Экзаменационные вопросы
p> - народ (консервативен; неспособен к абстрактному мышлению; стремится к сохранению законного порядка; не доступен лести, поэтому может объективно оценивать способности отдельных людей; легко поддается внушению; требует только мира и спокойствия; неспособен быстро действовать);

- знать (дворяне, которые пользуются богатством без добродетели и занимают высокое положение не по заслугам, стремятся к власти; вельможи, лучшие люди, именитые граждане, которые занимают высокое положение в обществе благодаря собственным заслугам и талантам; они обязаны думать о благе государства, а государство должно думать об их благе);

- государь, который превосходит народ в умении издавать законы, устанавливать новый строй, устранять опасность. Он способен решительно и быстро действовать. Назначает на должности по соображениям преданности.
3. Республика – лучшая форма государственности. Смешанная форма государственного правления, при которой выборный правитель обладает высшей исполнительной властью, аристократия – высшей законодательной и судебной властями, а народ – правом избрания всех должностных лиц, в том числе правителя. Такое распределение обязанностей между людьми соответствует их характеру. Республика удовлетворяет этому условию.
4. Роль церкви. Церковь – религия – необходимый элемент любого государства, так как она служит укреплению власти и объединяет людей в государстве.
Соответственно, религиозность народа нужно поддерживать, так как верующим народом легче управлять. Впрочем, Макиавелли выступает за возвращение к религии античности, так как в христианской религии главное – служение, покорность, а античная религия пропагандирует подвиги.
5. Макиавелли отделяет политику от морали и государя, от частного человека.
Все человеческие слабости, пороки, добродетели он делит на вредные, полезные и безразличные. Ни один человек не может иметь всех добродетелей.
Государям следует избегать тех пороков, которые могут привести к потере власти. Для государя важно:

- не быть щедрым, так как щедрость истощает казну;

- не злоупотреблять милосердием, так как лучше, чтобы народ не любил, а боялся; люди неблагодарны и непостоянны;

- подданным надо давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти;

- государь должен опасаться, что его непостоянство, узкомыслие, изнеженности вызовут презрение подданных и приведут к возникновению заговора;

- правитель должне обладать хитростью лисицы и отвагой льва.
Главное, о чем должен заботиться государь, – сохранение и упрочение власти и государства.

6. Политическая мысль периода буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Гоббс,
Локк, Монтескье, Руссо).
Политическую мысль этого периода можно разделить на 3 идеи: теория общественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теория разделения властей (Монтескье).
Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения о гражданине»,
«Левиафан».
На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. По его мнению, созданию государства предшествовало догосударственное существование, может быть, это было состояние войны всех против всех. Люди
– существа разумные, нашли выход из хаоса и заключили общественный договор.
Они согласились передать все свои права одному человек или группе лиц в обмен на закон и безопасность. После возникновения государства люди не имели возможности изменить форму правления.
Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует на основе закона.
Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».
Локк исходил из предпосылки, что перед государством было естественное состояние, то есть состояние равенства и свободы. Свобода человека не абсолютная, поэтому и власть не может быть абсолютной. В государстве все должны подчиняться законам, подданные могут обсуждать действия правительства и создавать новую форму государства, если данная их не устраивает. Если нарушаются естественные права граждан, то подданные могут отказаться от власти.
Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».
По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Для ее обеспечения необходимо иметь справедливый закон и надлежащую организацию общества. Законы должны быть естественными и позитивными; они должны соответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образу жизни населения, традициями и т.п.
Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная монархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеров территории государства: для небольших – республика, для средних – монархия, для больших – деспотия.
Монтескье создал теорию разделения властей монарха на законодательную, исполнительную и судебную.
Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре».
Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть, свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу, следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия.
Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство и прямая форма демократии.
Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не может быть представлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия и свобода существуют только там, где законодателем является сам народ.

7. Понятие, сущность и структура гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как
Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты

(собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь;

9) и т.п.
Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

- и др.

8. Марксистская политическая теория и ее место в истории общественной мысли
Основные положения концепции К. Маркса:
1) Всю историю развития общества в соответствии с господствующими отношениями собственности можно разделить на 5 общественно-экономических формаций:

- первобытно-общинная

- рабовладельческая

- феодальная

- капиталистическая

- коммунистическая (социализм -> коммунизм)
2) Государство возникает в результате социального расслоения и деления общества на классы. Отсюда возникает тезис об отмирании государства на этапе коммунизма. При коммунизме не будет классов, следовательно, все люди будут равны. Власть в государстве осуществляется в интересах экономики господствующего класса.
3) Политика – это концентрированного выражение экономики. Экономика первична, политика вторична. Политика относительно самостоятельна и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.
4) С точки зрения Маркса, пролетариат – главная движущая сила истории, ему принадлежит будущее.
5) Каждая эпоха выдвигает своего лидера. Этот процесс и закономерен, и случает. Случайность состоит в том, именно этот человек стал лидером.

9. Политические учения в России периода образования централизованного государства (теория «Москва – третий Рим», И. Пересветов)
Этот период характеризуется возникновением политической мысли под вильным влиянием христианства. Основные идеи этого периода:

- независимость русского государства;

- необходимость объединения всех земель;

- необходимость сильной самодержавной власти, которая опирается на людей среднего достатка и способно преодолеть междоусобицы и защитить страну;

- об особой исторической миссии России.

Теория «Москва – третий Рим»

Ее разработал монах Филофей Псковского монастыря посланием царю Василию III и Ивану Грозному.
Митрополит Зосим впервые употребил выражение «Москва – третий Рим» в 1492 г.
История человечества представляет собой историю трех великих государств, судьба которых направлялась Богом: Рим (пал в 476 г.), Византия (завоевана в 1453 г.) и третьим Римом должна стать Москва – хранительница православия, которая будет им до конца света. Четвертого Рима не будет.
Царь поставлен Богом и он – слуга божий. Он – хранитель православия и защитник всех христиан. Он должен, поскольку церковь – одно из подразделений государства, о церкви заботится. Священники имеют право говорить царю правду.
Судьба России неотделима от судьбы православия.
Доказательства избранности России Богом:
- все остальные царства попраны и захвачены неверными. Россия же сбросила татарское иго, сохранила верность православию;
- Россия успешно обороняет границы;
- Россия возвышается в глазах современников, благодаря успехам на дипломатическом поприще.
В этой теории нет элемента агрессии, нет призыва к насильственному захвату других территорий и принудительному обращению в христианство. Эта теория стала официальным признаком доктрины, ее отдельные формулировки воспроизведены в чине венчания Ивана Грозного на царство.
В 1759 году монаха Филофея казнили.

Иван Семенович Пересветов

Пересветов написал две «Челобитные» (большую и малую) Ивану Грозному, в которых изложил свою концепцию укрепления самодержавия и установления абсолютной монархии. Его концепция содержит следующие положения:
1) Военная реформа. Должно быть организовано постоянное хорошо обученное общерусское войско большой численности. Должна быть введена строгая дисциплина. За побег с поля боя – смертная казнь.
2) Централизованная судебная система. Единое законодательство.
3) Финансовая реформа. Все налоги платятся только в государственную казну, вместо наместнического порядка сбора и распределения доходов.
Наместничество ликвидируется.
4) Ликвидировать все формы кабальной зависимости, особенно холопство, так как холопы – плохие воины, которые перейдут на сторону врага, если он пообещает им свободу. Вообще, порабощение несовместимо с идеалами христианства.
5) Присоединение Казанского Ханства. Перенесение столицы в Нижний Новгород.
6) Ограничение самовластия бояр, их беззаконие вредит не только подданным, но и подрывает авторитет церковной власти.

10. Идеи просвещенного абсолютизма в России (Ф. Прокопович, В. Татищев)
Эпоха просвещенного абсолютизма (XVII-XVIII вв.) – это период становления и укрепления абсолютизма, период обоснования его необходимости и правомерности. Начиная с XVII века слабее влияние религии на политическую мысль. В этот период большее влияние имеют идеи французского просвещения, но идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав личности укорениться в русском общественном сознании не смогли.
Феофан Прокопович. Гл. работа «Сочинение о власти и чести царской»
Один из сподвижников Петра I. Видный деятель церкви – епископ Псковский, архиепископ.
Разработал духовный регламент, который устанавливал приоритет светской власти над церковной.
С его точки зрения, естественное «догосударственное» состояние – состояние войны. По внушению Бога люди заключают общественный договор и передают свой суверенитет государю. Идеал – неограниченная монархия, выборная или наследственная. Эта форма правления предпочтительнее, так как монарх передает процветающее государство специально подготовленному преемнику.
Монарх должен регламентировать все стороны жизни подданных (мода, одежда, церемонии и др.). Монарх – это слуга божий с одной стороны, слуга народа – с другой. Монархов нельзя критиковать или хвалить, так как они суть Боги.
Монарх – это просвещенный государь, который заботится не только об общем благе, но и о распространении просвещения народа, искоренении предрассудков, осуществлении хорошего управления страной.
Таким образом, Прокопович сумел соединить элементы общественного договора и догматы богословия.
Василий Никитович Татищев. Гл. работа «История российская с самых древнейших времен».
Татищев – русский историк, сторонник естественного права и договорного происхождения государства. По его мнению, созданию государства предшествовало несколько договорных стадий. Сначала были договор супружества, договор между родителями и детьми, договор между господами и слугами, и только потом – договор о создании государства.
Для России наилучшая форма правления – конституционная монархия с двухпалатным выборным органом. Монарх должен править, опираясь на закон, и заботиться о развитии просвещения и науки.
Татищев критиковал крепостное право, но выдвинул ряд доводов против его отмены. Он считал, что это породит в государстве смуту, что без опеки мудрого помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет, что крепостное право – право договорное, своеобразный договор найма, и его нельзя расторгнуть по требованию одной из сторон.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты