Д. Дудаев был избран председателем исполкома Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), однако в самом исполкоме первоначально преобладали умеренные силы во главе с Заместителем Председателя исполкома Л. Умхаевым, которые выступали против намечаемого радикалами курса на конфронтацию с Россией. Подвергая осторожной критике, руководство республики во главе с Завгаевым, они, тем не менее, считали возможным сотрудничать с ним. Этого нельзя было сказать о радикалистском крыле исполкома ОКЧН, представленном активистами Вайнахской демократической партии. Как пишет Р.И. Хасбулатов, "…зимой 1990 года и весной 1991-го экстремисты развернули широкую пропагандистскую кампанию, клеймя партократов, высвечивая реальные социальные проблемы, вскрывая факты коррупции, взяточничества в руководящих партийно-административных кругах. Их организация быстро набирала сторонников, причем имела огромные финансовые ресурсы для содержания функционеров и подкупа должностных лиц".
К радикалам примкнул и сам Дудаев, уволившийся в марте 1991 г. из рядов Советской Армии и переехавший в Грозный. По оценке Р.И. Хасбулатова, "он вел примитивную, но очень активную пропаганду. Например, говорил о "золотом запасе", что чуть ли не половина его в Союзе сформирована за счет нефтяных ресурсов Чечено-Ингушетии. Подобная нелепая информация была рассчитана на не очень образованных людей, но которые, однако, помнили об извечных страданиях, преследованиях народа со стороны государственной власти. Им начинало казаться, что, действительно, все это так, как вещает Дудаев, тем более, что генерал обещает быстрое процветание республики после падения коммунистического режима и получения его полной самостоятельности. "Золотые краники, из которых будут пить верблюжье молоко". Хотя верблюдов на Кавказе никогда не разводили… (5). В июне 1991 г. национал-радикалам удалось созвать так называемый второй этап съезда чеченского народа, делегаты которого фактически были не выбраны, а подобраны по идеологическим признакам. Этот съезд объявил о низложении руководства ЧИР и переходе власти в руки ОКЧН. Одновременно было заявлено о выходе республики из СССР и РСФСР. Были созданы, таким образом, параллельные структуры власти, носители которой лишь ждали своего часа, чтобы превратить ее из номинальной в реальную. При этом, на наш взгляд, умеренное крыло ОКЧН совершило роковую ошибку: вместо того, чтобы создать параллельный Исполком ОКЧН и начать борьбу за массы, его представители просто вышли из вновь избранного Исполкома, объявив о принципиальном несогласии с принятыми политическими решениями.
Звездный час радикального сепаратизма наступил после событий 19-21 августа 1991 года в Москве, когда союзный центр как таковой практически рухнул. В Чечне это обернулось ликвидацией структур КПСС и возникновением вакуума власти, который и был заполнен вышеупомянутыми властными структурами ОКЧН (6). Развязка наступила в ноябре 1991 г., когда непродуманный, по сути авантюристический Указ Б.Н. Ельцина о введении в Чечене чрезвычайного положения, как и следовало ожидать, не был реализован. Самое главное другое: он перетянул на сторону Дудаева последних сомневающихся, утвердив линию национал-радикализма в качестве господствующей идеологии. Все федеральные органы исполнительной, судебной и прочей власти в Чечне были ликвидированы, контроль со стороны федеральной власти под территорией Чечни был фактически потерян. Это означает, что де-факто Чечня превратилась в независимое государство, оставаясь юридически непризнанной как Россией, так и другими государствами.
Эйфория от этого события в Чечне была столь велика, с независимым статусом республики связывались столь радужные надежды, что на протяжении трех лет дудаевского правления в Чечне не нашлось ни одной политической силы, которая осмелилась бы выдвинуть иную альтернативу - возвращение Чечни в лоно Российской Федерации.
5. Возможные пути урегулирования противоречий
Переговоры о статусе самоопределяющихся территорий в
Закавказье должны принимать во внимание объективные обстоятельства: здесь в
ходе прошедших в начале 90-х годов войн изменился этнический баланс; Абхазия,
Южная Осетия и Нагорный Карабах далеко продвинулись по пути реализации идеи
национального самоопределения. Вернуть политическую ситуацию здесь в довоенное
состояние без масштабного кровопролития едва ли возможно. Потребуется
длительный долгосрочный переговорный процесс, в ходе которого механизмы
достижения мира должны будут соизмеряться с имеющимися ресурсами и
возможностями. Но вот предотвратить насильственные формы межэтнического
противостояния в регионе, обеспечить безопасное возвращение беженцев в места их
проживания – задача вполне решаемая. И здесь может быть задействован и
миротворческий потенциал России, и опыт международных организаций по
развертыванию гуманитарных миссий. В таком партнерстве с Россией заинтересован
и Запад: наше государство стабильно сохраняет свое присутствие на Кавказе и оно
обладает многолетним опытом в содействии разрешению на постсоветском
пространстве конфликтов, порождающих серьезные угрозы и вызовы международной
безопасности.
Нужно время, чтобы стороны избавились от инерции конфронтационного мышления,
перешли от категорического неприятия позиций оппонента к их пониманию, к
диалогу, основанному на осознании возможностей альтернативных решений и
взаимных компромиссов. Прежде чем начать переговоры о таких принципиальных
вопросах, как статус, разграничение полномочий, компенсация за нанесенный ущерб
и пр., важно привить сторонам идеи диалога, доверия, гласности. Этому
способствует знание сторон друг о друге, взаимная информация о позициях и
выдвигаемых требованиях.
Переговорный процесс сдвинется с «мертвой точки» только в том случае, если стороны начнут слушать друг друга и попытаются пойти хотя бы на минимальные уступки. Если вспомнить, предположим, палестино - израильские мирные переговоры, то здесь в основу мирного соглашения и взаимного признания Израиля и ООП лег компромисс, который стороны смогли достичь (при посредничестве нейтральной, негосударственной и неправительственной «третьей стороны») в результате реальных взаимных уступок, в том числе и территориальных.
Есть немало примеров в мире, когда в рамках формально единого государства десятилетиями отдельные территории (свободно ассоциированные либо кондоминиумы и пр.) живут по своим законам. Но де-факто – это независимые государства, не желающие по тем или иным причинам порывать с «метрополией». Такой путь решения территориальных или этнических споров оправдывает себя, по меньшей мере, на переходный период – до того, как стороны решаться на подписание мирного договора.
Обращает на себя внимание и опыт урегулирования конфликта в Таджикистане, поскольку в нем была широко задействована общественная дипломатия. Этот, по существу, первый на постсоветском пространстве опыт культуры диалога создал условия для вовлечения в процесс национального согласия и государственного строительства максимально широкого числа представителей общественных организаций, неправительственных объединений - важных институтов гражданского общества.
Международный опыт постконфликтного строительства также дает немало примеров успешного использования различных факторов, которые могут способствовать приближению общества, находившегося в состоянии конфликта, к мирной жизни. Это - развитие местного самоуправления, предоставление национальным общинам квот в парламенте, поощрение неправительственных организаций, развитие культурной автономии (образования, искусства, языковой политики), запуск новых социально-экономических программ. Один из возможных выходов из существующих в регионе конфликтных ситуаций состоит в том, чтобы этническим группам было предоставлено право на беспрепятственное развитие своей культуры, языка, разрешение экологических проблем.
Действенным путем достижения устойчивой стабильности в Закавказье явилось бы последовательное соблюдение базовых международно-правовых принципов: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела; недопустимость изменения сложившихся интересов и стратегических балансов, в том числе за счет увеличения военно-политического влияния со стороны НАТО.
Итак, проблемы разрешения и предотвращения конфликтов не решаются силой оружия. Они требуют гибкого сочетания политико-дипломатических и экономических средств. Игнорирование интересов ближайших соседей и ставка исключительно на внешние силы, которые одни только якобы и способны разрешить противоречия, – глубоко ошибочны. Также ошибочна надежда на то, что силой можно заставить оппонента признать свою правоту. Все это не принесет в регион ни долгожданную безопасность, ни устойчивого мира.
Очевидно также, что никакой внешний нажим не заставит противоборствующие стороны пойти на уступки, которые будут угрожать их жизненным интересам. Для Грузии - это вопрос о статусе Абхазии и характере отношений последней с Тбилиси. Для Армении и Нагорно-Карабахской Республики – это безопасное проживание армян на территории карабахского анклава и снятие экономической блокады. Для Азербайджана – это решение вопроса о статусе самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, отделившейся от Азербайджана и считающей себя независимым государством; возвращение своих территорий, захваченных в ходе боев и остающихся под армянским контролем. Все государства Закавказья заинтересованы в скорейшем решении проблемы беженцев.
Многие аспекты мирового опыта решения конфликтных проблем уникальны. Однако они применимы только к определенному, конкретному случаю, поскольку проблемы самоопределения – а они-то и лежат в основе всех конфликтных ситуаций на Кавказе – не поддаются решению на прецедентной основе. Каждый из конфликтов в рассматриваемом регионе имеет сложный внутренний характер. Для их решения нет единого сценария. Невозможно отыскать магическую формулу, с помощью которой мгновенно удалось бы преодолеть разногласия. Иностранный опыт и предлагаемые модели могут в лучшем случае стать источником вдохновения для поисков приемлемого пути решения конфликта. Дело самих сторон - разрабатывать их.
В практической деятельности людей особое значение имеет
прогнозирование этнических конфликтов. Для этого необходимо выявить
факторы, способные перевести латентные конфликты в открытые или усилить (эскалировать)
вялотекущие этнические конфликты. Такие факторы
называются конфликтогенными. Потребности общества заключаются, прежде всего, в
том, чтобы конфликтология дала прогнозы этнических конфликтов, выявила
конфликтогенные факторы на определенной территории. Так в России конфликтогенные
факторы в сфере межэтнических отношений можно выявить на Ставрополье и шире –
на Северном Кавказе, поскольку события последних лет свидетельствуют, что
процессы на Северном Кавказе составляют единое целое.
ПЕРВОЕ. Одним из важнейших конфликтогенных факторов в
сфере
этнических отношений, как отмечалось выше, является борьба этнических
групп за овладение ресурсами, из которых важнейшим является земля. В
условиях Ставрополья и всего Северного Кавказа борьба за овладение
землёй на этапе формирования частной собственности на землю может
принять, особенно в восточных и южных районах края, насыщенных
переселенцами из республик Северного Кавказа и Закавказья, характер
острого межэтнического конфликта. Особенно мощным конфликтогенным
фактором может выступить введение свободной купли продажи земли, в
результате чего земля из средства производства (в этом случае её
конфликтогенное значение гораздо меньше) может превратиться в средство
накопления (т.е. хранения вложенных в неё капиталов) и предмет
откровенной спекуляции. А это, в свою очередь, может вызвать мощный
всплеск этнической напряженности, сущностью которой станет выяснение
исторического права того или иного этноса на владение землей.