Финансовое планирование
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Роль финансиста. Наиболее важными задачами являются следующие. Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом. Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих «в доле» (держатели акций, внутренние и внешние группы давления). Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. анализируются и уточняются.
Планирование потока наличных средств должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств.
Анализ и оценка любых предложений, прогнозирование возможных последствий принятия предложений и их альтернатив, выбор наилучших вариантов, предоставление рекомендаций делаются в форме, понятной и не финансистам.
Очевидно, что финансовое планирование требует специальных навыков.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов :
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
n первый год — данные приводятся помесячно
n второй год — данные приводятся поквартально
n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
n первый год — данные приводятся помесячно
n второй год — данные приводятся поквартально
n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
3. Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
n первый год — данные приводятся помесячно
n второй год — данные приводятся поквартально
n третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:
1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».
2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить:
а) собственные средства;
б) кредиты банков;
в) привлечение средств партнеров;
г) привлечение средств акционеров и так далее.
3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
Калькулирование есть установление объема вложений средств по какому-либо пункту плана или их группе, или виду деятельности.
Функция калькулирования затрат заключается в сборе данных о затратах предприятия и о других операционных расходах. Для сбора этих данных от бухгалтера требуются понимание компонентов производственных расходов, знание производственного процесса, способность определять общие затраты для данного объема производства в указанный период и для единицы продукции. Все данные, используемые бухгалтером, касаются производства и некоторых других видов деятельности. Для калькулирования бухгалтер должен знать как минимум затрачиваемое время и размер использования трудовых ресурсов, количество использованных сырья и материалов и затраты на них, величину накладных расходов.
Обязанности бухгалтера в связи с этим включают следующее:
n составление, выполнение систем и процедур оценки расходов;
n определение затрат на продукцию, подразделения, отделы. функции, обязанности, временные периоды, географические регионы и т. д.;
n сравнение фактических затрат за различные периоды с планируемыми:
n придание информации о расходах формы, пригодной для процесса принятия решений.
Соответствующие отчеты могут быть регулярными или единовременными.
Определение 1. Управленческий учет есть применение техники бухгалтерского учета для обеспечения всех уровней менеджмента информацией в целях содействия планированию и контролю за деятельностью организаций.
Определение 2. Применение бухгалтерских знаний в целях отработки бухгалтерской и статистической информации для обеспечения максимума эффективности менеджмента и составления планов на будущее.
Факторы, воздействующие на норму прибыли. Существует множество факторов, прямо воздействующих на норму прибыли, наиболее важными из которых являются ожидание держателей акций, отдача инвестиций, возможная экономия мощностей, структура капитала и т. п.
Ожидание держателей акций. Этот фактор требует от компании установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.
Так как подавляющее большинство держателей акций не имеют ясного представления о текущих или потенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. Степень, до которой могут учитываться их ожидания, зависит от того, насколько сильно их воздействие на компанию. Если держатели будут неудовлетворенны, они могут просто продать акции.
Отдача от вложенного капитала, или доход на капитал. Общепринятый расчет оценки отдачи от вложенного капитала проводится по следующей формуле:
= Отдача от вложенного капитала |
Прибыль Х 100
Вложенный капитал
Формула проста, но используемые для расчета цифры могут по-разному интерпретироваться. Очень редко возможным бывает расчет нормы прибыли (ОВК) исходя из данных одного года, поскольку реальные поступления от крупных капиталовложений обычно материализуются через длительное время.
Чем более конкурентна отрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение, компьютеризацию.
Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстрой отдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. При осуществлении финансового планирования необходимо решить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и его приращение (выбытие). И вложенный капитал, и прибыль являются довольно субъективными понятиями из-за множества воздействующих на них факторов, которые подвергаются самой различной интерпретации. Большинство цифр, представленных в типовом бухгалтерском балансе, — лишь исходные данные, не имеющие отношения к рыночной стоимости. Земля и сооружения, купленные, к примеру, в 1912 году, могут и не переоцениваться. Аналогично акции обычно оцениваются по рыночной стоимости даже при инфляции или росте цен. Но патенты, торговые марки и т. п. часто показываются только по номинальной стоимости. Таким образом, при составлении баланса необходимо соблюдать осторожность.