Заглянув в книгу по технологии мифов или в сборник народных сказок, легко выделить перечень вопросов, на которые должна отвечать любая уважающая себя история:
- вопросы о случившимся: Кто? Когда? Зачем? Как? Почему?
- вопросы о зафиксировавшем историю: кто? Почему он это сделал? Как ему это тогда удалось? Зачем он ее зафиксировал?
- вопросы об исторических вещах и подтверждениях: где хранятся? Была ли экспертиза, кто провел?...[15]
Хорошо бы добавить в историю помимо достижений неудачи. Конечно, в каждой истории должен быть герой. А лучше герой-деятель (например, основатель компании), совершающий невозможное и получающий некий ресурс, который он потом подарил людям. У нашего героя есть помощники – мудрецы-ученые, изобретатели, есть соратники, есть абсолютный враг (например, конкуренты, разведка или угрозы всему человечеству – войны, болезни, нищета, старость). Побороть врага нашему герою мешают ставленники врага. Рано или поздно происходит свержение при помощи уникального добытого ресурса или заточения врага, и тут приносится жертва (иначе невозможна стыковка корпоративной истории компании с ее настоящим). Не будет жертвы – никто, к сожалению, в такую корпоративную историю не поверит.
Интересные эмоциональные байки очень хорошо запоминаются сотрудниками и продолжают свое существование уже в их пересказах. По своей сути легенды и мифы компании могут быть самыми разными. Главное, что бы они формировали позитивные модели поведения. Истории могут быть: о взаимоотношениях в организации, о том, кто как добился успеха внутри фирмы, о переговорах с партнерами, о самых удачных сделках.
Вот реальные истории, которые рассказывают в компаниях. Без оценок. Стоит просто задуматься, какое воздействие эти истории оказывают на слушателей в корпоративной среде.
«Взяли на работу девушку – нового менеджера по работе с клиентами. Совершенно ничего не понимала в продажах, не знала даже, кому делать первые звонки. Еще до обучения позвонила знакомому и спросила, не знает ли он, кому можно предложить услуги фирмы. А как раз ему и оказалось надо. 400 $ за первые 15 минут работы..»
«В прошлом январе тоже продажи плохо шли, зато в феврале народ как с ума посходил…»
Если с историей возникают проблемы, создается легенда. Желательно, что бы легенда была не чистой выдумкой, а красиво, эффектно и в нужном ракурсе представленными реальными событиями.
В помощь «розовому pr» создали даже целое направление в науке – мифодизайн. Мифодизайн разрабатывает методы и методики построения мифов и историй. Выделяют несколько технологий мифодизайна:
1. Вязание – целенаправленное формирование связи событий в пространстве и времени;
2. Рефрейминг – изменение оценки исторических событий путем уточнения какого-то смысла
3. Выделение исторических событий из фона (например, ролики «Всемирная история – банк Империал»)
Миф является несомненным близким "родственником" для паблик рилейшнз, особенно в области политики. Именно мифологический архетипы (типа "отца нации") во многом определяют взаимоотношения лидеров и населения. Не следует забывать и о том, что образ политического оппонента очень легко трансформируется в образ "врага". И это происходит в соответствии с мифологическими моделями. Когда в одном из первых негативных ТВ-роликов во время президентской кампании в США Барри Годцуотер портретировался как человек, который может ввергнуть землю в преисподнюю путем ядерной катастрофы, создатели этого представления несомненно опирались на свои интуитивные представления о враге из мифов и сказок. Паблик рилейшнз в принципе очень часто строит мифы, давая свою интерпретацию окружающего мира, точно так же, как делал это и древний человек, пытаясь объяснить свой мир.
Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное, поскольку без него не может мыслить себя современный человек, а в попытках управляемости и понятности окружающего мира он находит успокоение. Но иррациональное в мифе еще важнее, поскольку затрагивает в человеческой душе те "болевые" точки, которые находятся вне сознания человека, вне его рационализма.
Эффективность воздействия мифа связана с заранее заданной его истинностью. Мифологическое не проверяется. Если ему нет соответствия в действительности, то в этом вина действительности, а не мифа. Тогда начинает препарироваться и подгоняться действительность, а не миф. В рамках тоталитарной мифологии "Кубанские казаки" были правдой, а их несоответствие действительности объяснялось исключениями локального характера. Мифологическое может быть исправлено только на своем уровне.
Когда во время Великой Отечественной войны переделывали "Чапаева", то он выплывал живым в конце фильма, призывая громить немецко-фашистских захватчиков.
Еще одним свойством мифологического, обеспечивающим его эффективное воздействие, является то, что мифологическое — это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее. Мирче Элиаде написал о том пласте времени, где зарождается мифологическое:
«В проявлениях своего сознательного поведения "первобытный", архаический человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не с человеком. То, что он делает, уже делалось. Его жизнь — непрерывное повторение действий, открытых другими».
Находясь в пределах тоталитарной мифологии, мы постоянно попадали в это священное время, эпицентром которого были люди и события семнадцатого года, представленные в рамках мифологической модели, когда ряд персонажей был стерт, а роль других увеличена. Такое "проживание" себя в рамках мифа действует спасительно на человеческую психологию, придавая истории объективный вид. "Сталин — это Ленин сегодня" является законом скорее естественнонаучного, а не гуманитарного порядка. Как пишет Мирче Элиаде: "Каждый герой повторял архетипическое действие, каждая война возобновляла борьбу между добром и злом, каждая новая социальная несправедливость отождествлялась со страданиями спасителя..." [16].
И это имело достаточно сильные благотворные последствия для психики:
"Благодаря такому подходу десятки миллионов людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в то состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с релятивистским или нигилистическим видением истории".
Итак, один миф может сменить другой, но человек никогда не остается без мифов. Как написал Арсений Гулыга: "Миф - форма сознания, свойственная человеку, как свойственны ему другие формы сознания. Разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа. Когда на смену высокому мифу приходит низкий - беда: цивилизация идет вперед, но культура распадается". [17] Человечество постоянно занято заменой мифов мифами же. И специалисты по связям с общественностью отлично используют такую особенность человечества, как стремление надеть на себя «розовые очки». Поэтому технологии «розового pr» развиты и востребованы.
Заключение.
В своей работе я рассмотрела технологии «белого», «черного» и «розового» pr. Дала определения и рассказала о сути. Но мое мнение заключается в том, что PR может быть честным и нет. Что же касается классификации PR-технологий по критерию законности, то можно выделить законные, незаконные и условно-законные (т.е. спорные, неоднозначно трактуемые с точки зрения закона) технологии. Без окрашивания в какие-либо цвета.
С точки же зрения выделения классов PR-технологий по критерию оценки с точки зрения моральных и нравственных представлений, принятых в конкретном обществе, то, соответственно, можно говорить о «честных» - «нечестных» технологиях, порядочных - непорядочных, гуманных - негуманных, принимаемых - отторгаемых электоратом. И опять-таки без окрашивания в цвета.
С точки же зрения политического технолога PR может быть эффективным или неэффективным. Не более того.
Литература:
1. Гулыга А. Миф как философская проблема. Античная культура и современная наука. - М., 1985.
2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М: «Ваклер», 2001.
3. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 1999.
4. Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.
5. Ульяновский А. В. Мифодизайн: Коммерческие и социальные мифы. М.: Питер, 2005.
6. Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: «Гардарики», 2004 г.
7. Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.
8. www.advertme.ru Грязный пиар в России. Пришел, увидел, очернил!
9. www.djoen.ru
10. Lib.Современная литература: Санаев А. В. «Русский пиар в бизнесе и политике».
11. www.pr.philos.msu.ru С.В. Володенков. Информационно-психологические войны и массовое сознание.
12. #"#">Hitmark.ru: Пиар, как способ рекламы.
13. www.raso.ru DailyUa: Какого еще нам не хватает пиара?
[1] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: «Гардарики», 2004 г.
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3]#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.
[5] Lib.ru/Современная литература: Санаев Алексей Владимирович «Русский пиар в бизнесе и политике»
[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент ,М.: "Гардарики", 2004.
[8] Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006 г.
[9] www.advertme.ru Грязный пиар в России. Пришел, увидел, очернил!
[10] www.djoen.ru
[11] #"#">Hitmark.ru: Пиар, как способ рекламы.
[12] Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 1999.
[13] Баранов Д. Е., Демко Е. В., Лукашенко М. А. PR: теория и практика: учеб. – М.: Маркет ДС, 2008.
[14] Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: «Гардарики», 2004 г.
[15] Ульяновский А. В. Мифодизайн: Коммерческие и социальные мифы. М.: Питер, 2005.
[16] Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.
[17] Гулыга А. Миф как философская проблема //Античная культура и современная наука. - М., 1985