Черный, «белый» и «розовый» PR, их характеристики

   Заглянув в книгу по технологии мифов или в сборник народных сказок, легко выделить перечень вопросов, на которые должна отвечать любая уважающая себя история:

- вопросы о случившимся: Кто? Когда? Зачем? Как? Почему?

- вопросы о зафиксировавшем историю: кто? Почему он это сделал? Как ему это тогда удалось? Зачем он ее зафиксировал?

- вопросы об исторических вещах и подтверждениях: где хранятся? Была ли экспертиза, кто провел?...[15]

   Хорошо бы добавить в историю помимо достижений неудачи. Конечно, в каждой истории должен быть герой. А лучше герой-деятель (например, основатель компании), совершающий невозможное и получающий некий ресурс, который он потом подарил людям. У нашего героя есть помощники – мудрецы-ученые, изобретатели, есть соратники, есть абсолютный враг (например, конкуренты, разведка или угрозы всему человечеству – войны, болезни, нищета, старость). Побороть врага нашему герою мешают ставленники врага. Рано или поздно происходит свержение при помощи уникального добытого ресурса или заточения врага, и тут приносится жертва (иначе невозможна стыковка корпоративной истории компании с ее настоящим). Не будет жертвы – никто, к сожалению, в такую корпоративную историю не поверит.

   Интересные эмоциональные байки очень хорошо запоминаются сотрудниками и продолжают свое существование уже в их пересказах. По своей сути легенды и мифы компании могут быть самыми разными. Главное, что бы они формировали позитивные модели поведения. Истории могут быть: о взаимоотношениях в организации, о том, кто как добился успеха внутри фирмы, о переговорах с партнерами, о самых удачных сделках.

    Вот реальные истории, которые рассказывают в компаниях. Без оценок. Стоит просто задуматься, какое воздействие эти истории оказывают на слушателей в корпоративной среде.

    «Взяли на работу девушку – нового менеджера по работе с клиентами. Совершенно ничего не понимала в продажах, не знала даже, кому делать первые звонки. Еще до обучения позвонила знакомому и спросила, не знает ли он, кому можно предложить услуги фирмы. А как раз ему и оказалось надо. 400  $ за первые 15 минут работы..»

    «В прошлом январе тоже продажи плохо шли, зато в феврале народ как с ума посходил…»

   Если с историей возникают проблемы, создается легенда. Желательно, что бы легенда была не чистой выдумкой, а красиво, эффектно и в нужном ракурсе представленными реальными событиями.

   В помощь «розовому pr» создали даже целое направление в науке – мифодизайн. Мифодизайн разрабатывает методы и методики построения мифов и историй. Выделяют несколько технологий мифодизайна:

1.     Вязание – целенаправленное формирование связи событий в пространстве и времени;

2.     Рефрейминг – изменение оценки исторических событий путем уточнения какого-то смысла

3.     Выделение исторических событий из фона (например, ролики «Всемирная история – банк Империал»)

   Миф является несомненным близким "родственни­ком" для паблик рилейшнз, особенно в области полити­ки. Именно мифологический архетипы (типа "отца на­ции") во многом определяют взаимоотношения лидеров и населения. Не следует забывать и о том, что образ поли­тического оппонента очень легко трансформируется в об­раз "врага". И это происходит в соответствии с мифоло­гическими моделями. Когда в одном из первых негатив­ных ТВ-роликов во время президентской кампании в США Барри Годцуотер портретировался как человек, ко­торый может ввергнуть землю в преисподнюю путем ядерной катастрофы, создатели этого представления несомненно опирались на свои интуитивные представления о враге из мифов и сказок. Паблик рилейшнз в принци­пе очень часто строит мифы, давая свою интерпретацию окружающего мира, точно так же, как делал это и древ­ний человек, пытаясь объяснить свой мир.

   Миф соединяет в себе рациональное и иррациональ­ное. Рациональное, поскольку без него не может мыслить себя современный человек, а в попытках управляемости и понятности окружающего мира он находит успокоение. Но иррациональное в мифе еще важнее, поскольку затра­гивает в человеческой душе те "болевые" точки, которые находятся вне сознания человека, вне его рационализма.

   Эффективность воздействия мифа связана с заранее заданной его истинностью. Мифологическое не проверяет­ся. Если ему нет соответствия в действительности, то в этом вина действительности, а не мифа. Тогда начинает препарироваться и подгоняться действительность, а не миф. В рамках тоталитарной мифологии "Кубанские ка­заки" были правдой, а их несоответствие действительнос­ти объяснялось исключениями локального характера. Мифологи­ческое может быть исправлено только на своем уровне.

   Когда во время Великой Отечественной войны переделы­вали "Чапаева", то он выплывал живым в конце фильма, призывая громить немецко-фашистских захватчиков.

   Еще одним свойством мифологического, обеспечива­ющим его эффективное воздействие, является то, что ми­фологическое — это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее. Мирче Элиаде написал о том пласте времени, где зарождается мифологическое:

   «В проявлениях своего сознательного поведения "пер­вобытный", архаический человек не знает действия, кото­рое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не с человеком. То, что он делает, уже делалось. Его жизнь — непрерывное повторение действий, открытых другими».

   Находясь в пределах тоталитарной мифологии, мы постоянно попадали в это священное время, эпицентром которого были люди и события семнадцатого года, пред­ставленные в рамках мифологической модели, когда ряд персонажей был стерт, а роль других увеличена. Такое "проживание" себя в рамках мифа действует спасительно на человеческую психологию, придавая истории объек­тивный вид. "Сталин — это Ленин сегодня" является за­коном скорее естественнонаучного, а не гуманитарного порядка. Как пишет Мирче Элиаде: "Каждый герой пов­торял архетипическое действие, каждая война возобнов­ляла борьбу между добром и злом, каждая новая социаль­ная несправедливость отождествлялась со страданиями спасителя..." [16].

   И это имело достаточно сильные благотворные пос­ледствия для психики:

   "Благодаря такому подходу десятки миллионов людей могли в течение столетий терпеть могучее давление исто­рии, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в то состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с релятивистским или нигилистичес­ким видением истории".

   Итак, один миф может сменить другой, но человек никогда не остается без мифов. Как написал Арсений Гулыга: "Миф - форма сознания, свойственная человеку, как свойственны ему другие формы сознания. Разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к ут­верждению другого мифа. Когда на смену высокому ми­фу приходит низкий - беда: цивилизация идет вперед, но культура распадается". [17] Человечество постоян­но занято заменой мифов мифами же. И специалисты по связям с общественностью отлично используют такую особенность человечества, как стремление надеть на себя «розовые очки». Поэтому технологии «розового pr» развиты и востребованы.



 












Заключение.

В своей работе я рассмотрела технологии «белого», «черного» и «розового» pr.  Дала определения и рассказала о сути. Но мое мнение заключается в том, что PR может быть честным и нет.  Что же касается классификации PR-технологий по критерию законности, то можно выделить законные, незаконные и условно-законные (т.е. спорные, неоднозначно трактуемые с точки зрения закона) технологии. Без окрашивания в какие-либо цвета.

С точки же зрения выделения классов PR-технологий по критерию оценки с точки зрения моральных и нравственных представлений, принятых в конкретном обществе, то, соответственно, можно говорить о «честных» - «нечестных» технологиях, порядочных - непорядочных, гуманных - негуманных, принимаемых - отторгаемых электоратом. И опять-таки без окрашивания в цвета.

С точки же зрения политического технолога PR может быть эффективным или неэффективным. Не более того.














Литература:

1.     Гулыга А. Миф как философская проблема. Антич­ная культура и современная наука. - М., 1985.

2.     Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М: «Ваклер», 2001.

3.     Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 1999.

4.     Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.

5.     Ульяновский А. В. Мифодизайн: Коммерческие и социальные мифы. М.: Питер, 2005.

6.     Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент.  М.: «Гардарики», 2004 г.

7.     Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.

8.     www.advertme.ru Грязный пиар в России. Пришел, увидел, очернил!

9.     www.djoen.ru

10. Lib.Современная литература: Санаев А. В. «Русский пиар в бизнесе и политике».

11. www.pr.philos.msu.ru С.В. Володенков. Информационно-психологические войны и   массовое сознание.

12.  #"#">Hitmark.ru: Пиар, как способ рекламы.

13.  www.raso.ru DailyUa: Какого еще нам не хватает пиара?





[1] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент.  М.: «Гардарики», 2004 г.

[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3]#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.

[5] Lib.ru/Современная литература: Санаев Алексей Владимирович «Русский пиар в бизнесе и политике»

[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент ,М.: "Гардарики", 2004.

[8] Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006 г.

[9] www.advertme.ru Грязный пиар в России. Пришел, увидел, очернил!

[10] www.djoen.ru

[11] #"#">Hitmark.ru: Пиар, как способ рекламы.

[12] Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 1999.

[13] Баранов Д. Е., Демко Е. В., Лукашенко М. А. PR: теория и практика: учеб. – М.: Маркет ДС, 2008.

[14] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент.  М.: «Гардарики», 2004 г.

[15] Ульяновский А. В. Мифодизайн: Коммерческие и социальные мифы. М.: Питер, 2005.

[16] Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.

[17] Гулыга А. Миф как философская проблема //Антич­ная культура и современная наука. - М., 1985


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты