- знать (дворяне, которые пользуются богатством без добродетели и занимают высокое положение не по заслугам, стремятся к власти; вельможи, лучшие люди, именитые граждане, которые занимают высокое положение в обществе благодаря собственным заслугам и талантам; они обязаны думать о благе государства, а государство должно думать об их благе);
- государь, который превосходит народ в умении издавать законы, устанавливать новый строй, устранять опасность. Он способен решительно и быстро действовать. Назначает на должности по соображениям преданности.
3. Республика – лучшая форма государственности. Смешанная форма
государственного правления, при которой выборный правитель обладает высшей
исполнительной властью, аристократия – высшей законодательной и судебной
властями, а народ – правом избрания всех должностных лиц, в том числе
правителя. Такое распределение обязанностей между людьми соответствует их
характеру. Республика удовлетворяет этому условию.
4. Роль церкви. Церковь – религия – необходимый элемент любого государства,
так как она служит укреплению власти и объединяет людей в государстве.
Соответственно, религиозность народа нужно поддерживать, так как верующим
народом легче управлять. Впрочем, Макиавелли выступает за возвращение к
религии античности, так как в христианской религии главное – служение,
покорность, а античная религия пропагандирует подвиги.
5. Макиавелли отделяет политику от морали и государя, от частного человека.
Все человеческие слабости, пороки, добродетели он делит на вредные,
полезные и безразличные. Ни один человек не может иметь всех добродетелей.
Государям следует избегать тех пороков, которые могут привести к потере
власти. Для государя важно:
- не быть щедрым, так как щедрость истощает казну;
- не злоупотреблять милосердием, так как лучше, чтобы народ не любил, а боялся; люди неблагодарны и непостоянны;
- подданным надо давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти;
- государь должен опасаться, что его непостоянство, узкомыслие, изнеженности вызовут презрение подданных и приведут к возникновению заговора;
- правитель должне обладать хитростью лисицы и отвагой льва.
Главное, о чем должен заботиться государь, – сохранение и упрочение власти
и государства.
6. Политическая мысль периода буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Гоббс,
Локк, Монтескье, Руссо).
Политическую мысль этого периода можно разделить на 3 идеи: теория
общественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теория
разделения властей (Монтескье).
Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения о гражданине»,
«Левиафан».
На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. По
его мнению, созданию государства предшествовало догосударственное
существование, может быть, это было состояние войны всех против всех. Люди
– существа разумные, нашли выход из хаоса и заключили общественный договор.
Они согласились передать все свои права одному человек или группе лиц в
обмен на закон и безопасность. После возникновения государства люди не
имели возможности изменить форму правления.
Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует на
основе закона.
Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».
Локк исходил из предпосылки, что перед государством было естественное
состояние, то есть состояние равенства и свободы. Свобода человека не
абсолютная, поэтому и власть не может быть абсолютной. В государстве все
должны подчиняться законам, подданные могут обсуждать действия
правительства и создавать новую форму государства, если данная их не
устраивает. Если нарушаются естественные права граждан, то подданные могут
отказаться от власти.
Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».
По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Для ее
обеспечения необходимо иметь справедливый закон и надлежащую организацию
общества. Законы должны быть естественными и позитивными; они должны
соответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образу
жизни населения, традициями и т.п.
Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная
монархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеров
территории государства: для небольших – республика, для средних – монархия,
для больших – деспотия.
Монтескье создал теорию разделения властей монарха на законодательную,
исполнительную и судебную.
Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре».
Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть,
свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу,
следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия.
Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная
собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство и
прямая форма демократии.
Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не может быть
представлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия и
свобода существуют только там, где законодателем является сам народ.
7. Понятие, сущность и структура гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как
Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится
идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность
нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных
отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы
индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты
(собственность, труд, предпринимательство);
2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
3) общественные объединения и организации;
4) политические партии и движения;
5) сфера воспитания и негосударственного образования;
6) система негосударственных средств массовой информации;
7) семья;
8) церковь;
9) и т.п.
Признаки гражданского общества:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
- и др.
8. Марксистская политическая теория и ее место в истории общественной мысли
Основные положения концепции К. Маркса:
1) Всю историю развития общества в соответствии с господствующими
отношениями собственности можно разделить на 5 общественно-экономических
формаций:
- первобытно-общинная
- рабовладельческая
- феодальная
- капиталистическая
- коммунистическая (социализм -> коммунизм)
2) Государство возникает в результате социального расслоения и деления
общества на классы. Отсюда возникает тезис об отмирании государства на
этапе коммунизма. При коммунизме не будет классов, следовательно, все люди
будут равны. Власть в государстве осуществляется в интересах экономики
господствующего класса.
3) Политика – это концентрированного выражение экономики. Экономика
первична, политика вторична. Политика относительно самостоятельна и влияет
на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических
процессов.
4) С точки зрения Маркса, пролетариат – главная движущая сила истории, ему
принадлежит будущее.
5) Каждая эпоха выдвигает своего лидера. Этот процесс и закономерен, и
случает. Случайность состоит в том, именно этот человек стал лидером.
9. Политические учения в России периода образования централизованного
государства (теория «Москва – третий Рим», И. Пересветов)
Этот период характеризуется возникновением политической мысли под вильным
влиянием христианства. Основные идеи этого периода:
- независимость русского государства;
- необходимость объединения всех земель;
- необходимость сильной самодержавной власти, которая опирается на людей среднего достатка и способно преодолеть междоусобицы и защитить страну;
- об особой исторической миссии России.
Теория «Москва – третий Рим»
Ее разработал монах Филофей Псковского монастыря посланием царю Василию III
и Ивану Грозному.
Митрополит Зосим впервые употребил выражение «Москва – третий Рим» в 1492
г.
История человечества представляет собой историю трех великих государств,
судьба которых направлялась Богом: Рим (пал в 476 г.), Византия (завоевана
в 1453 г.) и третьим Римом должна стать Москва – хранительница православия,
которая будет им до конца света. Четвертого Рима не будет.
Царь поставлен Богом и он – слуга божий. Он – хранитель православия и
защитник всех христиан. Он должен, поскольку церковь – одно из
подразделений государства, о церкви заботится. Священники имеют право
говорить царю правду.
Судьба России неотделима от судьбы православия.
Доказательства избранности России Богом:
- все остальные царства попраны и захвачены неверными. Россия же сбросила
татарское иго, сохранила верность православию;
- Россия успешно обороняет границы;
- Россия возвышается в глазах современников, благодаря успехам на
дипломатическом поприще.
В этой теории нет элемента агрессии, нет призыва к насильственному захвату
других территорий и принудительному обращению в христианство. Эта теория
стала официальным признаком доктрины, ее отдельные формулировки
воспроизведены в чине венчания Ивана Грозного на царство.
В 1759 году монаха Филофея казнили.
Иван Семенович Пересветов
Пересветов написал две «Челобитные» (большую и малую) Ивану Грозному, в
которых изложил свою концепцию укрепления самодержавия и установления
абсолютной монархии. Его концепция содержит следующие положения:
1) Военная реформа. Должно быть организовано постоянное хорошо обученное
общерусское войско большой численности. Должна быть введена строгая
дисциплина. За побег с поля боя – смертная казнь.
2) Централизованная судебная система. Единое законодательство.
3) Финансовая реформа. Все налоги платятся только в государственную казну,
вместо наместнического порядка сбора и распределения доходов.
Наместничество ликвидируется.
4) Ликвидировать все формы кабальной зависимости, особенно холопство, так
как холопы – плохие воины, которые перейдут на сторону врага, если он
пообещает им свободу. Вообще, порабощение несовместимо с идеалами
христианства.
5) Присоединение Казанского Ханства. Перенесение столицы в Нижний Новгород.
6) Ограничение самовластия бояр, их беззаконие вредит не только подданным,
но и подрывает авторитет церковной власти.
10. Идеи просвещенного абсолютизма в России (Ф. Прокопович, В. Татищев)
Эпоха просвещенного абсолютизма (XVII-XVIII вв.) – это период становления и
укрепления абсолютизма, период обоснования его необходимости и
правомерности. Начиная с XVII века слабее влияние религии на политическую
мысль. В этот период большее влияние имеют идеи французского просвещения,
но идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав
личности укорениться в русском общественном сознании не смогли.
Феофан Прокопович. Гл. работа «Сочинение о власти и чести царской»
Один из сподвижников Петра I. Видный деятель церкви – епископ Псковский,
архиепископ.
Разработал духовный регламент, который устанавливал приоритет светской
власти над церковной.
С его точки зрения, естественное «догосударственное» состояние – состояние
войны. По внушению Бога люди заключают общественный договор и передают свой
суверенитет государю. Идеал – неограниченная монархия, выборная или
наследственная. Эта форма правления предпочтительнее, так как монарх
передает процветающее государство специально подготовленному преемнику.
Монарх должен регламентировать все стороны жизни подданных (мода, одежда,
церемонии и др.). Монарх – это слуга божий с одной стороны, слуга народа –
с другой. Монархов нельзя критиковать или хвалить, так как они суть Боги.
Монарх – это просвещенный государь, который заботится не только об общем
благе, но и о распространении просвещения народа, искоренении
предрассудков, осуществлении хорошего управления страной.
Таким образом, Прокопович сумел соединить элементы общественного договора и
догматы богословия.
Василий Никитович Татищев. Гл. работа «История российская с самых
древнейших времен».
Татищев – русский историк, сторонник естественного права и договорного
происхождения государства. По его мнению, созданию государства
предшествовало несколько договорных стадий. Сначала были договор
супружества, договор между родителями и детьми, договор между господами и
слугами, и только потом – договор о создании государства.
Для России наилучшая форма правления – конституционная монархия с
двухпалатным выборным органом. Монарх должен править, опираясь на закон, и
заботиться о развитии просвещения и науки.
Татищев критиковал крепостное право, но выдвинул ряд доводов против его
отмены. Он считал, что это породит в государстве смуту, что без опеки
мудрого помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет, что
крепостное право – право договорное, своеобразный договор найма, и его
нельзя расторгнуть по требованию одной из сторон.
Страницы: 1, 2