Центризм как элемент политической власти в России на примере партии "Единая Россия"

  Партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп, но и активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции объединения интересов различных социальных групп и слоев путем сведения этих интересов к единому знаменателю.

  Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти. Можно утверждать, что именно сильные партии не ослабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим процессом. Соответственно слабость партии неизбежно оборачивается слабостью государства.

Можно выделить множество классификаций партий: (1) партии однопартийного, полуторопартийного и многопартийного парламентаризма; (2) партии гомогенной и гетерогенной конкуренции и т.д. В свете данного исследования особый интерес представляет аналитическая работа Павла Бублика «Выбор партийной идеологии как проблема»[19]. Он предложил деление политических партий в зависимости от их идеологии на следующие разновидности:

«Прагматизм». Демонстративный отказ от «идеологических спекуляций». Провозглашение ориентации непосредственно на общественные интересы («насущные интересы простого человека»). По сути – игра на сиюминутных общественных настроениях (собственно «популизм»). Сохраняет возможность осуществлять практически неограниченный спектр идеологических доктрин.

Месседж брэнда: «мы знаем ваши реальные проблемы, а для их разрешения не надо «мудрствовать лукаво»; мы просто дадим именно то, что вам нужно, не пытаясь склонить к «жертвоприношениям» в пользу абстрактных идеологических идолов».

«Новый центризм». Сглаженный и менее рискованный вариант предыдущей позиции. Идеологически такой же пустой бренд, позволяющий эффективно организовать проецирование населением на этот бренд общественных ожиданий. Содержит потенциал внутреннего идеологического противоречия (призыв к выбору партии, не могущей содержательно указать свое отличие).

Месседж брэнда: «новый…» («голосуй за нас, ведь мы отличаемся от всех старых политических сил и намерены оставить все старые проблемы и трудности в прошлом; мы добьемся новой, еще небывалой жизни») + «…центризм» («мы сохраним все лучшее, что имеем сейчас, убережем от крайностей в экономических и политических решениях; мы знаем меру политическим преобразованиям и чувствуем свое место в структуре текущих политических процессов».

«Либеральная демократия». Зауженный вариант предыдущей позиции («новый центризм»), но привязанный к более-менее конкретной идеологической традиции. Брэнд также чрезвычайно широкий и в силу этого – не ко многому обязывающий.

Месседж брэнда: «мы против подконтрольной демократии и вседозволенной свободы; мы внедрим мощную связку двух проверенных историей механизмов: народной власти и индивидуальной свободы; не нужно изобретать ничего нового: надежность и постепенное улучшение достигнутого – это наш неизменный принцип».

«Либеральный социализм». Смелый и парадоксальный идеологический брэнд с фактически непредсказуемым потенциалом. По крайней мере выделение из ряда знакомых идеологий гарантирует («эффект новизны»). Потребует большой интеллектуальной проработки. Преимущество имеет более психологическое, нежели содержательное.

Месседж брэнда: «мы отказываемся закрывать глаза на то, что свобода без справедливости порождает произвол и насилие. Нам дан уникальный шанс добиться свободного общества в справедливом государстве, которое живет по принципам честной соревновательности, понятной политики и равных возможностей при неравных вознаграждениях».

«Социальный либерализм». Наиболее однозначный и конкретный брэнд из всех предыдущих. Западноевропейская идеология рынка и конкуренции (антипаттернализм и прагматизм как действительный гуманизм). Позволяет придерживаться принципа политической честности: декларировать выполнимые задачи и последовательно формировать фонд реализованных дел.

Месседж брэнда: «мы верим в то, что прежде всего рынок обеспечивает социально-экономическую свободу; но мы понимаем, что рынок сам по себе не образуется и для его организации нужно приложить целенаправленные усилия; кроме того мы не верим в универсальные рецепты и учитываем ограниченность рынка в том числе».

«Регионализм». Местное самоуправление как центральная идеологема Партии. Поднятие принципов непосредственного народовластия и прямой демократии. Упор на воспитание гражданской инициативы и политической культуры. Собственно «регионализм» – соединительное звено (и адекватный сложившейся ситуации инструмент) в переходе от централизма к местному самоуправлению и общественной самоорганизации. Использование западноевропейского опыта муниципального самоуправления как реальной и наиболее прогрессивной на данный конкретно-исторический момент формы социального управления и принятия общественно-значимых решений.

Месседж брэнда: «мы не строим «другие общества», но говорим о том, как власть сделать подконтрольной, эффективной и доступной каждому гражданину этого общества; мы верим в то, что каждый человек, каждая местная община, каждый поселок и областной центр сами знают, что им нужно, и главная задача государства – помогать в организации эффективного удовлетворения этих потребностей».

Интерес к подобной классификации связан с тем, что данная работа построена на традиционных принципах деления идеологий партий на левую (чаще всего социалистическую либо коммунистическую), правую (либеральную) и центристскую позиции. Признавая наличие и других точек зрения, как например позицию вышеизложенного автора, мы будем и дальше придерживаться традиционалистского подхода.


 

 

1.2. Понятия «центризм» и «консерватизм» в системе современного политического лексикона.

 

  В развитых капиталистических странах Запада социальные и политические конфликты концентрируются вокруг более или менее четко очерченных основных полюсов, которые в сфере идеологии условно можно обозначить как консерватизм, либерализм, социал-демократизм. Условно, потому что каждый из этих полюсов, в центре примыкающих друг к. другу, имеет свой левый, правый и умеренный сегменты. В то же время существуют социально-политические силы, ориентирующиеся на правый и левый варианты радикализма или, иначе говоря, выступающие в пользу выхода за пределы господствующей политической системы. Но все же было бы ошибочно представить дело таким образом, будто здесь существуют четко разграниченные, фронтально противостоящие друг против друга социально-политические силы и отражающие их интересы идеологические течения, между которыми как бы пролегает непреодолимая стена.

Консервативная идеология уходит своими корнями в далёкое прошлое. Основы многих идей консерватизма содержатся в трудах Конфуция,  Платона, Аристотеля. Но оформление политического консерватизма как системы идей можно отнести к концу XIX века. Его основоположником в Европе считают Э. Берка. Он писал: «Я не могу постичь, как человек мог подняться до такой степени самонадеянности, что рассматривает свою страну всего лишь как чистый лист бумаги, на котором он может писать всё, что ему заблагорассудится».

В XIX веке консерватизм стал влиятельной идеологией, основные положения которой соответствовали традиционным  взглядам на развитие общества и положения личности. Почти всё социальное законодательство XIX века было принято по инициативе консерваторов. Усиление консервативных идей в обществе стало реакцией на  распространение либеральных взглядов и влияние революционных идей. Его главный принцип – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка.

 Французский политолог и социолог Чи Сорман писал: «Быть консерватором – значит признавать историческую, социальную и моральную преемственность своего общества, соглашаться, что и в прошлом было достаточно мудрости, а существующий порядок вещей достаточно оправдан.

Консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, в области экономической жизни – право регулирования экономики (но без покушения на святое право собственности). Они не верили в возможность социального равенства всех людей. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага», говорили они. Размышляя о свободе личности консерваторы указывали, что свобода человека выражается  в возможности соблюдения традиций. Порядок, справедливость, свободу они считали результатом долгого исторического опыта, чем следствием каких-то декретов или политических потрясений.

 По мере возникновения потери голосов избирателей консерваторам пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику и т. д. Необходимость реформ подчёркивалась во всех программных документах. Среди них важнейшее место занимают социальные реформы. Пренебрежение к этим ожиданиям общества оборачивалось поражением в политической борьбе. Так, например, консервативная партия Великобритании потерпела провал на выборах 1945 года. Зато консервативная партия, пришедшая к власти в 1979 году, задолго до победы на выборах разработала программу выхода из кризиса – «Правильный подход». Эта политика в области экономики и социальной сферы получила название «тэтчеризм» - поощрение бизнеса и курс на преобладающее саморегулирование экономических процессов через рыночные отношения; широкомасштабная приватизация государственного сектора. В результате реформ британское общество стали называть «общество двух третей среднего класса». 16 лет консервативная партия сохраняла в своих руках государственное руководство. Это был рекорд для Великобритании.

 Таким образом, консервативные партии сумели приспособиться к меняющейся ситуации и использовать новые методы государственного руководства. При этом консерваторы избегают, как правило, левых и правых уклонов и поэтому наиболее близки к центризму, к постепенным эволюционным преобразованиям.

Центризм – одна из важнейших составляющих политического процесса на западе. Это понятие означает не только определённую модель политического курса, ориентированную на равноудалённость от крайностей, но и тип политического сознания. В основе центризма – баланс общественных интересов, их примерное равновесие.

 Центристский курс предполагает проведение такой линии, которая на практике представляет некую середину между стремлением к экономической эффективности и требованиями социальной справедливости, между свободой предпринимательской деятельности и желанием многих общественных слоёв добиться большего социального равенства. Наверное, нет особой необходимости говорить о том, что благодаря подобным установкам центризм является гарантом политической и социальной стабильности, плавности и постепенности перемен. И тогда в обществе усиливаются стремления  в пользу большей свободы хозяйственной деятельности и экономической эффективности, то к власти, как правило, приходят политические силы, ориентированные на решение этих задач.

 Социальной базой центризма как политического течения, обусловливающей прочность его позиций в условиях западной демократии является мощный и многочисленный средний класс – категория, охватывающая широкие круги мелких и средних предпринимателей, интеллигенции, врачей, высококвалифицированных рабочих.

Уровень материального благосостояния – наиболее часто применяемый критерий при определении среднего класса. Но средний класс  - это не только люди, имеющие средний доход. Это ещё и определённый жизненный стандарт, качество жизни, образ мышления, для которого в одинаковой степени неприемлемы как ничем и никем неограниченная свобода предпринимательской деятельности, чреватая произволом со стороны богатых, так и уравнительные требования бедных слоёв поделить всё и вся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты