Человек глазами политологии

 

6. Участие человека в политической жизни.

            Роль личности в политике может быть оценена с т.зрения степени, с которой эта личность участвует в политической жизни. В основе такой оценки должно лежать влияние личности на политический процесс и политические отношения.

            Классификация типов участия личности в политике по Веберу:

  1. Случайное- такая ф-ма участия, при которой личность лишь периодически принимает решения или совершает действия, кот. имеют  политические цели или, шире, обладают политическим смыслом. Для этого участия нередко характерно то, что субъект деятельности мало задумывается о том, что он делает и к чему могут привести его действия.
  2. по совместительству- предполагает , что человек участвует в пол. жиз . более активно, однако пол деят не является его основной деятельностью.
  3. профессиональное участие – заключается в том,  что человек делает политическую деятельность своей профессией. Такой человек становится экспертом, способен давать политпрогнозы , а также рекомендации по эффективной политической деятельности.

Политика , как и любая другая сфера общ.жизни , подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответстви с ними.для описания жтого аспекта используют понятия роли и статуса.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ- стереотип поведения в политике, который воспроизводится человеком в процессе  полит.взаимодействия с определенной регулярностью и на протяжении достаточно продолжительного времени. Она выражается в совокупности прав и  обязанностей,  кот закрепляются за носителем этой роли в результате вырабатываемого обществом соглашения.

            Политические роли могут быть стандартизованными и

нестандартизованными. В первом случае- поведение человека подчиняется правилам , которые действуют в политической сфере.

Говоря о  нестандартизованных  политических ролях , имеют в виду главным образом отклоняющееся и инновационное политическое поведение . Оба  этих типа поведения основаны на нарушении тех ожиданий, которые направлены на носителя данной полит.роли.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- представляет собой обратную сторону политической роли. Если пол.роль динамична и соотносится с поведением, то политический статус, наоборот, статичен, он отсылает к той позции, котор. Занимает его носитель в системе политических отношений.

            Политический статус закрепляется юридически, хотя это не является общим правилом. В качестве примера пол.статуса можно привести статус человека (гражданина) в том виде, в кот. он  закреплен в конституции РФ.

            Полит. роли и полит.статусы могут быть предписанными(аскриптивными) и основанными на достижении. В первом случае эти параметры перешли ему «по наследству».  Яркий пример- наследник престола.

            Политические статусы и роли , основанные на достижении , человек вынужден приобретать , так сказать, «собственным трудом».   В этом случае его положение в обществе зависит от уровня его способностей , а также количества успешных действий в полит.сфере.

7. Человек и государство. Гражданство.

            Государство и человек взаимодействуют как в в целом равноправные силы. Конечно, гос-во обладает более широкими возможностями , оно сильнее человека. Но это не означает, что оно может использовать её против человека даже в том случае, если у него нет для этого оснований.

С точки зрения правового статуса личности принято выделять права человека и права гражданина. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА принадлежат любому человеку, а права гражданина приобретаются лишь на том основании, что он является гражданином данного гос-ва.

               Гражданство-совокупность взаимных прав и обязанностей гос-ва и гражданина и является  одним  из  основных  правовых  институтов.  Тема

гражданства  как  никогда  актуальна  в  наше  время,  так  как   происходит

образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России  и

Белоруссии).

      Без лишнего преувеличения можно сказать, что  для  жителей  России,  а

равно  и  для  миллионов   людей,   проживающих   в   соседних   независимых

государствах  и  за  пределами  бывшего  Союза  Советских   Социалистических

Республик,  принятый  закон  "О  Гражданстве  Российской   Федерации   имеет

огромное значение, так как этот документ является основным регулятором  норм

гражданства.

      Гражданство - один  из  основных  элементов  правового  статуса  лица,

определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности,  то

общее, главное условие, которое необходимо для распределения на  него  всего

объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых  за  гражданином,  а  также

защита его государством, где бы он ни находился .

      Такое понимание гражданства получает  все  большее  распространение  в

доктрине, законодательстве и практике применения прав  и  свобод  во  многих

странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из  основных  прав

человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных  авторитетов

в области прав человека, член Европейской  Комиссии  по  правам  человека  в

Совете Европы австрийский юрист - профессор  Феликс  Эрмакора.  Он  считает,

что, хотя  в  современном  международном  праве  и  нет  специальной  нормы,

которая признавала бы гражданство в качестве одного из  прав  человека,  тем

не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие  (conditio

sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в  их  числе  -  принцип

равенства.

      Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

      Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией

Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской  Федерации"  от  28

ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

      До этого Закона на территории Российской Федерации действовали  Законы

СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда  СССР  от  23  мая

1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О  гражданстве  СССР"

и другие нормативные акты.

               Основы правового положения личности определяются  целым рядом международных договоров и др документов, в  котор. содержатся указания на права человека. К ним относят:

1.      Всеобщая декларация прав человека.

2.      Конвенция о политических правах женщин

3.      Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации

4.      Международный пакт о гражданских и политических правах

5.      Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

6.      Конвенцию о правах ребёнка.

Эти документы носят рекомендательный хар-р. Они бязательны лишь для тех стран, кот.присоединились к соответствующим договорам.

                                                 8.Политическая социализация

Политическая социализация [греч. politika - искусство управлять и лат. socialis - общественный] - процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. П. с. играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате П. с. формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "П. с." шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным. Механизмы П. с. функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой. Так, на социальном уровне (уровне общества и больших социальных групп) на личность воздействуют безработица, подкуп избирателей, насилие, террор и другие макросоциальные факторы. Угроза войны, экологической катастрофы и другие глобальные проблемы дополняют действующие в настоящее время традиционные макрофакторы П. с. На социально-психологическом уровне политические цели и ценности передаются и большими и малыми группами личности. Наибольшее значение среди механизмов П. с. этого уровня имеют такие, как заражение, внушение, идентификация личности с тем или иным политическим целым, политическое научение и подражание. На внутриличностном уровне в качестве механизмов П. с. выступают потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением и сознанием личности в сфере политики. Представления о механизме П. с. будут неполными без учета стадий, которые проходит процесс П. с., что обусловлено возрастными изменениями личности. В современном обществе этот процесс начинается рано. Уже в возрасте 3-4 лет ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение. Позже, когда он идет в школу, начинается новая стадия П. с. Под влиянием специальных институтов и стихийных факторов происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение: происходит формирование отношения личности к политике. Следующий - юношеский этап характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей. Его наиболее значимым звеном становятся неформальные молодежные группы, молодежная субкультура в целом. П. с. не завершается с получением паспорта, она продолжается всю жизнь. Но этапы или стадии в этом процессе определяются не только собственно возрастными изменениями в структуре личности, но прежде всего освоением новых социальных и политических ролей, опытом личного участия в политической деятельности. Процесс П. с. индивида детерминирован не только созреванием личности, но и влиянием социальной среды. При этом политическое сознание и поведение личности формируется под влиянием не только собственно политических факторов, хотя они и имеют первостепенное значение, но и факторов неполитического порядка, - условий, в которых политически созревает человек. Так, к числу неполитических факторов, играющих большую роль в передаче политических идей, взглядов и ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, культура, средства массовой информации. Наряду с традиционными факторами, начиная с 60-х годов стали приобретать все большее значение молодежная субкультура, поп- и рок-музыка. К числу несобственно политических макро факторов П. с. относятся социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции и др. Политические факторы П. с. организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, организации, движения. С помощью специальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида. В реальной жизни политические и неполитические факторы П. с. переплетены. Политическое значение для индивида могут приобрести далекие от политики факторы: труд, характер отношения человека к природе и т.п. Все зависит от того, как эти факторы встраиваются в контекст внутренней или внешней политики. Так, оказалось сильно политизированным движение защитников окружающей среды. Вопрос об отношении к абортам расколол в 90-е годы общественное мнение в США. Факторы П. с. - это общий термин для обозначения воздействия на личность со стороны общества и политической системы. Среди всех факторов есть специально организованные институты П. с. (например, молодежные политические организации) и те, для которых эта функция является побочной (школа, церковь), но которые являются каналом трансляции официальной политической позиции. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов П. с. Изменения в характере процесса социализации происходят циклично. На каждом новом витке исторического развития происходит взаимная адаптация личности и политической системы: изменение социальной и политической структуры создает в каждом поколении свой набор условий для формирования личности. Такая смена механизмов П. с. во все времена имела свои противоречия. Но в настоящее время традиционные дисфункции политической системы умножаются ускорением технологических процессов и глобализацией многих социальных процессов. Это создает новую ситуацию политического развития личности, усложняя ее отношения с государством, властью, политикой. Стрессы политической системы сказываются на всех факторах и агентах П. с., воздействующих на личность: на семье, работе, средствах массовой информации, системе образования, церкви и политических партиях. Так, роль семьи уменьшилась, а роль групп сверстников и средств массовой информации усилилась. Труд в условиях новых технологий требует формировать личность гораздо более гибкой, что вступает в противоречие с управляемостью обществом в целом и политической системой в частности. Исследования П. с. последних десятилетий выявили две противоположные тенденции. С одной стороны, существует всеусиливающаяся общественная потребность в политическом развитии личности, ее активном включении в политику, в росте ее самосознания. Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений.

Заключение.

В данной работе мы показали основные аспекты изучения современной политологии. Мы обратили внимание на разницу между политикой и политологией, указали основные методы политологических исследований, рассказали историю политологии как науки.

Из данной работы можно сделать вывод, что человек с точки зрения политологии - объект, влияющий и контролирующий ход политических событий.

 

 

Литература.

1

«Обществознание 10 класс»

Боголюбов

Москва

«Просвещение»

2007

2

#"#" target="_blank">. "История государственного управления в России. Гриф МО РФ"


Маркова А.Н.

Москва

2007



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты