Демократические политические режимы

При мажоритарной системе, которая проводится в два тура, для избрания в первом туре необходимо собрать абсолютное большинство поданных голосов (50%+1). Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур; в нем принимают участие только два кандидата - лидеры первого тура; победителем считается тот, который собрал больше голосов, чем соперник.

В промежутке между первым и вторым турами выборов партии, которые не достигли заметного успеха, обычно снимают своих кандидатов, призывая избирателей отдать голоса родственному в политическом отношении кандидату, для того чтобы воспрепятствовать победе наиболее опасного противника из противоположного лагеря. При этой системе партия (или партийный блок), которая опередила соперников (иногда лишь на несколько процентов), получает подавляющее большинство мест в парламенте. Нередко бывает, что получившая 49% голосов партия не представлена в парламенте вовсе.

Например, во Франции на выборах 1893, 1898, 1902 гг. некоторые победившие депутаты собрали меньше голосов, чем побежденные. В 1898 и 1902 годах совсем не были представлены в палате депутатов 53% избирателей.

Существуют также смешанные способы голосования, согласно которым одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной. Такая система существует ныне в России, Грузии, в Украине.225 депутатов Верховной Рады избираются по мажоритарной системе, 225 - по пропорциональной.

Как видим, и та и другая системы голосования при всей их демократичности ни в коей мере не являются выражением голоса народного. Не без основания еще в начале столетия С.Л. Франк констатировал: "И при демократии правит меньшинство". О том же говорил В.В. Розанов: "Демократия - это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством".

Мысли эти не потеряли своей актуальности также в наши дни. Английский политолог Я. Гильмур констатирует: "Электорат действительно не управляет и не может управлять. Однако он может выбирать между двумя высокоорганизованными иерархиями, очень похожими между собой, и он может изменить только верхнюю часть айсберга. Последняя же и значительно большая часть будет продолжать двигаться своим путем, какими бы ни были результаты общих выборов".

Хотя идеального политического режима не существует, наиболее полным воплощением демократических норм является современное правовое государство.

 

Правовое государство


Термин "правовое государство" (Rechtsstaat) твердо установился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX столетия (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. Сторонником идеи правового государства был украинский ученый Б.Я. Кистяковский.

Разные теоретические концепции, которые выражают идею правового государства, формулировались значительно раньше, - в буржуазной политической и правовой мысли в период становления нового (антифеодального, антиклерикального) мировоззрения, критики феодального своеволия и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов. Эти идеи и концепции были разработаны буржуазными идеологами Г. Гроцием, В. Спинозой, Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Г. Джефферсоном. Но и эти мыслители опирались на опыт прошлого, на политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, правопорядка.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для оптимального взаимодействия права и власти. Довольно рано возникла идея создания такого государства, в котором право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой, а публично-властная сила, упорядоченная и ограниченная правом, - справедливой. Целый ряд положений, которые вошли в концепцию правового государства, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как соединения силы и права (Солон, Аристотель); правильных и неправильных формах правления, о смешанном правлении, о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон); о праве как мериле справедливости (Аристотель); о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму эти идеи получили дальнейшее развитие.

В трактовке Дж. Локка идея господства права воплощается в государстве, где властвует закон, который соответствует естественному праву и признает неотчуждаемыми естественные права и свободы индивида, где осуществляется разделение властей.

Опираясь на идеи народного суверенитета и гражданского договора, которые создают правовую основу и источник государственности, Дж. Локк выступил с обоснованием доктрины законности сопротивления каждому незаконному проявлению власти. Дж. Локк стоит у истоков классической либеральной доктрины прав и свобод индивида. "Свобода людей, которые находятся под властью правительства, - отмечал он, - состоит в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем, это - свобода поступать по своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека".

Обоснованный тут Локком правовой принцип индивидуальной свободы только словесно отличается от принятой в наши дня формулы: "Разрешено все, что не запрещено законом". Большое значение для формирования идеи правового государства имели работы Ш. Монтескье, особенно его книга "О духе законов". По мнению Монтескье, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы делать все, что позволяет закон. Для того чтобы такая свобода была возможной, необходимо иметь государственный строй, при котором бы никто не был вынужден делать то, к чему его не обязывают законы, и никто не встречал бы препятствий делать то, что законы ему позволяют. Такой государственный строй может быть создан только на основе разделения властей.

Сформулировав общий принцип разделения властей, Монтескье объясняет, как каждая отдельная власть должна быть организована в целях успешной деятельности.

Судебная власть должна принадлежать не какому-нибудь постоянному учреждению, а лицам, выбранным из среды народа на определенное время.

Законодательная власть в свободном государстве может принадлежать только народу, ибо только тогда человек считается свободным, когда он сам управляет собой. Но потому, что в большом государстве это невозможно, а в малых - связано с большими неудобствами, приходится прибегать к выбору представителей. Задание представительных собраний - издавать законы и следить за правильным их применением.

Исполнительная власть должна находиться в руках монарха. Исполнение всегда требует быстрого действия, поэтому намного лучше, если оно отдано в распоряжение одному, а не многим. С другой стороны, оно должно быть отдано лицу, независимому от законодательных собраний, чтобы избежать совмещения двух властей, которое может угрожать гражданской свободе.

Идеи Локка и Монтескье оказали значительное влияние не только на будущие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо видно в конституции США 1787 г., во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. "Государство, - отметил он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Благо государства, по Канту, состоит в наивысшей мере согласованности государственного строя с правовыми принципами, а стремиться к такой согласованности нас обязывает разум посредством категорического императива.

Если у Канта правовые законы и правовое государство - это обязанность, форма исполнения нравственного долга, то у Гегеля они - действительность, то есть практическое воплощение разума в определенных формах наличного бытия людей.

Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей были положены в основу современных демократий.

Правовые государства складывались в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая существенная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление ограничить всевластие государства, заставив его уважать законы и права человека. Юридически это означает ограждение свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, примат права над государством, обязанность государства во всей деятельности руководствоваться законом.

Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:

господство закона во всех сферах гражданской жизни;

связанность законом самого государства и его органов. Суть его в том, что государство, издавшее закон, не имеет права само его нарушать;

нерушимость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности перед гражданами, гражданскими организациями, другими государствами, всем международным сообществом. Государство должно определять и правовые меры ответственности своих официальных представителей за деяния, которые они осуществляют от имени государства и его органов;

правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и наблюдения за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.

Концепция верховенства парламента означает, что никто, кроме избранного народом представительного органа, не имеет права издавать и изменять законы. Верховенство парламента означает также, что ни над ним, ни параллельно с ним не может быть другого института с аналогичными функциями. Гарантом принятых законов в правовом государстве выступает независимый суд.

В правовом государстве одной из главных ценностей выступает свобода человека. Мера индивидуальной свободы устанавливается законом и только им. Мера свободы на каждом историческом этапе отвечает уровню социально-экономического, политического и культурного развития. Ныне ориентиром выступают всеобщая Декларация прав человека, международные акты, принятые ООН.

Становление правового государства - длительный исторический процесс, протекающий одновременно с формированием гражданского общества. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом, не могут стать результатом чистого законодательства. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов. Государство может стать правовым только при условии превращения подданного в гражданина, следующего требованиям закона не из-за страха быть наказанным за его нарушения, а из чувства ответственности, повинуясь внутреннему долгу, самодисциплине.

Основой правопорядка в правовом государстве выступают не сами по себе законы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы. Юридические нормы не работают в безнравственном обществе. Первоосновой правового государства является поэтому определенный уровень правовой культуры, которая зиждется на фундаменте элементарной порядочности, нравственности, чувстве долга.

Создание правового государства требует целенаправленных усилий как от государства, так и от рядового гражданина.

Наряду с индивидуальной свободой правовое государство должно обеспечить свободу объединений.

 

Оппозиция, ее типы и способы деятельности


Главной и естественной при демократии обязанностью большинства является уважение к оппозиции, ее права на свободную критику, право сменить по результатам новых выборов бывшее большинство у власти.

История показала, что прогрессивное развитие политической системы возможно только при наличии конкурирующих систем. Уничтожив всех досягаемых конкурентов, пала Римская империя, развалилась Золотая Орда, распался Арабский халифат.

Отсутствие альтернативных программ катастрофически уничтожает необходимость своевременной коррекции программы, принятой как платформа большинства.

Оппозиция - одно из наиболее важных понятий в современной политологической литературе. Оно имеет двойное значение. В более широком плане под ним понимают все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом. В более узком смысле оппозиция рассматривается как политический институт, совокупность отстраненных от власти политических партий, организаций и движений.

В странах Запада традиционно выделяют два основных типа оппозиции: внесистемную и системную. К первой группе относятся лево - и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям. Их деятельность направлена на подрыв государственной власти. Ярким примером таких партий являются фашистские, неофашистские, коммунистические партии, "красные бригады" в Италии и др.

Ко второй группе принадлежат партии западных стран (либеральные, социал-демократические, консервативные, демохристианские), которые признают нерушимость основных политических, экономических и социальных принципов общества и не согласны с правительством лишь в выборе путей и способов достижения общих стратегических целей. Они действуют в рамках существующей политической системы и не стремятся подорвать ее основы.

Наличие организационно оформленной, владеющей определенным юридическим статусом и конституционными гарантиями страны оппозиции - это своего рода тест на соответствие основным принципам демократии. Столкновение интересов населения, политических приоритетов большинства, которое победило на выборах, и "особого мнения" меньшинства, которое потерпело поражение, сохраняется в каждом обществе. Это и создает основу для возникновения оппозиции правительству, которое находится у власти. В индустриально развитых странах Запада она представляет собой один из важных политических институтов, неотъемлемый элемент механизма "сдержек и противовесов".

Придание оппозиционным силам возможности высказывать свою, отличную от официальной, точку зрения и конкурировать с правящей партией в политическом процессе (за голоса избирателей, в законодательных, региональных исполнительных и судебных органах власти, в средствах массовой информации), как свидетельствует опыт западных демократий, есть эффективное противоядие против возникновения острых социальных конфликтов. Отсутствие дееспособной оппозиции приводит к возрастанию социальной напряженности или порождает апатию населения.

Какие же функции в политическом процессе выполняет оппозиция? Прежде всего, она является основным каналом выражения социального недовольства, важным фактором будущих перемен, обновления общества.

Критикуя правительство, она имеет возможность добиться принципиальных уступок от него и корректировать его политику. Наличие влиятельной оппозиции ограничивает злоупотребления властью, предотвращает нарушение гражданских и политических свобод населения. Она препятствует отклонению правительственного курса. далеко влево или вправо от политического центра и, таким образом, поддерживает социальную стабильность.

Как действует оппозиция, какими способами она пользуется? В каждой стране ее модель уникальна. Классическим примером политической оппозиции считается "лояльная оппозиция ее Величества" в Англии. Она является полноценным политическим институтом, который имеет те же политические права, что и правительство. Правительство несет всю полноту ответственности за внутреннюю и внешнюю политику, а оппозиция Должна аргументировано критиковать официальный курс Уайтхолла и разрабатывать альтернативные программы деятельности. Для этого ведущая партия меньшинства формирует "теневой кабинет" министров, члены которого в случае победы на очередных парламентских выборах занимают должности руководителей соответствующих департаментов. Лидер оппозиции получает зарплату из государственной казны.

В других странах разделение между правящей партией и оппозицией не является таким четким. В Соединенных Штатах существует система "разделенного правления", при которой одна из партий (та, которая победила на президентских выборах) контролирует исполнительную власть, а другая (та, что получила большинство голосована парламентских выборах) - конгресс.

Интеграции оппозиции в политическую систему очень содействует федеративное устройство ряда стран Запада. Крупные оппозиционные партии там никогда полностью не отстранены от власти. Потерпев поражение на общенациональных выборах, они, как правило, продолжают контролировать некоторые местные исполнительные и законодательные органы, городские мэрии и муниципалитеты.

За последние два десятилетия в индустриально развитых странах Запада на политической сцене появились новые оппозиционные партии и движения: зеленые, экологи, движения за социальную справедливость и тому подобные. Они являются значительным фактором общественно-политической жизни западной Европы, своего рода катализатором обновления политической деятельности. Основной акцент эти движения делают на внепарламентские способы политической активности, а некоторые из них и не стремятся к министерским должностям.

Современное правовое государство является результатом многоступенчатого развития. Оно - этап на пути движения от ограниченной, цензовой к современной, плюралистической демократии, сущность которой отражена выработанной на протяжении столетий формулой: "Политическая власть народа, осуществляемая свободно выражающим себя большинством, которое уважает право меньшинства, высказывать свое несогласие". Оно, вобрав в себя вековой опыт политической истории человечества, эволюционирует на пути поиска совершенного государственного устройства.

Из всех известных истории политических систем именно демократия наиболее адекватно отражает всю многомерность современного общества, обеспечивая, с одной стороны, стабильность существующих в демократических государствах экономических и политических систем, а с другой, - создавая наилучшие возможности дальнейшей эволюции.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты