Тысячи лет известно, что в случае всеобщего избирательного права проявляется тенденция к тому, что малосостоятельные, малообразованные, но, как правило, крайне многочисленные члены общества начинают перетягивать одеяло на себя, то есть, получив управление общественными ресурсами, выделенными, к примеру, на строительство канала, они думают не всегда о том, как построить для общего блага это ирригационное сооружение, плоды от которого пожнут следующие поколения граждан, а о том, как набить свой голодный и очень эластичный желудок. И сделать это именно сегодня, когда очень хочется кушать!
«Не пристрастен тот, кто богат, ибо он владыка вещей, не имеющий нужды», — так, в переводе Б.А. Тураева, гласит древнеегипетский папирус [1]. А у голодного человека какая уж беспристрастность при дележке общественных закромов! Правда, закрома эти быстро кончаются. Отсюда соблазн: пополнить их за счет имущества более оборотистых сограждан, повысив тем самым свое благосостояние. (Так что имейте в виду: когда речь идет о том, что вы должны поступиться чем-то своим ради народного блага, на самом деле вам предстоит отдать что-то кому-то, по принципу раскулачивния).
Мы сегодня, при решении всех вопросов общественного устройства, любим смотреть на Америку. Так вот что по этому поводу в октябре 1875 года писал в журнале «Atlantic Monthly» анонимный автор статьи «The Curious Republic of Gondour»:
«Я узнал, что сначала нация испробовала всеобщее избирательное право в простом и чистом виде, но затем отвергла его, поскольку результаты оказались неудовлетворительными. По-видимому, при нем вся власть попала в руки необразованных и не платящих налоги классов, и, неизбежно, ответственные посты были заняты представителями этих классов».
Анонимный автор, правда, видел выход из этой ситуации не во введении правления фараонов. Нет, он наоборот предлагал расширить избирательное право, добавив к голосам людей еще и голоса образования и имущества. Система сдержек и противовесов здесь обеспечивалась тем, что образованные люди будут, по мнению автора, удерживать богатых от жестокостей по отношению к социальным низам.
При всей своей фантастичности Удивительная Республика Гондур, хоть она и расположена на континенте Утопии, имеет прототипы в истории. Примером могут служить представления древних о строе, когда политические права уравновешенные обязанностями. Но для девятнадцатого века это было слишком смело. Не зря же авторство статьи было признано лишь в 1919 году, после смерти автора, которым оказался Марк Твен.
Так вот, цифровые технологии дают возможность организовать в реальности виртуальную республику Гондур. Каждый ее гражданин будет вносить какие-то платежи на общее дело – либо в виде добровольных пожертвований, либо как фиксированный процент от своих финансовых сетевых транзакций, и иметь ровно столько политических прав, сколько он «купил». Хочешь еще – покупай еще! И принимай решения. И неси за них ответственность. Напорется наша условная эскадра на мощную оборону, пойдет ко дну – плакали твои денежки. Но зато в случае успеха можно, к примеру, поучаствовать в дележке трофеев!
То есть то, что было невозможно реализовать в течение тысячелетий, учет точного вклада каждого гражданина в общее дело, в Res Publica, и пропорциональное распределение избирательных прав, становится реальностью в цифровом веке. И, может быть, то, что казалось слишком ужасной ересью даже бывшему не из трусливых золотоискателю и, может оказаться обыденной реальностью века двадцать первого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеграция цифровых технологий в политику продолжается со стремительной скоростью. К чему это приведет – предсказывать трудно. Так, возможен даже пересмотр некоторых общепризнанных ценностей, лежащих в основе социального и политического устройства современных государств, что и было продемонстрировано в последнем параграфе. Ясно одно – теперь нельзя пренебрегать компьютерами даже в политике. В XXI веке без цифровых технологий существование человечества будет немыслимо даже в такой сложной сфере, как политическая.
Список литературы
1. А. Бондарев «Виртуальная республика Гондур». //Компьютерра. 1999 г., № 50, с. 24.
2. М. Брауде-Золотарев, А. Левенчук, М. Генин «Твари ли они дрожащие или право имеют?». //Компьютерра. 2000 г., № 3, с. 32.
3. С. Карелов, С. Баричев «Не что иное. The matrix». //Компьютерра. 1999 г., № 50, с. 22.
4. Дж. Крэйнек «Netscape Navigator». М: – 1996, Компьютер, издательское объединение «ЮНИТИ».
Приложение 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от "___" __________1999г. №____
Об утверждении Положения "О порядке выделения и использования
доменных имен в российском сегменте сети ""Интернет""
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение "О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети ""Интернет"".
2. Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Государственному комитету Российской Федерации по телекоммуникациям обеспечить упорядочение процедуры выделения и использования доменных имен в соответствие с настоящим Положением.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от "___" _________1999г. №____
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке выделения и использования доменных
имен в российском сегменте сети ""Интернет""
Настоящее Положение определяет порядок выделения и использования доменных имен (адресации) в российском сегменте сети "Интернет".
Действие настоящего Положения распространяется на всех физических и юридических лиц, независимо от государственной принадлежности и гражданства.
1. Основные понятия
IP адрес – адрес, определяющий место расположения информации в сети "Интернет", выраженный в цифровой форме. IP-адрес состоит из разделенных точками четырех цифровых полей (например, 194.138.115.20).
Доменное имя – символьное представление IP-адреса (например, www.infoart.ru).
Зона .RU -- совокупность доменных имен, выделенных для российского сегмента сети "Интернет".
Сайт в сети "Интернет" -- структурированный набор информации, имеющий IP-адрес и дополнительно доменное имя.
Официальный сайт в сети "Интернет" -- сайт юридического лица, содержащий его наименование и реквизиты.
Сервер -- совокупность технических средств, позволяющий публиковать информацию в сети "Интернет".
Провайдер "Интернет" -- организация, предоставляющая услуги по доступу в сеть "Интернет", и услуги по созданию и поддержанию серверов.
2. Об упорядочивании выделения и использования доменных имен
2.1. Доменное имя (адрес) официального сайта в российском сегменте сети "Интернет" (в зоне .RU) является обязательным реквизитом и указывается во всех видах действующей отчетности для следующих категорий российских юридических лиц:
Открытые акционерные общества;
Предприятия с участием иностранного капитала;
Предприятия, ведущие банковскую, финансовую или страховую деятельность, независимо от формы собственности;
Предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность, независимо от формы собственности;
Предприятия, производящие подакцизную продукцию, независимо от формы собственности;
Средства массовой информации;
Средние специальные и высшие учебные заведения;
Предприятия связи.
2.2. Перечисленные в п.2.2 юридические лица в срок до 31 декабря 2000 года обязаны разместить по своему адресу в "Интернет" официальные сайты.
2.3. Официальные сайты российских юридических лиц должны располагаться только в российском сегменте сети "Интернет" (зоне .RU) и только на серверах провайдеров "Интернет", имеющих надлежащую лицензию.
2.4. В случаях, когда по действующему законодательству юридическое лицо обязано предоставлять для всеобщего пользования официальную информацию о своей деятельности, эта информация должна быть представлена, в том числе и на официальном сайте.
2.5. В случаях, когда юридическое лицо осуществляет деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, вся информация об имеющихся лицензиях должна быть представлена на официальном сайте.
2.6. Порядок регистрации доменных имен в российском сегменте сети "Интернет" включает обязательное уведомление заявителя об ответственности за размещение недостоверной, заведомо ложной и/или иной информации, распространение которой ограничивается действующим законодательством Российской Федерации.
2.7. Ответственность за достоверность информации, размещенной на сайтах в российском сегменте сети "Интернет", несут:
для официальных сайтов юридических лиц -- руководитель предприятия;
для сайтов физических лиц -- физическое лицо, зарегистрировавшее доменное имя.
2.8. Выделение и использование отдельных доменных имен осуществляется в соответствии с особым порядком. К таким доменным именам относятся имена с использованием слов и/или словосочетаний, имеющих государственное, историческое, культурное или иное особое значение (например, www.russia.ru, www.president.ru, www.kulikovopole.ru, www.lermontov.ru). Таким доменным именам присваивается статус Особых Доменных Имен (ОДИ).
2.9. "Положение о выделении и использовании ОДИ", включающее в себя список ОДИ, разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В "Положении о выделении и использовании ОДИ" предусматривается порядок выделения и использования ОДИ, включая ограничения на использование ОДИ и взимание дополнительных платежей за ОДИ, имеющих государственное, историческое, культурное или иное особое значение.
3. О создании национальной системы регистрации доменных имен
3.1. Координацию и контроль над деятельностью по выделению и использованию доменных имен в российском сегменте сети "Интернет" осуществляют Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям совместно.
3.2. Распределение доменных имен и регулирование их использования производится через Регистратуру Доменных Имен (РДИ).
Регистратура Доменных Имен является базой данных, содержащей сведения обо всех доменных именах российского сегмента сети "Интернет". РДИ включает в себя 7 региональных отделений (по числу укрупненных регионов Российской Федерации).
3.3. Все права собственности на информацию баз данных РДИ принадлежат Российской Федерации.
3.4. Базы данных Регистратуры Доменных Имен и права на использование баз данных РДИ и доменных имен передаются Оператору РДИ. Оператором РДИ является вновь создаваемая организация, действующая в соответствии с "Положением об Операторе РДИ" и "Положением о выделении и использовании ОДИ" и аккредитованная при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и при Государственном Комитете Российской Федерации по телекоммуникациям.