Этнорелигиозные конфликты

На протяжении последних 20 - 25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм. Экстремизм в любых формах и его проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.

Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");

- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.

Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации "Братья-мусульмане": создание исламского государства через три основные стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад "без уступок и снисхождения" (реализация).

Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.

Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя чаще всего главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать других на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты.

Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом исламский экстремизм угрожает сегодня по крайней мере 15 странам и несет ответственность за более 80% террористических актов в мире.

Современное состояние криминогенной ситуации в России характеризуется резким обострением негативных тенденций и процессов, связанных с экстремизмом. В сложившейся ситуации стоит проблема сохранения целостности и безопасности государства. Мы сами упустили многие рычаги регулирования отношений в стране. Ослабление контроля со стороны правоохранительных органов за пребыванием криминалитета в России, наличие "прозрачных" границ позволило преступникам практически беспрепятственно проникать на территорию Российской Федерации.

Преступные международные группировки создают все новые каналы проникновения в Россию с территории государств СНГ, как следствие, увеличивается поток незаконных мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и исламских экстремистов. Наибольшую тревогу вызывает ситуация и в Южном федеральном округе Российской Федерации.[6]

Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, который борется с незаконной миграцией, некоторые журналисты пытаются представить ксенофобом и националистом - здесь "заслуга" либеральной прессы и тех правозащитников, которые страдают удивительным дальтонизмом: они входят в положение приезжих, даже тех, кто покушается на нашу жизнь (террористов), но почему-то совершенно не считаются с правами и интересами коренных жителей Кубани. Любой отказ со стороны местных властей, чьи возможности в обустройстве переселенцев весьма ограничены, выдается за целенаправленную политику. Любой бытовой конфликт раздувается, переносится в межэтническую плоскость. Происходит бессовестная подмена понятий. Ведь национальная нетерпимость абсолютно несвойственна России, где в мире и согласии проживают представители многих народов. Краснодарский край борется не с миграцией, а с незаконной миграцией, с проникновением на территорию России преступников, в том числе террористов и экстремистов. Власти стремятся, чтобы человек, прибывающий на Кубань, прошел все установленные законом процедуры.

На Кубань едут с Украины, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана - со всех концов бывшего Союза. За последние десять лет в край прибыло более миллиона переселенцев, сегодня каждый пятый житель Кубани - мигрант. Но не следует забывать, что Кубань находится на перекрестке важнейших геополитических интересов. По периметру края на протяжении более тысячи километров проходит государственная граница. Краснодарский край должен иметь статус приграничной зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями. У границы края тлеют очаги напряженности, грозящие перерасти в открытый конфликт. Даже легализованная миграция становится "крышей" для эмиссаров ультрарадикальных исламистских организаций. Сторонники ваххабизма не скрывают, что их цель - создание единого исламского государства, в состав которого они включают и Кубань.

Анализ статистики свидетельствует, что демографическая ситуация тревожна. С каждым годом убывает численность коренного населения Кубани: русских, украинцев, белорусов. Вместе с тем на 38% возросла численность армян, на 85% - курдов, на 64% - ассирийцев, на 43% - грузин. Если и дальше так пойдет, то уже через десять лет этнический состав края в корне изменится и при малейшей дестабилизации обстановки может быть социальный взрыв. Сегодня на территории края без регистрации проживают более 400 тысяч человек. Это до предела накаляет ситуацию. По некоторым оперативным данным, в крае действуют более 150 преступных группировок, многие из которых состоят из незаконных мигрантов.

Бытует точка зрения, что нужно открыть страну для всех, кто пожелает приехать и за счет притока мигрантов поднять российскую экономику. Но почти пятнадцать лет после развала СССР показали, к чему приводит политика "открытых дверей". За годы миграционной вседозволенности Россия превратилась в проходной двор. Недаром Западная Европа отгораживается от нас новой Шенгенской стеной. И США не упрощают, а, наоборот, ужесточают порядок въезда в США. Многим кажется, что укрыться от свалившихся бед можно под покровом национальной обособленности.

Стремясь отвоевать свое место под солнцем, прибывшие в край мигранты селятся целыми этническими общинами, цепко врастают в новое место, возводят особняки, строят дороги, скупают землю, пытаются навязать свои нравы и порядки, вносят элементы соперничества. Сплоченные по этническому принципу группировки захватывают местные рынки, приучают молодежь к наркотикам, втягивают молодых в криминальный бизнес. Как только местные власти делают первые шаги по наведению порядка в миграционной сфере, тут же попадают под перекрестный огонь российских и зарубежных СМИ. Мероприятия по выявлению незаконных мигрантов безапелляционно объявляются "этническими чистками". Кубанских казаков, которые наводят порядок в своем доме, именуют расистами.

В миграционном беспределе и соответственно росте экстремизма на территории России заинтересованы влиятельные международные силы: вынужденных искать пристанища людей легко втянуть в различные политические провокации, натравить на местную власть. Примером может служить ситуация вокруг турок-месхетинцев. Кубанцы с сочувствием отнеслись к переселенцам. Помогали им на первых порах, теперь они, следуя указке своих лидеров, требуют предоставления российского гражданства, но вопрос этот не в компетенции краевых властей. Да и кубанцы не желают больше терпеть соседей, которые живут, замкнуто, остаются чужими. Выход видится в переселении турок-месхетинцев на их историческую родину - в Грузию или, по их желанию, в Турцию.

И впредь эти проблемы экстремизма будут только обостряться, хотя бы потому, что число мигрантов растет с каждым годом. Демографические процессы объективны, и развернуть в обратную сторону "азиатский вектор миграции" очень сложно, поэтому необходимо прикладывать весомые усилия хотя бы по предупреждению преступности террористического характера, чтобы наша Родина - Россия не превратилась в страну иммигрантов, в общество с принципиально иной этносоциальной структурой и иной этнокультурной средой.

В местах концентрации этнических мигрантов происходит формирование замкнутых этнических диаспор. А это несет в себе значительную опасность как для окружающего населения, так и для России в целом. Как правило, диаспоры имеют замкнутый характер. Руководство ими строится на принципах централизации управления, землячества, ответственности членов перед руководством диаспоры. Диаспоры оказывают помощь нелегальным мигрантам в трудоустройстве, нередко втягивая их в криминальную деятельность.

Этнические диаспоры проводят очень жесткую наступательную политику в местах своего нового проживания. Нередко несколько различных национальных диаспор создают ассоциации малых народов. Наличие такого юридического лица в регионе позволяет "малым" оказывать организационное влияние на принятие органами власти регионов решений в свою пользу. Но еще большую опасность представляет создание этнических общественных объединений, которые устанавливают связи с органами власти, правоохранительными органами.

Для значительной части участников миграционных потоков из республик бывшего Советского Союза характерна одна особенность. Практически во всех бывших советских республиках в конце 80-х - начале 90-х годов прокатились массовые беспорядки и гражданские войны, в ходе которых уничтожались представители славяно-русского населения. На территории многих бывших советских республик и в настоящее время проповедуется антирусский национализм. Поэтому среди мигрантов из стран ближнего зарубежья имеется большой процент лиц, испытывающих ненависть к местному населению, что мигранты, собственно, и не скрывают. Чувство ненависти к местному населению значительно облегчает вовлечение инородцев в террористическую деятельность. Кроме того, поведение незаконных мигрантов очень сильно отличается от поведения коренного населения. Все это вместе взятое приводит к тому, что местное население в большом своем числе испытывает крайне отрицательное отношение к незаконным мигрантам из республик бывшего СССР.

Есть и еще одна опасность: взаимоотношения между этническими диаспорами. Во многих городах наблюдается определенная коммерческая специализация: азербайджанцы торгуют на рынках, армяне работают в кафе и т.д. Но среди азербайджанских и армянских диаспор встречается немало лиц, воевавших друг против друга на территории Карабаха. Этническая ненависть между азербайджанцами и армянами не прекращается и на территории России. Вот почему при определенном развитии событий на территории российских городов могут начаться межэтнические разборки между представителями ближнего зарубежья.

На территории субъектов Федерации иностранцы часто объединяются по национальному принципу. Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор и землячеств. Диаспоры - землячества формируют свою систему управления; закрепляют за собой, нередко с применением криминальных форм и методов, какие-то направления деятельности, связанные с получением доходов; устанавливают контроль за своими членами и др. Часто такие диаспоры - землячества начинают функционировать в самостоятельном режиме, оказывая помощь прибывающим землякам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты