жизнь, даже если ни одной ее капли не тратить на пустяки. Итак пусть будет задачей школы занимать юношество только серьезным”.
5. “Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни”.
6. “Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, докозать превосходство этого предмета, его пользу, приятность и только то, что можно”.
7. “При усвоении всякого предмета точас нужно обдумать, какую это принесет пользу, чтобы ничего не изучать напрасно”.
8. “В школе следует приучать всех учеников применять к делу свои знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них под руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении к богу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать в течение всей жизни начатое в школе направление”.
9. “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели и, наконец, блаженства”.
Наряду с этими и сдругими указаниями Коменский дает такие наставления и поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые и поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичных из этих высказываний:
1. “Полезно давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки,
коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они
будут служить не только джля игры, но и для содействия понимания вещей.
Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открывать
им глаза на эти маленькие вещи, чтоьбы они не оставались слепыми в
больших”.
2. “Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.
3. “Ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание.”
4. “Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного труда и всяких строительных работ. Нехорошим признаком является слишком спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы. Если ребенок всегда бегает или всегда чего-то хочет делать, это служит верным доказательством здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано, за что-бы ребенок не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать, с тем, чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим серьезным трудам”.
Его учебник “Мир чувственых вещей в картинках” имеет специальные
главы, обучающие какому-либо ремесленному труду или работе. Например:
“Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка хлеба”, “Рыбная
ловля” и т.д.
Следует подчеркнуть важное положение Коменского о том, что связь обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения узкоремесленной задаче. Он указыает, что человеческая мудрость не может ограничиваться только узкими повседневными делами.
Вместе с тем Коменский не требует знания одного, или наоборот, всех ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со всеми приемами вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду, прилежание и способность преодолевать трудности, причем эти качества должны воспитываться путем непосредственного участия в ней, поскольку “добро развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.
Третье трубование Коменского - соответствие обучения возрасту учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности.
Коменский пишет: “Тот порядок, который мы желаем сделать универсальной идеей для искусства - всему учить и всему учиться, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы...” По Коменскому, соблюдать закономерности в обучении можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.
Однако во времена Коменского научное изучение психичекого развития ребенка фактически еще даже не было начато, поэтому Коменский искал аналогии с явлениями природы. “Природа, создавая птичку, не забывает ни головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя, ни кожи, словом, что относится к сущности данного рода птицы... Таким же образом и в школах, оразовывая человека необходимо образовывать его в целом, чтобы сделать его пригодным для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.
Идея природосообразности - величайшее достижение дидактики. Она знаменовала собой коренной подрыв самых устоев схоластически-догматического обучения, которое на протяжении столетий держало человеческий разум во мраке, лабиринте, тормозило изучение природы и общества,
В учении Коменского о природосообразности в обучении особенно важными являются его взгляды относительно учета закономерностей мыслительных, эмоциональных и волевых процессов ребенка в процессе обучения.
Коменский в своем учении критикует факт перегрузги учащихся
недоступным материалом. Он считал нужным не только устранить из обучения
все, что недоступно пониманию детей, но и сделать возможным усвоение
учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических упражнений
было непонятно для подавляющего большинства школьников. С этой целью
Коменский считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном и
том же уровне развития: “Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи,
нравы и привычки болеее способствуют взаимному развитию, так как глубиною
изоретательности один другого не превосходят. Между ними нет никакого
стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого
страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы
и ответы.
Коменский считает, что каждый ребенок может одолеть трудности учения,
если “мы будем усердно использовать имеющиеся у нас средства”, т.е. такие
методы обучения и воспитания, которые наиболее полно учитывают природу
ребенка. Он указывает на необходимость индивыдуального подхода к ребенку:
“Потому, что уроки при классных чтениях соразмеряются со средними
способностями; потому, чтобы более спосоные головы не оставались
незанятыми, будучи задерживаемы на одном и том же предмете больше, чем
этого требует их понятливость, им дозволено проходить лишнее и прочитывать
писателей, не уклоняющихся от курса класса. Такое чтение не нарушает
проходимого в данное время учебного курса, а скорее способствует его
усвоению”.
Эти взгляды Коменского получили практическое и конкретное выражение в его учебниках, где каждый рассказ или картинка с достаточной полнотой учитывает интересы ребенка, уровень его мышления, его эмоции.
Дидактические принципы
В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос
об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими
принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического
характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической
литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические
(частные) принципы обучения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Сознательность и активность
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.
Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: “Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)”.
Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: “Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии”.
Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: “При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: “Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода”. Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде “Об
изгнании из школ косности” Коменский раскрывает причины лени и дает ряд
указаний о том, как ее ускоренить.
Коменский считает, что “косность есть отвращение к труду в соединении
с леностью. С нею связаны:
1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;
2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;
3) медлительность и прекращение уже начатых работ”.
Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они “не думают, как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения”. Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства”.
Наглядность
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически- материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: “Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении”.
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) “Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство”.
2) “Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...”
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть “преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения”.
4) “Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.”
То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только
принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления
наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.
Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: “Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
Последовательность и систематичность
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической последовательности.
Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.
Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение --
“Обучение должно вестись последовательно”?
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку “порядок -- душа всего”.
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы “вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы”.
Третье требование касается того, чтобы “все изучалось последовательно с начала и до завершения”.
Четвертое требование - “подкреплять все основания разума - это значит
всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом
что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.
Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи”.
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.
1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.
4. “Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим”.
5. Обучение “должно идти от более общего к более частному”, “от более легкого - к более трудному”, “от известного - к неизвестному”, “от более близкого к более отдаленному” и т.д.
“Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением”.
Упражнение и прочное усвоение знаний
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.
Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.
Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание,
он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное
на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно
служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений,
их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.
Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, то
использованием, то хресисом, то автохресисом и др. “Так как только
упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и
поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся
упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в
переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнения
такого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г)
упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах
и к) в благочестии”.
Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: ”Упражнения памяти
должны практиковаться беспрерывно”. Но вместе с тем Коменский выступает
против механического запоминания в пользу логического и указывает:
“Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно
закреплено памятью”.
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.
Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:
“Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений”.
В одной и той же школе должен быть “один и тот же порядок и метод во всех упражнениях”.
“Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно”.
На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить
“встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить
в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить
правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.
Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое...”
По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
“I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников”
“II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки”.
“III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное нстолько, чтобы идти наравне с остальными”.
“IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним”.
“V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни”.
Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:
1. “Правила должны поддерживать и закреплять практику”
2. Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя.
3. Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых
по нашему методу. “Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется,
причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли.
Хорошо также в конце недели устраивать повторения”.
Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский, изд 2-е,
М, Педагогика, 1970
2. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня
“Глаголь”, СПб 1995