Феномен вождизма в мировой истории

Правитель в  Северной Корее – это не просто вождь- это божество, объект всеобщего поклонения.

Одной из характерных черт северокорейского общества является всеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизни корейца. По видимому, не будет особым преувеличением сказать, что Северная Корея – наиболее контролируемое общество современного мира.

КНДР, к несчастью большинства ее жителей, находится на стадии тотального политического и информационного контроля, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе – и нехваткой объективной информации о том, как же там осуществляется контроль над населением.

В этой стране нет ни Интернета, ни спутникового телевидения, никакой другой связи с внешним миром. Выросло поколение корейцев, которое не знает  ни о каком другом государственном строе, кроме существующего, для них это единственно правильное и справедливое правление.

Застой, отсутствие потрясений и изменений в какую-либо сторону помогают вождизму сохранять свои позиции в обществе.

Северокорейское общество очень консервативно и замкнуто. Правления Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира можно рассматривать как единый этап в истории страны. При передаче власти не изменились ни методы управления, ни структура государства, ни отношения народа к своему вождю. Личность Ким Чжон Ира следует рассмотреть для того, чтобы понять, какие меры были приняты его отцом для передачи ему своей власти.

К концу правления Ким Ир Сена Северная Корея превратилась в аристократическое государство, в котором «знатность» происхождения играла едва ли не решающую роль в доступе к должностям и богатству.

Около 1970 г. начинается стремительное продвижение Ким Чжон Ира по служебной лестнице. После назначения Ким Чжон Ира, которому тогда был всего 31 год, в 1973 г. заведующим отдела пропаганды ЦК ТПК и введения его  в феврале 1974 г. в состав Политбюро, намерения Вождя-отца передать власть по наследству стали явными.

В 1980 г. на VI съезде КПК Ким Чжон Ир был провозглашен наследником своего отца, «продолжателем великого чучхейского революционного дела», а пропаганда начала восхвалять его сверхчеловеческую мудрость с той силой, с какой раньше она воспевала только деяния его отца. В течение 1980-х г.г. происходила постепенная передача контроля над важнейшими областями жизни страны в руки Ким Чжон Ира и его людей (или тех, кого пока такими считают). Наконец, в 1992 г. Ким Чжон Ир был назначен Верховным Главнокомандующим северокорейскими вооруженными силами и получил звание Маршала (одновременно сам Ким Ир Сен стал Генералиссимусом).

Феномен корейского вождизма берет свои истоки в конфуцианстве, а закрепляется благодаря тотальному контролю над обществом, его замкнутостью, а так же существенной роли официальной пропаганды, восхваляющей подвиги вождей. Зародившись в середине двадцатого века, вождизм в Северной Корее дошел до наших дней практически без изменений. При таком же течении событий в будущем Северная Корея может превратиться в агрессивно настроенное государство-секту, которое будет готово совершить любое распоряжение вождя – диктатора.

Изучение вождизма в Северной Корее и его анализ – одна из приоритетных задач для отечественной политологии, так как Россия является чуть ли не единственным посредником между КНДР и остальным миром. Задачи нашей внешней политики – это преодоление изолированности и замкнутости КНДР от остального мира.

















Данные биографии Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира были взяты из статьи, напечатанной в книге А.Н. Ланькова «Северная Корея: вчера и сегодня». – М., Восточная литература, 1995.



 Глава II. Вождизм в наши дни.

2.1. Фидель Кастро. Вождь острова Свободы

          Фидель Кастро сегодня – один из самых известных политических деятелей на мировой арене. Навряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать тот факт, что в течение четырех последних десятилетий этот человек, вознесенный на политический Олимп Кубинской революции, по-прежнему не перестает восхищать неиссякаемой силой духа, интеллектуального таланта и способностью, вопреки всем препятствиям, добиваться поставленных целей.

          Ф. Кастро – плоть от плоти кубинского народа. Он – великий латиноамериканец, выдающийся лидер третьего мира, национально-освободительного и революционного движения. Уже сегодня его имя по праву стоит в одном ряду с такими легендарными личностями современной истории, как Хо Ши Мин, Джавахарлал Неру, Мао Цзэдун, Гамаль Абдель Насер, Нельсон Мандела. Его вклад в формирование нынешней политической картины мира, менталитета лидеров развивающихся государств трудно переоценить.

          В нашей стране Куба всегда вызывала большой интерес. О ней было написано немало книг в эпоху советско-кубинского сотрудничества. Однако, как ни парадоксально, до сих пор  опубликовано очень мало биографических исследований о Ф. Кастро.

          Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. Он не покидает своего народа от начала революции до сегодняшних дней. Феномен вождизма на Кубе – это результат естественного единения правителя со своим народом в течение долгого срока времени.

          Рассмотрим, какие шаги делал Кастро для сближения с кубинскими гражданами и почему заслужил такую всенародную любовь.

          Кубинцы хотели свободы и независимости. Кастро возглавил революцию и дал им то, к чему они стремились. После свержения старого строя нужно было создавать новый, и лидер Кубы, учтя требования народа, начал строить социализм. Большая его заслуга в том, что он проанализировал опыт тринадцати уже существовавших социалистических государств и, увидев их недостатки, принялся за осуществление собственной модели социализма.

          Кубинцы не ощущают себя отлученными от управления страной. На первых этапах создания нового государства Фидель практиковал прямую демократию. Миллионные митинги порой играли роль всенародного веча. На них происходило одобрение и обсуждение идей развития государства.

Характерно, что на Кубе начиная с 1976 г. во время выборов всех уровней соблюдается принцип выдвижения большего числа кандидатов по отношению к числу мест, т.е. выборы носят альтернативный характер[4]. Этого в то время не было ни в какой другой социалистической стране. Широкая гласность при подсчете голосов также способствовала обеспечению демократического характера избрания депутатов во все инстанции. Гласность и открытость придают кубинцам большую веру в своего вождя.

Фидель Кастро бросил вызов самой могущественной империи современного мира и сделал это у нее под боком, в небольшой слаборазвитой стране. Под его руководством Куба стала подлинно независимым государством, подорвавшим монополию Вашингтона на политическое господство в Западном полушарии. Внешняя угроза от США делает Кастро необычайно популярным среди народа. Попытки Вашингтона свергнуть режим на Кубе и посягнуть на национальную гордость сплачивают кубинцев вокруг своего вождя. Уже то, что Фидель неугоден агрессивному соседу, необычайно сильно поднимает его авторитет не только в стране, но и за ее пределами.

Кастро является воплощением национальной гордости кубинцев. Он – пример для подражания и неоспоримый авторитет. За время его правления в стране наметился экономическим подъем, даже после того, как Куба лишилась помощи СССР после его распада, Фидель смог удержать государство от упадка. Лидер страны ассоциируется у народа со стабильностью и порядком. Трудно представить, что будет с Кубой после смерти ее вождя. Вся политическая система держится на авторитете Фиделя. С его уходом страну ждут перемены, и кубинцы, понимая это, с опасением смотрят в будущее.

Вождизм на Кубе, пожалуй, самый яркий пример подлинной любви народа к своему лидеру. Этот феномен можно объяснить стремлением вождя следовать требованиям граждан, той стабильностью, которую он обеспечивает в стране, личными качествами Кастро, отвечающими представлениям кубинцев о своем предводителе, а также его заслугами  в ходе революции и управлении страной.

Можно сказать с уверенностью, что имя Фиделя Кастро навсегда останется в истории кубинского народа, как великого предводителя и кумира всей нации.










2.2. Туркмен-баши – отец всех туркмен

Президент Туркмении 59-летний Сапармурат Ниязов первым из лидеров Содружества решил все проблемы со своим политическим будущим. Он получил полномочия без ограничения срока, иначе говоря стал пожизненным главой государства.

Этот шаг не стал сюрпризом. Общественное мнение страны давно подготовлено к тому, чтобы увековечить образ Туркмен-баши – отца всех туркмен.

Свои полномочия он продлевал на безальтернативных выборах и на всенародном референдуме, получая неизменные 99 процентов голосов[5].

Помимо президентского кресла он занимает посты премьер-министра, председателя единственной в стране Демократической партии и верховного главнокомандующего[6].

Стиль управления Туркменского президента – чисто восточный. Он все решает сам, министры, губернаторы, мэры, депутаты – лишь исполнители. Ниязов, к примеру, учредитель почти всех газет и журналов, он лично подписывает все коммерческие контракты на более или менее приличную сумму в валюте, снимает и назначает членов правительства, армейских и милицейских генералов, объявляет амнистии, вводит латиницу вместо кириллицы, переименовывает города и поселки.

По всей стране ставятся памятники Ниязову, в его честь называют географические объекты, народ боготворит своего президента.

В чем же причина появления такого всевластного лидера?

Думается, одна из причин кроется в Туркменской истории. Огромные и жаркие Каракумы никогда не были объединены в единое государство. Туркмены, как небольшой кочевой народ, вечно куда-то входили – в состав Афганистана, Ирана, в Бухарский Эмират, Хивинское ханство, в Туркменскую губернию. Только советская власть в двадцатом веке очертила границы республики. Но у туркмен не было своего Петра Великого, Бисмарка или Вашингтона. Таковым, вероятно, должен стать в глазах народа и будущих поколений нынешний руководитель Ниязов. Он хочет казаться мудрым и заботящимся о своих подданных правителем.

Но эта причина не является основной для объяснения такого феномена, должен быть еще более весомый повод, чтобы оправдать возникновение вождизма в бывшей Советской республике.

 Туркмения – страна с богатыми нефтяными запасами. Но воспользоваться ими в полной мере не представлялось возможным, так как Туркмения была окраиной СССР, и все средства от нефтяной промышленности уходили центру, в то время как сама страна получала небольшую часть от своих богатств. С обретением независимости исчезла необходимость в том, чтобы делиться своей нефтью, и в стране наметился экономический подъем, выросло благосостояние граждан. И во всем этом заслуга Сапармурата Ниязова. Естественно, что народ стал боготворить своего вождя. Он получил поддержку от населения и имел все основания для концентрации власти в своих руках.

Возможно, Туркмения когда-нибудь станет такой же богатой страной как Бруней или Объединенные Арабские Эмираты благодаря своим нефтяным запасам, а ее жители будут благодарить за это своего любимого вождя.

Если ко всему вышеперечисленному прибавить особенности туркменского народа – народа восточного, которому никогда не были известны ни демократия, ни самоуправление, то вопрос о возникновении вождизма становится более понятным.

Туркмены желают иметь во главе своего государства сильного великого правителя, который сможет прославить их родную страну и будет заботиться о своих гражданах, станет примером подражания для всей нации. Таким человеком является Сапармурат Ниязов.

Личность Сапармурата Ниязова сыграла не последнюю роль в становлении его культа. Он старается быть простым, близким к народу и отзывчивым человеком. Благодаря чему граждане Туркмении считают его своим отцом. Кстати, Туркмен-баши переводится как «отец всех туркмен».

На вопрос, заданный мной гражданину Туркмении, обучающемуся в Тульском Государственном Педагогическом Университете им. Л.Н. Толстого, о том, за что тот любит своего президента, я получил ответ : «Так же, как нельзя не любить Родину, нельзя не любить нашего президента… Все, что делается в нашей стране хорошего – заслуга президента Ниязова. Даже то, что я в России учусь - это благодаря ему…» Скорее всего, подобной точке зрения придерживается большинство туркмен, для них понятие Родина и Туркмен-баши неразрывно связаны между собой. До сих пор у этого народа не было ни не зависимости, ни своего президента, теперь же, обретя и то и другое, они гордятся и дорожат ими одинаково.

Пример вождизма в Туркмении может служить одним из наиболее идеальных проявлений этого феномена в современном мире. Президент Ниязов не использует масштабного репрессивного аппарата, как это делали Советские или Северокорейские вожди. Официальная пропаганда не столь сильна, как в других странах с подобным типом правления. Граждане имеют доступ к независимой информации и внешнему миру.

Единственный настораживающий момент заключается в том, что вождизм в Туркмении зародился совсем недавно, и то, какие формы он примет в дальнейшем, неизвестно. Может быть это будет процветающее государство, но нельзя исключать и того, что все обернется жестким тоталитарным контролем, подавлением свобод и нарушением прав личности со стороны власти. Такие примеры известны истории, но будем надеяться, что подобного не случиться, и у России появится благополучный и надежный партнер по СНГ.

Итак, можно сказать, что феномен туркменского вождизма объясняется несколькими причинами: во-первых, исторические предпосылки и стремление нации к самоопределению; во-вторых, особенности менталитета, культуры и традиций туркменского народа; в-третьих, личные качества вождя, отвечающие представлениям граждан о своем предводителе. Лишь совокупность всех этих причин поспособствовала становлению вождизма и формированию режима личной власти Сапармурата Ниязова.



































                         

Заключение

Рассмотрев различные примеры вождизма в мировой истории, можно сделать некоторые выводы об этом явлении.

Как правило, вожди появляются в переломные для страны времена. Когда растет недовольство народа, вызванное разного рада кризисами или войной. Чаще всего вождями становятся предводители революций или народных восстаний (И. Сталин, Ф. Кастро, Ким Ир Сен), реже – лидеры в период коренных перемен в политическом устройстве страны, но не связанные с вооруженным переворотом (А. Гитлер, С. Ниязов). Х. Марти так сказал об этой закономерности появления вождей. «Нации в критические моменты рождают людей, в которых они воплощаются: национальные личности».1

Вожди – харизматические личности, получившие авторитет благодаря лозунгам, отвечающим народным требованиям. Такие люди обладают неординарным характером, расчетливым умом и огромной жаждой власти. Гитлер сказал по этому поводу: «Человек, рожденный быть диктатором, не подчиняется чужой воле – он сам воля; его никто не подталкивает – он сам идет вперед, и в этом нет ничего предосудительного. Человек, которому предназначено вести за собой народ, не имеет права сказать: «Если вы хотите меня, я приду.» Нет, его долг – явиться самому.»2 Вождь обладает уникальными способностями вести народ за собой. Он сам искренне верит в свое высшее предназначение и прилагает все силы для убеждения общества в этом.

Еще одна закономерность заключается в том, что вождизм укореняется в таких обществах, традиции и культура которых предрасположены к этому явлению. В основном, это восточные государства (Северная Корея, СССР, Туркмения), а в странах, не имеющих склонности к вождизму, он возникает благодаря особенностям менталитета народа, стремлению его к возвышению над другими или самоопределению (Германия, Куба).

Для укрепления своего режима диктаторы используют пропаганду и агитацию, в большинстве случаев это единственная информация, доступная населению.

В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:

1.       исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;

2.       личностные качества вождя, его способность влиять на массы;

3.       предрасположенность народа к вождизму;

4.       психологическое давление.

Список литературы:

Бородаев В. А. Фидель Кастро.  Политическая  биография. – М.,  «ООО Редакционно – компьютерное  агентство газеты «Труд»», 1999;

Верт Н.  История  советского  государства. - М., Прогресс-Академия, 1992;

Зуев М.Н. История  России с древнейших  времен  до  конца  ХХ века: Учеб. пособие.-М., Дрофа,2001;

Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня.- М., Восточная –литература, 1995;

Толанд Дж.  Адольф Гитлер. Кн. 2. - Пер с англ.  О. Тихонова.     - М., Интердайджест, 1993;

Энциклопедия  Третьего рейха / сост. Воропаев С.-М.,  Локид; «Миф», 2000;

Березовский В.П.   Туркмен–баши  –  домотворец     и пожизненный президент //    Труд. №7,  3-9  октября,  2002.

 


[1] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века : Учеб. пособие.-М.,Дрофа,2001.(c.612)

[2] Энциклопедия Третьего рейха/сост.Воропаев С.-М.,Локид; Миф,2000.(с.175)

[3] Энциклопедия Третьего рейха / сост. С. Воропаев. – М., Локид; Миф,  2000.(с.175)

[4] Бородаев В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. – М., ООО Рекламно-компьютерное агенство газеты «Труд», 1999. (с. 254).

[5] Березовский В.П. Туркмен – баши – домотворец и пожизненный президент// Труд. №7 3-9 октября,  2002. (с.15)

[6] там же (с.16)

1 Бородаев В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. с. 7. – М., 1999

2 Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. 2. с. 341. – М., 1993


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты