Администрация президента: структура и функции
ПЛАН
Введение………………………………………………………………….. 2
1. Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав………………………… 4
2. Самостоятельные подразделения Администрации Президента
РФ……………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………………. 30
Источники……………………………………………………………….. 31
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано
преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей
государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ
соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с
классической президентской, так и с парламентарной системой правления.
Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение
властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию
усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных
Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению
взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который
согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Конституцией РФ предусмотрено создание «иных» государственных органов, в числе которых Администрация Президента Российской Федерации.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике.
В обеспечение оптимизации своей деятельности, Президент Российской
Федерации в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции РФ формирует
Администрацию Президента РФ.
Необходимо отметить, что Администрация Президента РФ не только формируется Главой государства без согласования с иными ветвями власти, но и подконтрольно только ему. В связи с этим, структурные и функциональные изменения в свою Администрацию Президент может вносить исходя из меняющейся обстановки, стоящими перед Президентом текущими задачами, ряда иных обстоятельств.
Особенности выполняемых задач, специфичность государственного органа, как по порядку формирования, так и по функциям и структуре и продиктовало необходимость более пристального его рассмотрения.
Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав.
Органы государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — как правило, путем назначения.
Как отмечалось во введении, структурное и персональное формирование
Администрации отнесено к компетенции Президента.
Нынешний год ознаменовался существенными изменениями в структуре
Правительства РФ и, естественно, это не могло не коснуться Администрации
Президента.
В марте-апреле были утверждены новые положение, структура и состав
Администрации.
Специфику любого государственного органа составляет то, что он осуществляет задачи и функции управления. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Администрация формируется в целях: обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы
государства; осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской
Федерации; подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах,
направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности; разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации,
обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по
руководству внешней политикой Российской Федерации; разработки совместно с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля
за их реализацией; обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению
кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении
государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных
званий Российской Федерации, а также иных возложенных на него Конституцией
РФ и федеральными законами полномочий; содействия Президенту Российской Федерации в определении основных
направлений внутренней и внешней политики государства, решении вопросов,
касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина и в обеспечении
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной
власти;
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской
Федерации осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом
Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые
Государственной Думой, а также подготовка предложений о подписании
Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации
проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской
Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых
Президенту Российской Федерации документов; обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов,
подписанных Президентом Российской Федерации; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных
выступлений; обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации,
Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и
консультативных органов при Президенте Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части,
касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ; подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд
Российской Федерации, предложений Президенту об обеспечении согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями,
общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами,
организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами, а также
диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и
укреплению; обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с
государственными органами иностранных государств и их должностными лицами,
с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с
международными и иностранными организациями; содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий
по кадровым вопросам; обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий
по решению вопросов гражданства Российской Федерации; организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации
его полномочий по осуществлению актов помилования; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и
политических процессах в стране и за рубежом; учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и
органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов
Президенту Российской Федерации; обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных
законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Органы государственного управления, администрации отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Государственные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.
Органы государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.
В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят:
руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется);
подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления,
отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы.
Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в
штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.
В состав Администрации входят:
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее -
Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации
(далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента
Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации,
руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные
представители Президента Российской Федерации в федеральных округах,
советники Президента Российской Федерации, полномочные представители
Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты,
референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица
Администрации; управления Президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения Администрации.
Все выше упомянутые должностные лица, а также Секретарь Совета
Безопасности непосредственно подчинены Президенту РФ.
Персональная кадровая политика Президента реализуется по должностям
Администрации, находящимся в его непосредственном подчинении, а также
начальников управлений, руководителей самостоятельных подразделений
Администрации и заместителя Секретаря Совета Безопасности.
Необходимо отметить, что Президент вправе установить и иных лиц, непосредственно ему подчиняющихся.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Тем не менее фигура Руководителя Администрации отнюдь не находится в тени—это публичная политическая (но не самостоятельная) фигура. Для того чтобы понять это, достаточно взглянуть на его полномочия.
Руководитель Администрации: представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных
организациях; осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений
Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных
подразделений Администрации; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Администрации; координирует деятельность помощников и советников Президента Российской
Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению, а также
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах; координирует деятельность полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах; по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций,
возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации
предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты
положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных
самостоятельных подразделениях Администрации; представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения
на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об
освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим
Положением; утверждает по представлению заместителей Руководителя Администрации и
помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность
управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных
подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них
возложено и (или) которые они возглавляют; утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской
Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности РФ; утверждает по представлению полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность
их аппаратов; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации; назначает на должность и освобождает от должности в Администрации
руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской
Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений
Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных
самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных
работников самостоятельных подразделений Администрации; определяет полномочия заместителей Руководителя Администрации по
назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц,
их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания; издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к
его компетенции; обеспечивает проведение аттестации работников Администрации, присваивает
квалификационные разряды работникам Администрации, кроме тех работников,
квалификационные разряды которым присваиваются Президентом Российской
Федерации; организует исполнение поручений Президента Российской Федерации; запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций; организует подготовку и осуществляет представление в установленном
порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента,
содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и
содержания их заместителей, а также содержания Уполномоченного Российской
Федерации при Европейском Суде по правам человека; распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой
Администрации; имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету
Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению
расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий
год, а также поручить одному из заместителей Руководителя Администрации
распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.