Экзаменационные вопросы
1. Предмет политологии, ее функции
Политика – важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних
времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире
политика охватывает все сферы жизни.
Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством.
Термин «политика» ввел Аристотель.
Политика – это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями
между большими социальными группами (классами), нациями, государствами по
поводу установления, использования и удержания политической власти в целях
реализации их интересов и потребностей.
Политология – это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х
годов ХХ века.
В 1880 году в США при Колумбийском колледже была создана школа политической
науки. В 1903 году была создана Американская Ассоциация политических наук.
В 1948 году ООН рекомендовала политологию для изучения во всех странах. В
России процесс становления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой.
Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об
институтах, политическая социология и международная политика.
Политология имеет свой объект и предмет.
Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть,
политические события, прогнозы и т.д.
Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и
развития политической власти, эволюции политического процесса.
Функции политологии:
- теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике);
- методологическая (раскрывает закономерности политики);
- регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди
знают о политике, настолько корректно их политическое поведение);
- воспитательная;
- аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности);
- мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации);
- прогностическая (дает прогноз развития ситуации).
2. Методы политического исследования и их характеристика
1. Системные методы. Используются при анализе политических систем.
Выстраивают системы.
2. Поведенческие (бахевиористские). Используются при анализе поведения
отдельных личностей (лидеров), толпы и т.п.
3. Социологические. Используются при анализе влияния общества на политику.
- контент=анализ. Позволяет установить авторство, уточить точку зрения, если она высказана неточно;
- опросы (устные и письменные);
- наблюдения;
- статистические исследования.
4. Сравнительные.
5. Философские – оценка с точки зрения идеала.
6. Исторические. Это изучение явления в процессе развития.
7. Культурологические. Оценивают влияние политической культуры на
политическое поведение.
3. Место и роль политологии в системе общественных наук
По этому вопросу существуют две точки зрения:
1. Политология – это одна из наук о политике, которая должна изучать
механизм власти и государств.
2. Политология – общая интеграционная наука о политике во всех ее
проявления, которая состоит из целого ряда отраслей: политической
философии, теории политики, учения о политических институтах, политической
истории, теории международной политики, политической социологии,
политической психологии, политической географии, политической астрологии.
4. Политические учения Платона и Аристотеля
Прежде чем рассказывать об учениях греческих философов о политике, стоит
сказать несколько слов о той эпохе, в которую они жили.
Платон и Аристотель жилы в эпоху распада полисной системы.
Греческий полис – это независимые самостоятельные города-государства.
Именно в рамках полисного строя явилась великая греческая цивилизация.
Самый большой полис – Спарта – насчитывал около 8 000 м2. Его население
составляло 5-10 тыс. человек, из них воинов 1000-2000 человек. Полис
представлял собой город, окруженный сельскими угодьями.
Основное население полиса – земледельцы, основное занятие – земледелие.
Землей могли владеть только полноправные граждане; только они же могли
участвовать в народном собрании, они имели право и обязанность защищать
свой город. Изгнание из полиса – было худшим из наказаний.
Платон (настоящее имя Аристокл) жил в 427-347 гг. до н. э. Он происходил из
древнего афинского рода. Был учеником Сократа. Много путешествовал. По
возвращении, купил землю и устроил на ней Академию. Гл. произведения:
«Апология Сократа», «Протагор», «Государство», «Политик», «Законы». Все
произведения написаны в форме диалогов.
В «Государстве» Платон описывает черты идеального справедливого
государства, которое создается для общественной пользы. В этом государстве
люди делятся на 3 сословия: правители-философы, воины и производители
(ремесленники, земледельцы). Это деление осуществлялось в соответствии с
тремя началами человеческой души: разумное, яростное, вожделеющее.
Справедливость в том, что ни одно сословие не вмешивается в дела другого.
Правители и воины управляют производителями. Привилегированные сословия (1-
е и 2-е) не имеют частной собственности, они находятся на полном содержании
государства, живут и питаются вместе. У них не обычной семьи, есть общность
жен. Женщины имеют равные права с мужчинами. Браки составляются
правителями, а детей воспитывает государство. Производители могут иметь
семью, собственность, орудия труда и землю на правах владения. Правители
распределяют производителей по округам и профессиям. Специальные
надзиратели наблюдают за их жизнью и работой. Для обоснования такой
иерархии Платон предлагал распространить среди населения миф о том, что,
хотя и все люди – братья, Бог в тех, кто способен править, подмешал золото,
в воинов – серебро, а в производителей – железо. И только в том случае,
когда от серебра родится золото, возможен переход в другое сословие. О том,
какие в ком задатки, судит надзиратель.
Платон выступает за умеренность и средний достаток. Это – гарантия
внутренней прочности полиса.
Это – социальная утопия. Платона относят к идейным отцам тоталитаризма.
Большое внимание Платон уделял правильным и неправильным формам правления.
Правильными он считал монархию, аристократию и демократию; к неправильным
относил тиранию, олигархию и охлократию.
Идеальное государство, по его мнению, аристократия, то есть правление
лучших, благородных.
Дальнейшее развитие политологии в Древней Греции продолжал Аристотель из
Тагиры (384-322 гг. до н. э.). Аристотель был учеником и критиком Платона.
«Платон мне друг, но истина дороже». Учился, преподавал в Афинах. Одно
время был воспитателем А. Македонского. Позже основал в Афинах свой лицей.
Гл. работы (из сохранившихся): «Политика», «Этика», «Афинская полития».
Именно Аристотель ввел термин «политика».
Согласно учению Аристотеля, государство – это продукт естественного
развития, высшая форма общения людей. Низшие формы, по его мнению, – семья,
община.
Поскольку человек – существо общественное и живет в государстве,
следовательно, человек – существо политическое. Значит, если наука изучает
человека, она должна изучать и политику. Цель изучения политики – научить
государственного деятеля управлять государством. Так же как Платон,
Аристотель делит формы государства на правильные и неправильные. При
правильных правители заботятся об общей пользе, при неправильных – о личном
благе. Правильные: монархия, аристократия, республика (полития).
Неправильные: тирания, олигархия, охлократия.
Идеальная форма – полития, где правит большинство в интересах общей пользы.
Здесь доминирует средний элемент, то есть не только средний класс, но и
умеренность во всем.
Основной причиной переворотов Аристотель считал нарушение принципа
равенства и политической справедливости. Аристотель выступает против
регламентирования всех сторон жизни (жен, детей, собственности). Он считал,
что это приведет к краху единства. В государстве должен властвовать закон.
Стоит отметить, что и Платон, и Аристотель ничего не писали о рабах, потому
что раб в те времена был приравнен к домашним животным.
Аристотель предлагал следующую модель государства:
1) население должно быть достаточным и легко обозримым, доступным для контроля;
2) территория должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку; она должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей;
3) население делится на граждан, метеков (утративших права гражданства или выходцев из других полисов) и рабов. Граждане занимаются военными, судебными, законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов;
4) земля делится на 2 части. Одна находится в общем пользовании; другая – в частном владении (распределяется по жребию).
5. Политические учения Средневековья и начала Возрождения (Августин,
Аквинский, Макиавелли)
Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ
устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием
законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление
божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных
требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет
Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу
богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали
христиан повиноваться государственной власти.
Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья
предложили Августин Аврелий (354-430гг.) и Фома Аквинский (1224-1274гг.).
Они являются основными создателями христианской политической теории. В их
учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и
умеренностью.
Идея теократического господства в учении Августина Аврелия
Августин Аврелий – философ, влиятельный проповедник и политик католической
церкви, родился на севере Африки. Его отец был римским патрицием,
язычником, мать – христианкой. Учился в Карфагене в школе красноречия.
Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц
приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ
жизни, стал христианином. Был рукоположен в священники, а затем посвящен в
сан епископа в Гиппоне – городе, расположенном недалеко от Карфагена. Под
впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413-
426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной
империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви
(духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата
духовной власти над светской.
Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным
проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть
лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к
самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии
с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два
направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно
церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий:
светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого
рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал
и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим
охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с
государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл
истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе.
Политическое учение Фомы Аквинского
XIII в. – век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит
окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь
обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал
проблемы права, морали, государства, экономики. Фома Аквинский родился под
Неаполем, принадлежал к аристократическому роду. Фома – первый
схоластический учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне,
Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным католическим
философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.
Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в
комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного
произведения «Сумма теологий» специально посвящена законам. В 1323 г.
причислен к лику святых.
В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и
утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на
земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является
приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом,
государство подчиняется церкви как средство цели». При этом следует
различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом
власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться.
Главная задача государственной власти – содействовать общему благу,
заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир
подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в
какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей
сопротивление.
В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король,
изменивший своему не может требовать повиновения. Это не восстание,
направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе
низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать
злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении.
Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с
аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая
обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных
выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры,
установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия
народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы
не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека».
Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как
гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов:
вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это
Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и
потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены
вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в
человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному
разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является
источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать
зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до
грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий,
созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее
благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оно имеет в виду
интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие
имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается
эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо
направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью
и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и
Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в
потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по
причине недостаточности одного естественного разума.
Николо Макиавелли. Гл. работы: «Государь», «Рассуждение о первой декаде
Тита Ливия», «История Флоренции», «О гражданине».
Макиавелли – итальянский мыслитель, происходил из знатного рода с давними
республиканскими традициями.
Макиавелли считал, что:
1. Государство, церковь и мораль созданы человеком. Политику определяет не
мораль, а конкретная практика.
2. Все население разделена на 3 группы:
Страницы: 1, 2