Десталинизация в СССР

Таким образом Григоренко возложил ответственность за культ личности на саму систему. Он предложил начать более глубокую демократизацию.

Этот доклад вызвал шок у руководителей академии, приказом министра через 2 дня Григоренко был освобожден от заведования кафедрой, потом понеслись возгласы, требующие исключить его из партии, но этого так и не случилось.

30 октября 1962 года XXII съезд КПСС принял решение о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея. Это тоже вызвало раскол общества - часть говорила «так ему и надо, на свалку бы его» и «жаль, что второго прохвоста не вынесли», другая часть отвечала им «не тобой положено, не тобой и взято будет». Среди недовольных этим решением было много фронтовиков («мы за него кровь проливали»), и, как ни странно, тех, кто сидел в ГУЛаге.

Вынос тела Сталина из мавзолея вызвал кощунственное отношение к памятникам Сталина, его портретам. Так, например (и это один из примеров), в Тепликском районе Винницкой области памятник Сталину сняли и выбросили в пруд, где на него потом натыкались купающиеся[8].

Многие шутили, что Хрущев освобождает место для себя.

В международном коммунистическом движении в связи с курсом советского правительства на десталинизацию наметилась первая трещина. Практически сразу после смерти И.В.Сталина случился кризис в ГДР (июнь 1953 г.). Стабилизировать отношения с «форпостом социализма в Европе» сумели лишь чередой уступок. В апреле 1956 года «Правда» перепечатала без комментариев статью из китайской газеты «Женьминь жибао», где говорилось, что заслуг у Сталина гораздо больше, чем ошибок. В Венгрии и Польше в этом же году вспыхнули недовольства. Тогдашний глава венгерского государства Матиас Ракоши сказал послу СССР Андропову: «То, что вы натворили на своём съезде, — беда. И я ещё не знаю, во что она выльется и у вас, и у нас». В итоге ситуацию в Польше удалось уладить мирным путём, а в Венгрии на волне протеста не без участия американской разведки к власти пришло правительство во главе с Имре Надем. По просьбе венгерских коммунистов были введены советские войска. Погибли тысячи венгров и советских воинов. Начался массовый выход из коммунистических партий на Западе. Идея советского варианта социализма стремительно теряла опору среди населения западных стран, международный авторитет России был серьёзно подорван.

Вследствие утечки информации о докладе за границу активизировались планы холодной (информационной) агрессии руководства капиталистического мира против Советского Союза («доктрина А. Даллеса», директивы СНБ США 20/1 от 18.08.1948 и 68 от 30.09.1950). Директор ЦРУ США Аллен Даллес воскликнул: «Даю за текст доклада 1 млн. долларов! Это будет первый гвоздь в могилу коммунизма!». СССР лишился важной поддержки либеральной и левой интеллигенции Запада - начался ее поворот к переходу на сторону противника СССР в холодной войне. Этот процесс «импортировался» в среду отечественной интеллигенции.

Таким образом, общество, по крайней мере, его значительная часть, настолько успела одурманиться сильными и регулярными дозами идеологического зелья, что отказ от него вывал сильную «ломку».

А поддержки народа в 60-е гг. Хрущев лишился еще и благодаря выносу тела Сталина из мавзолея – люди не простили ему лишение их объекта поклонения.

Ресталинизация

Сталина закопали. Долгое время его могила у Кремлевской стены была единственной в ряду могил партийных вождей, не снабженной памятником – бюстом.

Отношение к Сталину, к решениям XX – XXII съездов разделило общественное мнение на две противостоящие друг другу группы. Позицию сталинистов выражал журнал «Октябрь». В редакцию приходили письма, протестующие против употребления понятия «культ личности Сталина», а признания отдельных ошибок государственного деятеля. В стране нарастало ожидание, что новая группа руководителей реабилитирует Сталина.

В 1965 году было возобновлено официальное празднование Дня Победы.

Ф. М. Бурлацкий вспоминает по этому поводу: «В феврале 1965 года на группу консультантов из нашего и других отделов ЦК КПСС возложили подготовку доклада нового первого секретаря ЦК к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне… Мне поручили руководить группой, и помощник Брежнева передал мне его просьбу проанализировать и оценить параллельный текст, присланный ему Александром Шелепиным. Позже Брежнев вышел сам, поздоровался за руку и спросил меня:

– Ну, что там за диссертацию он прислал?

А «диссертация», надо сказать, была серьезная – не более и не менее как заявка на полный пересмотр всей политики хрущевского периода, пересмотр в духе откровенного неосталинизма. Я насчитал 17 пунктов крутого поворота политического руля к прежним временам: восстановление «доброго имени» Сталина; пересмотр решений ХХ и ХХII съездов; отказ от утвержденной программы партии и зафиксированных в ней некоторых гарантий против рецидивов культа личности…Самая драматичная проблема – и это выяснилось очень скоро – состояла в том, что Брежнев был совершенно не подготовлен к той роли, которая неожиданно выпала на его долю. Тем не менее «диссертацию» Шелепина отвергли, и общими силами был подготовлен вариант доклада, который хотя и не очень последовательно, но развивал установки хрущевского периода. Но главная битва была впереди: текст, как обычно, разослали членам высшего ареопага. Подавляющее большинство из них высказалось за то, чтобы усилить позитивную характеристику Сталина. Некоторые даже представили большие вставки, в которых говорилось, что Сталин обеспечил разгром оппозиции, победу социализма и, главное, победу в Великой Отечественной войне. Суслов, Мжаванадзе и некоторые молодые руководители, в том числе Шелепин, настаивали на том, чтобы исключить из текста доклада само понятие «культ личности», а тем более «период культа личности». Другие, например, Микоян и Пономарев, предлагали включить более обтекаемые формулировки.

Особое мнение высказал Юрий Андропов. Он предложил полностью обойти вопрос о Сталине в докладе, попросту не упоминать его имени. Андропов считал, что нет проблемы, которая в большей степени может расколоть руководство, да и всю партию и народ, чем проблема Сталина.

Брежнев в конечном счете остановился на варианте, близком к тому, что хотел Андропов. В докладе к 20-летию Победы фамилия Сталина была упомянута всего однажды…»[9].

На торжественном заседании, посвященном юбилею победы в докладе Брежнева впервые после XX съезда было сказано о заслугах Сталина - Верховного Главнокомандующего в годы войны.

Лидером и символом антисталинизма стал А.И. Солженицын, прославившийся своим «Одним днем Ивана Денисовича». Вместе с этим активизировалось и движение интеллигенции – А.Д. Сахарова, А. Гинзбург.

Ответом на усиление демократических настроений стала реанимация положений сталинского «Краткого курса ВКП(б)». в новых изданиях учебников по истории критика культа личности стала сокращаться.

17 декабря 1969 года, в перерыве во время сессии Верховного совета СССР среди членов Политбюро неожиданно возник разговор о приближающемся 90-летии со дня рождения Сталина.

Поводом для него стал вопрос: публиковать ли в «Правде» статью о Сталине? Вскоре этот разговор перерос в спор, причем спор принципиальный. Поэтому он и был записан и оформлен в виде рабочей записи Политбюро[10].

Брежнев задал вопрос: надо ли вообще публиковать статью?

М.А. Суслов настаивал на публикации. Он считал, что здоровая часть интеллигенции поймет статью правильно.

Подгорный выступил против. Он напомнил, что каждый из членов Политбюро, в том числе и Суслов, когда – то выступали с критикой культа личности Сталина. И если писать о юбилее, то придется написать и о том, сколько на совести Сталина загубленных человеческих жизней.

Другие члены Политбюро – Шелест и Мазуров выступили против Подгорного. Они выступили за публикацию статьи и за установку бюста на могиле Сталина.

В конце концов статья была опубликована, а в 1970 году на могиле Сталина появился бюст, изваянный скульптором Томским.

Политический барометр склонялся в сторону сторонников очищения Сталина, поэтому критика прошлого становилась для КГБ свидетельством недовольства существующим строем.

Г.А. Арбатов отмечает, что ресталинизация стала возможна благодаря тому, что на руководящих постах, у рычагов власти оставалось множество людей, приверженцев сталинского порядка, которым трудно было найти себе место в иной системе[11].

Значительная часть общества была не готова к переменам, а потому как только высшее руководство переставало предпринимать меры по десталинизации общества, общественное сознание и общественные институты сами собой возвращались на круги своя.

Арбатов характеризует ресталинизацию как «ползучую»[12], так как она не проводилась каким-либо декретом, а а постепенно обволакивала общественную жизнь.

Одно из направлений ресталинизации – административные меры против тех, кто занимал антисталинские позиции. Это и травля, и высылка за рубеж, и «психушки».

Общая тенденция в руководстве страной нашла отражение и в духовной жизни общества – в науке, идеологии, культуре.

Историческая литература сохранила упоминания о XX съезде КПСС, правда, без имени Хрущева и без содержания его речи.

Была предпринята попытка сделать вид, что ничего не произошло, и что XX съезда вообще не было. Главным образом была сделана ставка на заслуги Сталина в период Великой отечественной войны. В этом отношении за своеобразную «реабилитацию» Сталина выступили военные. Мемуары участников войны Жукова, Еременко, Ротмистрова, Конева, Баграмяна, Василевского, Яковлева, Голованова были выдержаны в апологетическом в отношении Сталина духе.

С конца 60-х – начала 70-х гг. во внутренних делах ресталинизация неуклонно набирала силу.

Второй виток десталинизации принято связывать со временем Перестройки. В 1987 году манифестации в столицах прибалтийских республик осудили так называемый секретный дополнительный протокол пакта Молотова — Риббентропа. Параллельно там стали нарастать сепаратистские тенденции. На пленуме Верховного Суда СССР (4 февраля 1988 г.) и втором съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) успешно заклеймили Сталина и весь сталинский период. В свою очередь, пятый съезд, проходивший со 2 по 6 сентября 1991 года, инициировал распад Советского Союза, по факту признавший необоснованность включения прибалтийских стран в состав России в 1940 году и объявивший о независимости Эстонии, Латвии и Литвы.

Современный этап

Сейчас слышатся самые разные отклики о Сталине. Противники сталинской политики уделяют основное внимание практике репрессий, сторонники апеллируют к былому статусу сверхдержавы. Сдвиги в сторону реабилитации И.В.Сталина, конечно, объективно присутствуют (предложение президента о переименовании названия города Волгограда на табличке памятника советским войнам, павшим в боях Сталинградской битвы). Целесообразно задать вопрос: «Что значит Сталин для сегодняшней жизни?».

В настоящее время отношение к Сталину встречается как одобрительное, так и враждебное. Казалось бы, сейчас отношение к Сталину должно сложиться объективное, мы должны понять природу сталинизма, выявить основные его черты. Но происходит обратное - с каким-то необъяснимым сладострастием писатели, ученые, кинодеятели снова и снова берутся за изображение натуры Сталина, тончайших проявлений его психологии, его отношений с соратниками, сотрапезниками, женами, любовницами, детьми.

Сейчас в России начинают действовать многие организации сталинистов. Они развивают активную деятельность по восстановлению памятников Сталину, открытию посвященных ему музеев. Во многих городах эти музеи открыты, памятники восстановлены. Деятельность подобных организаций натыкается на противодействие со стороны Организаций, объединяющих жертвы политических репрессий и т.п., но компромисса они пока достигнуть не могут.

Ф.М. Бурлацкий высказывает мнение, что и сейчас традиции сталинизма живы в нашей стране. Основные из них – это 1) Психология вождизма: вождь или, говоря демократическим языком, лидер вправе решать все за народ, не спрашивая его мнения.

2) Господство бюрократии

3)Государственный капитализм.

Сталинская система – как ни горько признавать это – опиралась на народ и народное сознание. И как раз здесь особенно сильны «пережитки сталинизма». Россияне, во многом разочарованные в мечтах о демократии и благоприятных реформах, нередко уповают на сильного человека, на вождя, который «разберется» с элитой и бюрократией и поставит государство на службу народу. Коммунизм как идеология исчез, а как механизм господства все еще сохраняется.

Местами сейчас доходит даже до чрезмерного восхваления Сталина.

В последние месяцы общественное мнение сильно потрясла история с выставлением в верхнем приделе храма Святой равноапостольной княгини Ольги иконы блаженной Матроны Московской, на которой на первом плане изображен Сталин. Прихожане храма посчитали это кощунством, однако настоятель храма отец Евстафий утверждает, что Матрона Московская реально благословила вождя на военные подвиги, поэтому изображение этого сюжета имеет право на существование. «Что бы ни говорили, но для меня Сталин – отец. И я не хочу предавать его», – заявил священнослужитель.




Заключение


Десталинизация – сложный процесс, который был начат Хрущевым, на мой взгляд, необдуманно. Безусловно, ошибки прошлого необходимо было признать, но не в резкой форме.

Десталинизация в стране всегда проходила сверху. Подлинно она произойдет только тогда, когда мы вообще не будем говорить о Сталине. На протяжении долгого времени господствовали различные представления о том, что такое сталинизм. Это репрессии, это ГУЛаг, это трагедия коллективизации, это система во главе с тираном. Но действительно правдой является то, что сталинизм – это реакция на перемены, он начинается тогда, когда общественные устои расшатываются, когда нужно мобилизовать все силы.

Подлинно десталинизация нашего общества еще не закончилась, и на мой взгляд, закончится не скоро.




Литература


1)Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,

2)Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985). Свидетельство современника. – М., 1991.

3)Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006.

4)Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 гг. – Новосибирск, 2000.

5)Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002.

6)Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. М. – 1989.


[1] Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002, с. 41.

[2] Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006

[3] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,с. 178.

[4] Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002, с. 59.

[5] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с. 174.

[6] Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. М. - 1989

[7] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с.339.

[8] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с.341.

[9] Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006.

[10] Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 гг. – Новосибирск, 2000, с. 321.

[11] Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985). Свидетельство современника. – М., 1991, с. 149.

[12] Там же с 150.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты