Феномен вождизма в мировой истории

Кстати, неслучайно религия была запрещена и против нее велась такая ожесточенная борьба. Ведь считалось, что она отвлекает граждан от строительства коммунизма. «Религия – это яд!» – кричали надписи с агитационных плакатов. Но на самом деле была более серьезная причина для такого гонения. Народ в СССР не должен боготворить никого, кроме вождя, вождь заменил бога, и только он достоин поклонения. И Сталин хорошо справился с этой ролью.

Сталин знал как убедить народ в правоте и неоспоримости своих идей. В детстве он получил богословское образование и, скорее всего, использовал эти навыки для придания своему учению большей убедительности. Принципы сталинизма просты и легки для восприятия обычным людям, поэтому эти идеи получили широкое распространение в народных массах, что способствовало укреплению культа личности.

Личность самого Сталина – одна из самых больших загадок в феномене советского вождизма. Являясь жестоким диктатором, погубившим миллионы людей, он одновременно был народным кумиром и все его боготворили. Каким-то образом ему удавалось казаться людям заботящимся и добрым правителем. Он был ни умнее других, ни образованнее, ни красноречивее. Однако природа наделила его холодной настойчивостью, волей и честолюбием. Он никогда не повиновался чувствам, всегда умел подчинить их расчету, был понятен народным массам, поскольку из них вышел, близок им по своему мышлению и поведению. Эти качества дали ему преимущества перед Троцким, который, будучи интеллектуалом, был далек от понимания народом и воспринимался как «барин». Бухарин – активный пропагандист НЭПа, в котором народ уже видел опасность возврата к старому социальному неравенству. Пусть люди были пока бедны, но равны во всем. Сталин воспринимался реальным человеком, олицетворявшим власть. Более того, выступал символом того, во что люди верили, чего хотели – символом справедливости, лучшей, чем вчера жизни.

Политическая обстановка на протяжении всего сталинского периода благоприятствовало росту его популярности и авторитета среди народа. Во-первых, для СССР были решены основные экономические задачи, в тридцатые годы была полностью завершена индустриализация, СССР вышел на пятое место в мире по промышленному производству, превысив уровень дореволюционной России, значительные успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства[1]; во-вторых, огромную роль в возвышении Сталина сыграла победа в Великой Отечественной войне, поскольку СССР из страны, находившейся в длительной политической изоляции превратилась в государство, диктовавшее направления в мировой политике, которое не принимало правила западных капиталистических стран, а само устанавливало эти правила; в-третьих, победа (не без помощи СССР) коммунистических режимов в странах Восточной Европы, Азии и др. Все это поднимало у народа чувство патриотизма и любви  к Родине, а значит и к своему вождю.

Исторический опыт показал, что вождизм в СССР – один из самых отрицательных примеров этого явления в мире. Манипулируя народом, Сталин проводил жестокую политику по отношению к советским гражданам. Из-за своей слепой преданности вождю люди не замечали всех ужасов сталинского правления. Это показывает, как опасны подобные режимы для общества, какой вред они могут нанести стране.

Разоблачение культа личности Сталина после его смерти выявило негативное отношение народа к его фигуре и подтвердило неискренность любви к нему основной массы населения.

Вождизм в СССР укрепился благодаря нескольким фактам: умелой пропаганде, контролирующей всю информацию, поступающую в общество, жестокому репрессивному аппарату, подсознательному страху людей перед протестом и свободомыслием, тотальному контролю, исторической склонности народа к харизматическому лидерству и последовательным действиям Сталина по укреплению своей  власти и подчинению всех государственных структур.

Изучив феномен вождизма в отечественной истории, можно оценить вероятность повторения этого явления и вовремя предотвратить его.

                    

1.3. Гитлер. Вождизм в Европе

Феномен вождизма в Германии -  серьезная тема для рассмотрения, в центре которой стоит жестокий диктатор, нанесший огромный ущерб всему миру. Гитлер добился поразительного успеха – чего не удавалось никому ни до него, ни после – внедрить чудовищную тиранию в народ, внесший в прошлом столь огромный вклад в европейскую культуру. Стечение обстоятельств вознесло его из уличного оратора на вершину власти в Германии. Чтобы свергнуть его – потребовалось объединение всех сил мира.

Историки сходятся на важности роли Гитлера не только для истории Третьего рейха, но и для истории двадцатого века в целом. Он шел к политической власти с помощью жестокости и лжи, используя любые средства для покорения других народов и народа собственного. Его идеи были ветхими и поношенными, но его методы были украшены атрибутами современных технологических достижений. И на пути к власти, и во время своего правления он использовал террор и крайнюю жестокость.

В чем же секрет феномена вождизма в Германии?

Немцы – гордый и великий народ. Но после поражения в Первой мировой войне их национальная гордость была сильно оскорблена. Народ не мог смириться с позором Версальского мира. Гитлер на волне такого недовольства сумел неплохо поднять свой авторитет, пообещав отомстить. Будучи человеком с нарушенной психикой, он обнаружил в измученном душевном состоянии людей, пережившего шок от поражения, отражение собственной ущемленности, крайнего расстройства и враждебности. Всю жизнь он, являясь австрийцем, упрямо олицетворял себя с немецким народом и, будоража его своими гипнотическими ораторскими способностями и злобной пропагандой, находил в этом отдушину для личной ненависти и честолюбия. Немцы увидели в Гитлере борца за их нацию и поддались его планам. Фюрер умело выдавал  свои преступные действия за стремление к отмщению. Например: 22 июня 1940 года он потребовал от французов прекращение боевых действий в том же самом пассажирском вагоне в Компьене, в котором немцы были вынуждены подписать перемирие 1918 года. Гитлер возвратился в Берлин героем-победителем[2].

Гитлер уверял, что начавшийся в 1933 году Третий рейх просуществует тысячу лет. Оказавшись у власти, он рьяно принялся создавать и укреплять в стране абсолютную диктатуру. В этом ему сильно помогла пропаганда во главе с Геббельсом, который обращался к нации: «Мы являемся свидетелями величайшего события в истории. Гений создает мир! Его голос мы слышали, когда Германия спала. Его руки снова создали из нас нацию! Он один никогда не ошибается! Он всегда как звезда над нами!»[3] и т.д. На сознание немцев действовали многотысячные колонны, маршировавшие с факелами и штандартами, которые должны были показать единение народа, его величие. Перед таким давлением не мог устоять никто. Это привело к массовому поклонению Фюреру. А тех, кто пытался протестовать против подобного правления, избивали или убивали, арестовывали и бросали в тюрьмы.

До войны, за время правления Фюрера значительно развивалась экономика страны, ускорились темпы роста промышленности. Армия увеличилась в несколько раз, с Германией стали считаться в мире. Это поднимало у немцев чувство гордости за свою страну, а значит и за того, кто ей управляет - за  Адольфа Гитлера.

Победы Гитлера на фронтах Европы в первые годы войны неплохо поднимали его престиж в глазах немцев, которые по-настоящему стали верить в свое высшее происхождение. Бывший нищий авантюрист из Вены стал теперь самым могущественным диктатором в Европе со времен Наполеона. Немцы считали его непревзойденным государственным деятелем, даже более великим, чем Бисмарк.

Гитлеровское правление оказалось губительным для немецкого народа и Германии. Это подтверждает опасность вождизма. Массовый фанатизм и слепота людей, не осознающих ужасов режима, привели к неограниченному диктату Фюрера.

Гитлер стал вождем благодаря умелой игре на чувствах немцев, их стремлению отомстить за обиду поражения в Первой мировой войне, тотальному контролю и агрессивной пропаганде, незаурядному характеру и красноречивости, а также подъему экономической, политической и военной мощи страны. Эти факты во многом объясняют феномен вождизма в Германии.

 














  

1.4.      Два поколения  вождей  в  Северной  Корее

Вождизм в Северной Корее является самым выразительным примером этого явления. Он глубоко укоренился в Корейском обществе и превзошел все рекорды по временным рамкам, прочности позиций и контролю над населением.

Нужно рассмотреть, какие меры принимали лидеры страны для укрепления своей власти, какие национальные особенности  корейцев позволили возникнуть этому феномену и то, как повлияет вождизм на будущее страны.

Становление вождизма происходило следующим образом.

В Северной Корее побеждает революция, и страну возглавляет Ким Ир Сен. После прихода к власти, он начинает последовательные действия по укреплению своих позиций. Упрочение режима своего единоличного правления Ким Ир Сен сопровождал интенсивной компанией самовосхваления. После 1962 г. северокорейские власти стали всегда сообщать, что в очередных выборах приняло участие 100 % зарегистрированных избирателей, причем все      100 % проголосовали в поддержку выдвинутых кандидатов. С этого же времени культ Ким Ир Сена в Корее приобретает такие формы, которые производят на неподготовленного человека подавляющее впечатление. Завладеть умами граждан ему удается настолько хорошо, что стало возможным превратиться в самого могущественного диктатора, которого знала история Кореи.

С особой силой восхваление «Великого Вождя, Солнца Нации, Железного Всепобеждающего Полководца, Маршала Могучей Республики» начинается с 1972 года, когда с чрезвычайной помпой было отпраздновано его шестидесятилетие. Если до этого пропаганда личности Ким Ир Сена  в общем не выходила за те рамки, в которых удерживалось восхваление И.В. Сталина в СССР или Мао Цзэдуна в Китае, то после 1972 года Ким Ир Сен стал, безусловно, самым прославляемым руководителем современного мира. Все достигшие совершеннолетия корейцы были обязаны носить значки с портретом Ким Ир Сена, эти же портреты помещаются в каждом жилом и служебном помещении, в вагонах метро и поездов.

Главная тема северокорейской пропаганды – это, конечно, Ким Ир Сен, его жизнь и заслуги перед страной. «Воспитание любви к Вождю» (или, иначе говоря, насаждение культа личности Ким Ир Сена) во всех официальных документах рассматривается как важнейшая задача пропаганды. Методы этого воспитания были некогда заимствованы из СССР, но нынешняя северокорейская пропаганда оставила далеко позади сталинские образцы. С конца 1970-х годов большое внимание уделяется и пропаганде личности Ким Чжон Ир – сына Ким Ир Сена, который официально провозглашен его приемником и «продолжателем великого чучхейского революционного дела». Не только средства массовой информации, но и кинематограф, театр, литература неустанно подчеркивают, что уже с ранней юности Ким Ир Сен стал Великим Вождем корейского народа, который обязан ему всем.

Пожалуй, официальная пропаганда сыграла решающую роль в становлении вождизма. Она затрагивает даже религиозные чувства корейцев.

Патерналистские идеи о «правителе – отце народа», столь популярные в конфуцианстве, обычны и в северокорейской пропаганде. Ким Ир Сен изображается как мудрый и заботливый отец, не оставляющий вниманием своих подданных.

По всей стране разбросано великое множество памятников Ким Ир Сену. Фактически Ким Ир Сен и члены его семьи  - это единственные люди, памятники которым можно увидеть в КНДР. 16 апреля, в день рождения северокорейского руководителя ( а этот день является главным праздником КНДР) эти памятники становятся местом обязательного паломничества местного населения. Все корейцы обязаны в этот день придти к той статуе Ким Ир Сена. что расположена по близости от их дома и, совершив перед ней несколько поясных поклонов, возложить к ее подножию букет цветов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты