Следует отметить особо, что многие издания, освещая работу конференции, предпочли лишь обозначить, а не акцентировать внимание на разногласиях, существовавших между различными участниками конференции. Особенно это касается печатных и электронных изданий, пользующихся поддержкой администрации США.
В ходе работы международной конференции по борьбе с терроризмом выступил с докладом представитель Саудовского Валютного Агентства (СВА)46. В докладе было отмечено, что руководством королевства предпринят ряд мер по предупреждению возможности использования финансовой системы этого государства с целью отмывания денег и финансирования террористической деятельности. Им (руководством) был подписан тот раздел устава ООН, который касается борьбы с отмыванием денег. В вышеуказанном документе особо подчеркивается тот факт, что Саудовская Аравия также приняла и реализует все резолюции Совета Безопасности ООН (№ 1267, 1267, 1269, 1333, 1373, 1390, 1455 и 1456), касающиеся борьбы с финансированием терроризма. «В соответствии с резолюциями Совета Безопасности № 1267 и 1333 королевством были заморожены активы некоторых физических и юридических лиц. Саудовская Аравия стала первым государством, заморозившим счета Усамы бен Ладена еще в 1994 году», – отмечается в докладе47.
Руководством Саудовской Аравии также было организовано несколько региональных и международных конференций, посвященных борьбе с отмыванием денег. Первая встреча рабочей группы была проведена в Институте банковской деятельности СВА в Эр-Рияде еще в 1994 г.
В августе 2003 г. в Саудовской Аравии был принят закон, в соответствии с которым отмывание денег и террористическая деятельность являются равнозначными преступными деяниями.
26 сентября 2001 г. Саудовская Аравия заморозила активы физических и юридических лиц, чьи имена упоминались в списке, подготовленном США после совершенных 11 сентября террористических актов. «Королевство заморозило 62 счета 12 физических и юридических лиц на общую сумму 6 млн. амер. долл.», – говорится в докладе СВА48. В этом документе упоминается, что Саудовской Аравией подписаны секретные соглашения с различными государствами мира, которые включают разделы, касающиеся борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
В стране также были выработаны новые правила и инструкции, которые обеспечили поддержку рабочим группам, контролирующим процесс оформления финансовых сделок. «Мы проинструктировали банки и другие финансовые организации с тем, чтобы они предоставляли информацию о своих клиентах. Также были выпущены новые инструкции с целью обеспечения большей открытости в отношении банковских счетов. На территории Саудовской Аравии невозможно перемещение денежных средств без установления и подтверждения подлинных имен отправителя и получателя. Мы также приостановили деятельность нелегальной системы международного перемещения денег49. Нарушителей принятых инструкций ожидает жестокое наказание», – заявил представитель Саудовского Валютного Агентства (СВА)50. Новые правила не позволяют банкам без разрешения СВА открывать счета для нерезидентных физических лиц или не имеющих лицензии компаний. Руководители всех банков страны были проинструктированы относительно того, что они должны сообщать о финансовых средствах, которые, по их мнению, могут участвовать в операциях по отмыванию денег. Представители СВА регулярно инспектируют банки на предмет строгого выполнения установленных правил и требований.
В королевстве был учрежден специальный комитет, в состав которого вошли представители министерства внутренних дел, министерства иностранных дел, спецслужб и СВА. Главные цели создания этого комитета – определение источников финансирования террористических организаций и организация международного сотрудничества в борьбе с этим явлением.
В частности, комитетом были выработаны инструкции по контролю над деятельностью благотворительных организаций. Ранее аналитики не раз обращали внимание на то, что саудовскими властями не осуществляется планомерный контроль за деятельностью благотворительных организаций, особенно тех, которые выходят за границы королевства. У многих наблюдателей, в частности, вызывает обеспокоенность деятельность саудовских благотворительных организаций в Юго-Восточной Азии, в районах, подвергшихся затоплению во время цунами в 2004 г.
В докладе СВА обращается внимание на то, что в последнее время все благотворительные организации, работающие на территории Саудовской Аравии, должны получать лицензию на свою деятельность в министерстве по социальным вопросам. Благотворительные организации также обязаны получать разрешение СВА на открытие банковских счетов. Этим организациям не позволено участвовать в денежно-кредитной деятельности. 26 февраля 2004 г. в Саудовской Аравии был учрежден Высший комитет по контролю над деятельностью благотворительных организаций. В соответствии с новыми правилами, этим учреждениям запрещено переводить любые суммы денег со своих счетов на счета банков других стран мира. Благотворительным организациям разрешается иметь только один главный банковский счет. Однако с разрешения и при контроле СВА они могут открыть несколько дополнительных банковских счетов. Любые финансовые средства, полученные от дарителей, разрешено перечислить на счета этих организаций после установления точных данных о меценатах. Благотворительным организациям запрещается устанавливать банкоматы на территориях и в помещениях, на которых они размещаются. Банкам запрещено предоставлять кредитные карты сотрудникам благотворительных организаций.
Доклад СВА произвел благоприятное впечатление на все участвующие стороны. Работа конференции была крайне напряженной и нервной. Так, многих западных участников конференции, особенно представителей США, взволновала встреча саудовского руководства с иракским министром внутренних дел Фалахом Накибом, визит которого совпал по времени с работой конференции. В ответ на вопросы относительно характера этого визита принц Сауд аль-Фейсал сказал, что встреча не была посвящена вопросам безопасности, а являлась «частью посещения министром королевства в качестве гостя»51. Однако он отметил, что обратился с просьбой к иракской стороне предоставить список граждан Саудовской Аравии, находящихся на территории Ирака, т.к. «королевство хочет убедиться в том, что ни один из его граждан не выступает против интересов Ирака»52. По словам Сауда аль-Фейсала, иракский министр выразил готовность выполнить эту просьбу.
В заключение работы конференции было принято решение создать международный центр по борьбе с терроризмом. В заключительном обращении под названием «Риядская декларация» не уточняется месторасположение будущего центра. Различными сторонами предлагались варианты размещения его в Нью-Йорке, Вене, Каире, Эр-Рияде и других городах и странах мира. Однако один из глав делегаций, участвовавших в работе конференции, предположил, что, скорее всего, этот центр будет размещаться в Швейцарии, притом, что делегации от этого государства не было в числе участников конференции53.
Пока не определен и характер деятельности будущего центра по борьбе с терроризмом: будет ли это исследовательский институт, тренировочный или экспертный центр. Представитель Госдепартамента США Вильям Поуп заявил, что его страна готова войти в состав рабочей группы по разработке концепции деятельности будущего центра.
В декларации особо подчеркивается, что «борьба с терроризмом будет обречена на провал до тех пор, пока не будут объединены усилия стран мира в рамках единого стратегического видения этой проблемы»54.
Также было принято решение создать специальный фонд. Этот фонд будет образован на средства, конфискованные у террористов, их пособников и подконтрольных им организаций. Главной целью его работы будет оказание помощи жертвам, пострадавшим в результате действий террористических организаций и т.п. На пресс-конференции, которая прошла под председательством министра иностранных дел Сауда аль-Фей-сала, глава бельгийской делегации подтвердил решимость всех делегатов создать подобный фонд. «Конфискованные деньги с замороженных банковских счетов террористических группировок фонд будет использовать для того, чтобы помогать жертвам терроризма», – заявил бельгийский делегат Конрад Дсен55. Он не уточнил, на какой основе эти деньги будут распределяться среди пострадавших и кто будет решать вопрос о распределении этих средств.
7 февраля 2005 г. во время заключительного брифинга для прессы принц Сауд отметил, что в ходе работы конференции было выработано 55 рекомендаций: 16 из них касались определения причин возникновения терроризма; 9 – проблем отмывания денег и незаконной торговли оружием и наркотиками; 9 – противодействия терроризму в различных странах мира, а 21 – национальных антитеррористических организаций и подразделений.
На заключительном заседании конференции глава американской делегации Ф. Таунсенд высоко оценила работу саудовских служб безопасности, сказав: «Мир не может победить терроризм без участия Саудовской Аравии, которая успешно борется с терроризмом на своей земле»56. Несмотря на такую оценку, многие исследователи, анализирующие итоги конференции, обращают особое внимание на тот факт, что Саудовская Аравия находится лишь в начале пути борьбы с терроризмом на своей территории. Особенно наглядно это продемонстрировала история с исламскими благотворительными фондами.
Необходимо отметить особо, что, видимо, саудовские власти не рассчитывали только на высокие оценки их деятельности, данные некоторыми участниками конференции. Они не полагались и на то впечатление, которое могло произвести в мире известие о проведении антитеррористической конференции в стране, которую уже много лет ассоциируют с явлением терроризма. Организаторами конференции были привлечены многочисленные специалисты по связям с общественностью, которые работали в основном с журналистами, освещавшими мероприятия конференции, настойчиво разъясняя им, что в королевстве активно и успешно борются с терроризмом и радикальным исламизмом во всех их проявлениях. Однако эти усилия были практически торпедированы выступлениями некоторых саудовских религиозных деятелей в ток-шоу частных телеканалов, в которых они призывали к борьбе против США и Запада в целом, а также громким скандалом, разразившимся после завершения конференции. Этот скандал касался деятельности Абдаллы аль-Убейда. В начале 2005 г. он был назначен министром образования. С 1995 по 2002 год он был главой Мировой Мусульманской лиги. Деятельность этой организации находилась в сфере расследования, проведенного правительством США. Эта организация подозревалась в связях с «Аль-Каидой». По данным «Уолл Стрит Джорнал», аль-Убейд является «должностным лицом, замешанным в финансировании террористических организаций»57. Также этим изданием были приведены выдержки из речей аль-Убейда, в которых он обвинял «некоторые средства массовой информации в том, что они финансируются на деньги евреев Запада и отстаивают их интересы»58. Также он неоднократно заявлял, что действия палестинских террористов-смертников являются лишь «актами самозащиты, которые оправданы с религиозной стороны, а также международными соглашениями и нормами»59.
Этот скандал лишний раз продемонстрировал, что, борясь с терроризмом, Саудовской Аравии приходится иметь дело не только с фанатичными представителями преступных организаций, но и с различными по своему характеру проявлениями, способными свести на «нет» меры по улучшению образа страны на международной арене на крайне сложном этапе ее развития.
Все ранее упомянутые проблемы и многие другие создают атмосферу в Саудовской Аравии, которая является благоприятной средой для развития различных общественно-политических течений. Для некоторых из них насильственный путь является шансом для решения собственных планов и задач. Используя проблемы, существующие в саудовском обществе, и разногласия между некоторыми представляющими властные круги государства структурами, перекладывающими бремя ответственности друг на друга, различные группировки и организации экстремистского толка получают возможность для распространения собственных идей и вербовки новых членов. Таким образом, борьба с терроризмом становится для Саудовской Аравии неотъемлемой частью борьбы за собственное существование в качестве суверенного государства в современном мире.
Список литературы
1. http://www.arabicnews.com/ansub/Daily/Day/030201/200302112.html
2. http://www.arabicnews.com/ansub/Daily/Day/030201/20020201.html
3. Heidi Kingstone. Middle East: Trouble in the House of Saud // The Jerusalem Report Magazine, 13.01.2003.
4. Al-Sharq Al-Awsat (London), 13.12.2004.
5. Ain-Al-Yaqeen. 11.02.2005.
6. Arab news, 10.02.2005.
7. http://www.memri.org/reform.html
8. http://www.ctic.org.sa
9. The New York Times, 08.02.2005