Этапы становления консерватизма

Во-вторых, сильный властный порядок, реализованный в иерархически организованной государственности, отражающей естественное социальное неравенство. Иерархия порядка власти выступала альтернативой горизонтальной упорядоченности права. Политическим идеалом было монархическое или конституционно-монархическое государство, подобное семье, где все домочадцы добровольно подчиняются главе семьи. Консерваторы выступали за просвещенный авторитаризм, где реализуется приоритет обязанностей над индивидуальными свободами и правами: социальный порядок оказывается мерой свободы.

Выступая за целостность власти, консерваторы были принципиальными противниками демократии, разделения власти и верховенства права, поскольку они ослабляли власть и имели формальный характер, не отражающий органических потребностей жизни. Вследствие этого консерваторами выдвигалась этика служения государству. Сильное государство признавалось опорой социальной стабильности и нравственного воспитания. Государственный патриотизм консерватизма противостоял космополитизму правового государства либерализма. В целом индивидуальная свобода не была главной ценностью в консерватизме, а в тех случаях , когда признавалась значимой, то в определённой мере связывалась с формированием нравственно-религиозного самосознания личности и нравственной культурой общества. В российском консерватизме ощутимо недоверие к разуму, который, по мнению консерваторов, без опоры на религиозную веру способен оправдать любое зло. Вследствие этого в консерватизме ощущается недоверие к личности, предоставленной самой себе.

В-третьих, в русском консерватизме значимой признается ценность нации. Особый интерес вызывает решение национальной проблемы, которое было неоднозначным. Так, К.Н. Леонтьев подчеркивал национальный характер консерватизма и писал: «Охранение у всякой нации своё, у турка - турецкое, у англичанина — английское, у русских - русское»[20]. Славянофилы же отстаивали идею церковного соборного единства православных, а В.С. Соловьев с позиции философии всеединства выступал за то, чтобы «относиться к другим народам как к своему собственному»(см там же).

Данное различие во многом обусловлено расхождениями в понимании соотношения универсального и национального в христианском вероучении. Консерваторами критиковался космополитизм и подражание Европе, в этом заключена специфика отечественного консерватизма. Однако были и исключения из этого правила: философия В.С. Соловьева и воззрения М.Н. Каткова — консервативного западника.

Наконец, в числе консервативных ценностей следует назвать ценность традиции, обычая. В консерватизме утверждалась ценность культурного традиционализма как основы эволюционных социальных изменений и саморегуляции общества; привычки и чувства признавались фундаментальными силами в обществе и в жизни человека. Вследствие чего консерватизм, отстаивая историческое и социальное право, последовательно критиковал естественное право либерализма за его универсализм и формализм. В целом же, консерватизм в культурном отношении выступал за единство в многообразии и против многообразия в единстве.

В заключение отметим, что в России возникла определённая традиция консервативной идеологии, связанная как с развитием европейского консерватизма, так и с особенностями отечественной культуры. Консерватизм получил своё интересное продолжение в русском зарубежье. И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и С.Л. Франк разрабатывают творческий, духовный консерватизм, в котором ценность охранения синтезирована с ценностью духовной свободы и творчества личности. Ильин полагал, что внутренняя свобода духа ни в коем случае не предполагает отрицания авторитета и дисциплины, но человек, не достигший её и не сумевший внутренне освободиться, не заслуживает политической свободы. «Политическая свобода по силам только тому, кто или завершил своё освобождение или находится в процессе борьбы за него, понимая его драгоценность, обязательность и ответственность. Человек и народ, чуждые этому сознанию, не вовлеченные в этот внутренний процесс, извратят свою политическую свободу»[21] . Именно внутренняя свобода, по его мнению, дает возможность человеку приобрести своё духовное достоинство. Консервативные концепции ХХ века продолжают и развивают идеи славянофилов, Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева. В настоящее время либерально-консервативный синтез может найти своё практическое выражение в реализации принципов либеральной экономики, консервативной идеологии и активной социальной политики.

Элементы консерватизма в советское время.

Любая сколько-нибудь длительная государственная традиция порождает консервативную общественно-политическую тенденцию, выражающуюся в стремлении сохранить, особенно перед лицом неминуемых перемен, как можно больше элементов привычного мироустройства; то есть Россия советское и постсоветское время.

Более чем 70-летнее существование советской государственности не могло не породить охранительных тенденций более широкого спектра, нежели те, которые связываются с понятием коммунистическая идеология. Советский консерватизм выработал некоторые самостоятельные ценности, не вытекавшие напрямую из установок партийно-советского общественного сознания, а иногда и несогласные с ним, и в то же время частью преемственно связанные с традициями дореволюционной российской государственности.

Исходным временем формирования предпосылок советского консерватизма, по-видимому, следует считать 1930-е годы. Именно тогда ярый революционер Троцкий с ужасом отметил, что Сталин возродил в правах общественный институт семьи, что являлось, по его мнению, махровой контрреволюцией. Некоторые элементы советской государственной традиции, имевшие значение для складывания советского консерватизма, возникли и раньше. Но эту традицию, местами трудно отличимую от собственно революционной, не следует смешивать с советским консерватизмом как политическим направлением.

Иногда говорят о том, что при Сталине произошёл консервативный реванш или даже консервативная революция, что в 1930-40-е годы произошла ревизия некоторых существенных черт советско-партийного строя, и что установившаяся система стала больше походить на дореволюционную. Можно встретиться с мнением, что Сталин был чуть ли консерватором старороссийского типа, а основание этому усматривают в его великодержавном политическом курсе. Стоит отметить тот факт, что при Сталине произошло, как минимум, послереволюционное восстановление тех основ, без которых не может существовать вообще никакое государство. До середины 1930-х именно Сталин находился во главе революционных преобразований. Завершение революции было совершенно объективным делом, не так сильно зависевшим от воли Сталина, как это иногда представляется.

Важное значение для возникновения советского консерватизма имела Великая Отечественная война. Она послужила главнейшим актом легитимации Советского государства, до тех пор недостаточно легитимного. Победа СССР в ней получила признание среди части эмиграции. Советский Союз доказал своё право на собственную государственную традицию. Вторая мировая война в существенно большей степени, чем гражданская, стала источником героической мифологии, без которой не существует ни одна великая нация, ни одно великое государство. Победа в Великой Отечественной войне стала, таким образом, одной из важнейших идейных опор советского консерватизма.

Период "застоя" — то время, когда советский консерватизм вполне сформировался как образ мышления и поведения значительной части общества. Но "застойные" времена застойны и для консерватизма, который успешно развивается только в активном противоборстве с модернизмом.

Последующее период времени особенно важно как для изучения содержания, политического облика и эволюции советского консерватизма, так и для выявления точек его соприкосновения и слияния со старороссийским консерватизмом. В эти годы консерватизм развивался в первую очередь как общественное движение, будучи в значительной степени лишён привычной поддержки государственных структур. Этот же период высветил крайнюю неоднородность советского консерватизма.

В период развала СССР наиболее активным представителем данного направления была депутатская группа "Союз". В середине 1990-х годов эстафету подхватила образованная тогда КПРФ в союзе с движением "Духовное наследие". Ещё в 1992 году, на волне противостояния либеральной революции, в рамках этого направления была предпринята попытка объединения советских и российских консерваторов ("Фронт национального спасения"). В настоящее время внутри этого направления наблюдается перегруппировка сил. КПРФ уступает место вышедшей из её недр "Родине", которая по своим программным установкам и отчасти по своему составу может в известной степени считаться наследником группы "Союз". Как представляется, "Родина" в наиболее полной мере среди оппозиционных движений осуществляет синтез советского консерватизма со старороссийским.

В целом, советский консерватизм, пусть даже не в виде цельной доктрины, которой он так и не успел в полной мере стать, всё-таки пока ещё остаётся действенным фактором российских политических отношений. И любая консервативная идеология нашего времени неизбежно должна будет учитывать наследие 70 с лишним лет советского государства и порождённые им традиции.


2.2 Русский консерватизм сегодня


Исследователи социально-политических процессов в посткоммунистической России и политические аналитики не могли не обратить внимания на фактическое отсутствие в российском политическом спектре консервативного фланга. Правильней сказать, что консерваторы на политической арене все же присутствовали, однако выступали в роли контр-элиты и внесистемной оппозиции. Наличие идеологической и политической лакуны на консервативном фланге, - а также очевидный кризис идеологии российского либерализма в итоге вызвали социальный заказ власти на консервативную идеологию. В условиях России последних 15-ти лет «партией власти» является либерализм – сначала радикальный, затем (в период президентства В. Путина) умеренный (патриотический). Поэтому претензии на статус носителей идеологии современного российского либерализма исходил, прежде всего, со стороны вчерашних либералов, лидеров демо-либеральной революции начала 90-х годов.

Социальный заказ власти на консервативную идеологию появился уже в середине 1990-х гг. и был вызван шоком от фактического поражения первой либеральной «партии власти» - Демократического выбора России, проигравшей на парламентских выборах 1993 г. по партийным спискам псевдоконсерваторам – ЛДПР В. Жириновского. Кризис доверия к либерально-демократической модели и западнической демократии в целом со стороны широких кругов российского общества впоследствии будет лишь возрастать, что будут вынуждены признать не только противники, но и сторонники демо-либеральной идеи. На волне массового разочарования в либерализме и демократии в целом наблюдается рост интереса к идеологии консерватизма, - идеологии стабильности и преемственности развития на основе выработанных веками национальных традиций. По мнению некоторых наиболее дальновидных идеологов современного российского либерализма, для адаптации демократии к российским условиям необходимо произвести её «почвенизацию», что позволит значительно повысить эффективность либерально-демократической модели и, что главное, электоральную привлекательность либеральных партий. Первооткрывателем консервативного направления в рамках российского либерализма стала Партия российского единства и согласия (ПРЕС) С. Шахрая. Программа с которой шла на выборы данная партия содержала якобы консервативные принципы, которые можно трактовать по-разному, в том числе и как либеральные призывы (свобода конкуренции, частная собственность, демократическое государство и др.).

Впоследствии попытки привязать либеральные по своей идеологической основе партийные образования к консерватизму и правому спектру современной российской многопартийности предпринимались неоднократно. Прежде всего, это нашло отражение в идеологотворчестве «партий власти», создаваемых специально для выборов в Государственную думу очередного созыва. Следующей по времени создания «партией власти» после ДВР стало движение, впоследствии партия «Наш дом – Россия», в идеологии которой нашли развитие некоторые положения программы ПРЕС. В середине – второй половине 1990-х гг. именно с этой партией связывали надежды на будущее российского консерватизма. Консервативный характер партийной идеологии («НДР – партия просвещенного консерватизма») подчеркивал лидер партии В. Черномырдин: «НДР, по словам Виктора Степановича, "обретает свое, ни на кого не похожее лицо". И лицо это - консерватизм. "Народ России тяготеет к стабильности, к постепенному и размеренному развитию. И мы, российские консерваторы, не должны упустить этот исторический момент"[22]. Как консервативную партию квалифицировали и региональные лидеры НДР, в частности, вологодский губернатор В.Е. Позгалев, по мнению которого НДР является партией просвещенного консерватизма. В итоге, ни та, ни другая партия ожиданий не оправдали. Далее происходит создание блока «Единство», позже трансформировавшегося в партию «Единство», которая провозглашает своей идеологией консерватизм, подразумевая под этим сохранение всего хорошего, что есть в России. Руководитель центра разработки программных документов Герман Моро говорит о том, что либерализм исчерпал себя и необходимо новое направление движения – консерватизм.

 Новый курс Путина, который направлен на постепенное, медленное, но стабильное движение, тоже выдается за частично консервативный, но то явление, которое преподносится современному российскому обществу под видом консерватизма, является, по сути, превращенной формой либерализма, а ценности, которые предлагают сохранять его идеологи - приоритет прав человека, гражданское общество и т.д., - являются либеральными.

Сейчас в России существует необходимость создания реальной консервативной партии, так как общество нуждается в стабильном развитии, основанном на традиционных русских институтах, жизнненых установках, традициях народа.

Заключение


Итак, подводя итоги, хочется отметить, что в данной работе были рассмотрены вопросы соотношения традиционализма и консерватизма, становление консерватизма как идеологии, включая «предконсервативный» период, обоснования консерватизма как идеологии реконструкции – постепенного движения вперед, без революций, опираясь на опыт предков – традиции, неизменные ценности.

Использованные материалы помогли мне понять и лучше разобраться в сущности консерватизма, увидеть его с разных точек зрения, и сделать выводы на основе проведенного исследования.

Рождение консерватизма произошло в определенный временной промежуток, но основные его принципы существовали и были распространены задолго до его формального появления. Соответственно, можно утверждать, что консерватизм является одной из древнейших идеологий.

На мой взгляд, достаточно подробно была изложена информация, подтверждающая тот факт, что консерватизм отличен от традиционализма и суть его состоит не в привязке к устаревшим и не актуальным предрассудкам, традициям и т.д., а в проведении стабильного политического курса, по средствам постепенного реформирования и реконструирования общества.

Русский консерватизм имеет свои особенности, но, в целом, большинство исследователей сходятся во мнении, что консерватизм ближе для России, так как патриархальное общество в России существовало на протяжении многих лет и является ее неотъемлемой частью.


[1] С Бирюков «Консерватизм как идеология»

[2] А Репников «Где истоки русского консерватизма»

[3] С Бирюков «Консерватизм как идеология»

[4] С Бирюков «Консерватизм как идеология»

[5] И. Осипов «Аксиология русского консерватизма»

[6] Учебник под ред. О. Лейста

[7] С Бирюков «Консерватизм как идеология»

[8] учебника К. Гаджиева

[9] Учебник под ред. О. Лейста

[10] Учебник под ред. О. Лейста

[11] учебника К. Гаджиева

[12] учебника К. Гаджиева

[13] Монография Э попова

[14]А Репников «Современная историография российского консерватизма»

[15] В. Гусев "Русский консерватизм: основные направления и этапы развития".

[16] Монография Э. Попова

[17] Б Межуев «Консерватизм современности»

[18] М Ремизов «Консерватизм сегодня»

[19] И Осипов «Аксиология русского консерватизма»

[20] И Осипов «Аксиология русского консерватизма»

[21] М Ремизов «Консерватизм сегодня»

[22] Б Межуев «Консерватизм современности»


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты