Бюрократия и демократия в государственном управлении

Получается, что объекты и субъекты критики бюрократизма меняются местами, создавая в общественном мнении впечатлении борьбы с бюрократизмом. А он, как птица Феникс, воссоздается то в одной, то в другой формации, то в одном, то в другом типе государства, не в одной, так в другой структуре. И мало из исследователей проблемы бюрократизма пытается осмыслить его на широком историческом фоне, объективно его оценивать и увидеть реальные истоки его многовекового существования.

В.В. Путин в выступлении на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией 12 января 2004 года отметил, что проблемой коррупции в той или иной степени сталкиваются очень многие страны мира и что в мире уже наработана определенная практика, наработан богатый опыт целенаправленной аникоррупционной политики. Действуют целые системы борьбы с этим злом. У нас в России под коррупцией в основном понимается взяточничество. Между тем как социальное явление коррупция гораздо более сложное образование, а ее последствия крайне негативно сказываются на самых разных сферах государственной и общественной жизни: от экономики до морали.

В.В. Путин отмечает, что коррупция тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причем на всех ее уровнях:

·                    это и предоставление всякого рода преференций так называемым «приближенным» предпринимателям,

·                     создание внеправовых преимуществ при получении государственных услуг,

·                     нарушение равенства прав и самой свободы экономической деятельности,

·                    неисполнение государством обязанности по обеспечению добросовестной конкуренции.

·                    нарушение законных прав граждан,

·                    сковывание нормального развития экономики,

·                    создание серьезных барьеров на пути экономического роста.

В целом, коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственный аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией.

В.В. Путин считает, что главная задача Совета как консультативного органа - это выявление причин и условий распространения коррупции и на этой базе выработка системной антикоррупционной политики, политики, отраженной как в действующем законодательстве, так и в организации правоприменительной работы.

«Еще раз хочу повторить: корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти» - отмечает В.В. Путин.

Власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они не дали. На это была направлена административная реформа, проводимая Председателем правительства России М.М. Фрадковым с 2005 г.

Масштабы этого явления будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии и цивилизованный рынок. А органы власти станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

В.В. Путин обозначил главные приоритеты.

Во-первых, необходимо наладить постоянную и системную аниткоррупционную экспертизу законодательства. Как в уже действующих законах, так и на стадии их подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции. Надо избавить правовое поле от пустых деклараций, от норм двойного толкования и внутренних противоречий. В законах должны оставаться только ясные и реалистичные требования, а также прописаны четкие механизмы их применения.

Второе. Совету предстоит подключиться к работе по анализу деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. «Хочу подчеркнуть: это не значит вмешательство в работу местных органов власти - я говорю об анализе их деятельности. Вы знаете: уже создана соответствующая комиссия, результаты которой должны повлиять не только на ход административной реформы - и должен еще раз сказать, напомнить, что мы с этим точно затянули, - но и на определение антикоррупционной составляющей государственной политики»[12.2].

Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачным: органам власти надо навсегда расстаться с традициями решения государственных и муниципальных задач вне бюджетного и налогового законодательства. А бюджет и установленные законом внебюджетные фонды обязаны стать для власти единственной формой образования и распространения денежных средств.

Третье направление - это оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав и обязанностей чиновников и связанная с этим задача: создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, по сути, для налогоплательщиков, оплачивающих из своего кармана услуги государственного аппарата.

«Не нужно стесняться, мне кажется, повышать материальное благосостояние, повышать заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу» - заявлял В.В. Путин.[12.2]

Совету предстоит образовать рабочие комиссии из специалистов, знающих эту проблематику и имеющих высокий авторитет в профессиональной и общественной среде.

Совет должен обладать объективной информацией о масштабах коррупции, знать, в каких областях она наиболее укоренилась, оперировать в работе понятными правовыми критериями и оценками. Следует дать точную квалификацию самого понятия «коррупция» и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях.

«Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью» - это было последним замечанием В.В. Путина на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией.[12.2]

Идея борьбы с коррупцией поддержена и действующим Президентом Д. А.Медведевым. 25 марта 2008 года он заявил, что антикоррупционный план должен включать в себя как минимум три раздела:

Первое - это законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с международными обязательствами России, так и с текущей ситуацией в стране.

Вторая и, по его словам, гораздо более сложная часть плана это именно создание антикоррупционных стимулов. Это зависит "от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько безусловно и жестко применяются законы в отношение тех, кто нарушает закон, в отношении так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия". При этом Д.А. Медведев высказал мнение, что высшая форма такой мотивации, когда для лица, которое собирается получить взятку, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это может разрушить всю его жизнь.

Третье это изменение правосознания, изменение мышления людей.

"Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, а также формирование современного правосознания", - отметил Медведев. [12.2]

21 мая 2008 г. Госдума приняла решение о создании комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции. В состав комиссии вошли 12 депутатов: восемь от имеющей большинство в Госдуме "Единой России", два от фракции КПРФ и по одному депутату от "Справедливой России" и ЛДПР. Возглавил комиссию депутатединоросс Алексей Волков, а его заместителем стал бывший замгенпрокурора Владимир Колесников.

Комиссия по противодействию коррупции образована для того, чтобы, в частности, анализировать федеральное законодательство в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции. Кроме того, основными задачами работы комиссии являются разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции. Комиссия будет изучать отечественный и зарубежный опыт в области противодействия коррупции и готовить предложения по его использованию в законодательной деятельности нижней палаты российского парламента.

Заключение


Хотя человеческая жизнь, ее частные и общественные формы являются плодом ума и рук творцов, многое здесь ограниченно весьма объективными основаниями. Не случайно исторический взгляд непременно фиксирует в общественном развитии и судьбах совершенно разных людей определенные закономерности, тенденции, порывы, типичное, круговорот одного и того же. Длительное время существует понятие «бюрократия», которое характеризует своеобразную форму осуществления власти, создавшую и соответствующий стиль. Не стоит забывать о том, что бюрократизм деформировал реализацию не только демократической верховной власти, но и монархической и аристократической.

Однако, несмотря на длительный период «преодоления» бюрократии, она продолжает жить и имеет в осуществлении власти в самых демократических странах немалый удельный вес.

Понятие «демократия» содержит в самом себе трудно разрешимое противоречие. В идеале власть должна всецело отражать потребности, интересы, цели и волю народа, т.е. всех людей, составляющих данное государственное общество. Но власть практически всегда действует в условиях нехватки ресурсов, большого перепада между объемом и структурой потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. На фоне критичного отношения населения к деятельности большинства демократических институтов не случайным выглядит и общая негативная оценка того, как работает демократия в России в целом. Лишь 13,8% россиян в той или иной степени удовлетворены работой демократии в стране (причем, только 4,1% удовлетворены полностью)[12.1].

При рассмотрении проблемы демократизации политического режима и соответственно преодоление бюрократизма в Российской Федерации надо отчетливо видеть и учитывать несколько обстоятельств объективного и субъективного свойства.

Во-первых, низкий уровень социально-экономического развития страны с точки зрения не мощностей производственной базы и достижений научно-технической мысли, а реального удовлетворения потребностей людей в пище, одежде, жилье, коммуникациях.

Во-вторых, неразвитость гражданского общества следствие исторически длительного огосударствления жизнедеятельности людей в России, как в дореволюционной, так и в послереволюционный периоды.В-третьих, ментальные характеристики российского сознания, происходящие из специфики исторического пути и современного состояния материальной и духовной культуры.

Таким образом, важно создать условия для постепенного осознания и освоения человеком новых условий жизнедеятельности, действительно пригодных для его благополучия и нравственного развития.

Демократизация политического режима есть комплексный и исторически длительный процесс, направляемый субъективно путем использования и развития всех форм механизмов демократии и выверяемый объективно – через реальные и конкретные проявления демократии в жизнедеятельности государства, его органов, общества, его объединений, каждого гражданина. Данный процесс нельзя рассматривать как самоцель; демократия – это средство рационального решения частных и общественных проблем, активизации и гармонизации социально-экономического и духовного развития, улучшения взаимодействия в системе «человек – общество – природа».

Если государство воспринимается большинством россиян как сверхценность, как некая высшая инстанция в реализации не только частных, но главным образом общественных интересов, то власть и особенно чиновничий аппарат, бюрократия – как сосредоточение всего самого негативного, что есть в обществе.

Итак, работая над этим рефератом хотелось бы отметить, чем больше бы боремся с бюрократией, тем больше она развивается и разрастается, чем больше хотим создать демократическое общество, тем больше ограничиваем его, выполняя волю правительства, искусно выдаваемую за волю народа. Это наблюдается уже достаточно длительное время и остается только надеяться, что в будущем нас ждут изменения в лучшую сторону.

11.03.09 Д.А. Медведев подписал указ о реформировании государственной службы. Так хочется верить, что он станет действенным!

Литература


1.Конституция РФ 1993 г.

2.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. M.,1990

3.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. Омега-Л., 2006

4.«Новая Газета» № 10 2009 г. с.4

5.Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. Под ред. В.А. Кравченко. М. Статус, 2000

6.Глазунова Н. И. Государственное управление как система: М. ГГУ, 2001

7.Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М. Юрист, 1998

8.Микиранко В.П. Бюрократия и сталинизм. Ростов, 1999

9.Шамхалов Ф. Теория государственного управления. Экономика, М. 2002

10.Пушкарем Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования // Общественные науки и современность//. 1997. № 5.

11.Рионев В.В., Киратин О.И. Социальная стратификация. "Академия" М., 2005

12.Интернет:

1. http://wciom.ru/

2. http://president.kremlin.ru/


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты