Эволюция понимания феномена политики

Впервые Аристотель классифицировал формы правления государством. Его классификация основана на двух критериях: количественном (сколько управляет) и этическом (во имя чего управляют).

Исходя из этих критериев, Аристотель выделял правильные и неправильные формы государственного управления. К правильным он отнес монархию (законная власть одного), аристократию (власть немногих, лучших) и политию (власть большинства, основанную на законе). К неправильным – тиранию (незаконная власть одного, основанная на произволе), олигархию (власть немногих, богатых, используемая в интересах частной наживы), демократию (власть толпы). Следует отметить, что уже во времена Платона и Аристотеля произошла замена понятий политии на демократию, как правильной формы правления, а в качестве неправильной формой правления стали рассматривать охлократию (власть толпы, черни, не признающей законов).

В отличие от Платона Аристотель утверждал, что демократия может стать наилучшим государственным строем, если она будет опираться на интересы средних людей, к которым мыслитель относил слой средних и мелких землевладельцев. При этом административная власть должна принадлежать людям наиболее подготовленным. Политические взгляды Аристотеля отличаются большей гибкостью и реалистичностью, ориентированы на исторически сложившиеся формы жизнедеятельности греков. Основной задачей государства является воспитание граждан в духе нравственной добродетели.

 

2.2 Средние века и эпоха Возрождения


В период Средних веков определяющее влияние на политическую мысль оказывал религия. В процессе перехода от культуры Средних веков к культуре индустриального общества (эпоха Возрождения) влияние религии на политическую мысль, как и вообще на все стороны жизни людей, заметно снижается.

Выразителем новых взглядов на политику в эпоху Возрождения стал выдающийся политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469- 1527). В своих работах («Государь», «Рассуждения…» и др.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти. Суть его наиболее интересных политологических идей заключается в следующем.

Политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство».

Таким образом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть в обществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей, административных возможностей и другого). Такое понимание происхождения государства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как к борьбе за власть.

При этом Макиавелли данную проблему разделил на две части: завоевание и организация власти в развращенном государстве и в условиях стабильного спокойного развития. В развращенном государстве управляют люди, которые думают только о собственном благополучии. Чтобы выйти из этой ситуации, необходима сильная власть государя. При этом Макиавелли считает, что рассчитывать на успех может только тот политик, кто серьезно разбирается в военных делах, хорошо знает историю, опирается на знание человеческой психологии. Борясь за власть, необходимо пользоваться символами, проистекающими из мотивов любви, удержать и укрепить власть в развращенном государстве Государь сможет, опираясь не столько на мотивы любви, сколько на страх. Народу необходимо внушать страх и любовь одновременно. Тогда послушные будут больше любить, а непослушные - бояться.

При этом Н. Макиавелли особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывали ненависть к правителю.

Отделив политику от морали, Н.Макиавелли вводит новые критерии оценки политических деятелей. Он утверждает, что добродетель в политике – это способность и воля все делать для защиты государства.

Жестокость и сила применяются только для того, чтобы пресечь беспорядки. В развращенном государстве опора на долготерпение и доброту будет стимулировать только грабежи и убийства. Жестокость оправданна, если она позволила обеспечить стабильность, наращивание мощи государства. Поэтому для оценки деятельности правителя Макиавелли предлагает не абстрактные критерии (добро, справедливость и т. д.), а предельно конкретные: укрепил ли данный государственный деятель власть, расширил ли он сферы влияния государства и его безопасность. Для политика главное результат, и он всегда будет оправдан, если результат будет хорошим. После завершения периода «развращенного государства» успешное развитие может идти только при республиканской форме правления. Если абсолютная власть сохраняется, то она развращает не столько правителя, сколько подданных. Н. Макиавелли утверждает, что народ, который долго находился под господством тиранической власти, утрачивает дар свободы, смелость, патриотизм. То есть такой народ теряет способность к свободной и независимой жизни, становится лёгкой добычей первого, кто им попытается овладеть.

При республиканской форме правления государство служит общему благу. Общее благо есть совокупность интересов большинства граждан. Частные интересы не должны противоречить интересам большинства. Принятые законы должны пресекать эгоистические устремления граждан, способствовать утверждению гражданского долга и общественной добродетели. Законы должны предотвращать торжество групповых интересов и личные притязания на власть, утверждать равный доступ к государственным должностям. Они также должны препятствовать сосредоточению богатства в руках немногих.

Республика предполагает определенную организацию государственной власти. Государственную власть необходимо разделить на исполнительную (в руках одного), совещательную (в руках лучших людей), контрольную (в руках народа). Народ должен иметь право обвинять государственных деятелей, которые ему кажутся опасными.

Таким образом, республика в понимании Н. Макиавелли есть смешанная форма правления: имеется избираемый князь, вельможи, представители простого народа. Народ избирает, но реально не управляет.

Именно с Н. Макиавелли политическая наука начинает решать практические задачи организации власти. Поэтому не без оснований этот великий мыслитель считается основателем современной политической науки.

 


2.3 Новое время


В Новое время произошел окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти. Это связано с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора. Довольно развитое и систематическое развитие они получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.).

Т. Гоббс изложил свое политическое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все.

Так как люди имеют одинаковые права на все и стремятся их осуществить, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех». В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование государства, по сути дела, означает создание общества.

Общественный договор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с каждым. Это своего рода договор объединения, посредством которого масса превращается в организованное общество и образует единое лицо. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданским, которые только от нее получают свою силу. Только такое государство способно обеспечить мир и защиту своим подданным.

Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Но во всех случаях вся полнота власти находится в руках того лица или того органа, которому она передана. Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Он также не допускает какого-либо разделения государственной власти между различными органами государства, ибо это ослабляет государство и не позволяет обеспечивать его поданным состояние мира и стабильности.

Несколько иную концепцию естественного права и общественного договора формулирует соотечественник Гоббса Дж. Локк в сочинении «Два трактата о правлении». В отличие о Гоббса, Локк считает, что естественное состояние не было состоянием полного бесправия и войны всех против всех. Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор.

Дж. Локк – сторонник конституционной монархии. Впервые в буржуазной политической литературе он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводить законы в жизнь, а союзная занимается вопросами политики, урегулирует отношения с другими сообществами. Судебная власть входит в состав исполнительной. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Предпочтение отдается законодательной власти. Законодательная власть – верховная. Она должна повелевать другими властями.

Джон Локк не только создатель оригинальной теории естественного права, общественного договора и разделения властей. Он сформулировал вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества. Под государством Локк понимает не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, которое создается для поддержания общественного устройства и для частной собственности. Дж. Локк даже использует специальный термин «политическое общество», которое шире понятия «государства», поскольку включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Идеи Локка получили свое развитие в работах видного политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) в его работе «О духе законов». Главный вклад Монтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения государственной власти. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечивать их свободу. Это становится возможным только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти. Только в этом случае появятся сдержки от произвола власти внутри самого государства.

Монтескье в анализ политической сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, обычаи, образ жизни), но и факторы географической среды. Так он утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотических форм правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может усиленно выступать против произвола власти со стороны правительства, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом часто устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.

Среди факторов, воздействующих на форму правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Он утверждал, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия же по своей природе требует средней величины. Для деспотии характерны обширные размеры государства. Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Понимая свободу как независимость, Монтескье считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволенно законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

Новое время чрезвычайно богато и другими оригинальными политологическими идеями. В этот период сформулированы теория «общественного договора», естественного права людей, теория разделения государственной власти, получили развитие такие направления политической науки как политическая география, политическая психология, политическая социология и другие. Многие из этих идей лежат в основе современной политической теории.


Заключение


Как видно, феномен политики к настоящему времени прошел определенную эволюцию. Зародившись с появлением первых государств политические идеи приобретали с каждым новым историческим этапом новые черты: каждый из рассмотренных выше мыслителей привносил что-то свое и утверждал новые положения.

С такой позиции раздел истории политической мысли представляется самым важным для понимания политики в настоящее время. Ведь именно через историческую ретроспективу мы можем осознать всю многогранность политики и стать ближе к политической грамотности.



Список использованной литературы


1.                 Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., “Наука”, 1989.

2.                 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., “Новая школа”, 1996.

3.                 Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

4.                 Мельник В.А. Политология. Минск, “ Вышейшая школа”, 1997.

5.                 Психология господства и подчинения. /Сост. А.Г. Чернявская. Минск, Харвест, 1998.

6.                 Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

7.                 Словарь по этике. М., 1983.

8.                 #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Lernfeld Politik: Eine Handreichung zur Aus- und Weiterbildung. Bonn, 1992. S. 111.

[2] Аристотель. Политика. М, 1865. СП. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М, 19S3. С. 380.

[3] Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.

[4] Цит. по: Innenpolitik und politische Theorie. Opladcn: Westdeutscher Verlag, 1976. S. 27.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты