(49 человек), "Гражданское действие" (18 человек), "Согласие"
(61 человек), социал-демократическая фракция "Союз труда"
(15 человек).
В 1994 году в нашей стране была принята Конституция, измененная и
дополненная путем референдума 1996 года. За это время политический процесс
в Беларуси резко изменился, что в свою очередь повлияло на партийные
взаимоотношения в стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой
развития партий Беларуси являлся антагонизм двух ведущих среди них — ПКБ и
БНФ, то с осени 1996 ситуация резко изменилась. Партии- антагонисты
объединились по ряду принципиальных положений в единую оппозицию.
Как должны взаимодействовать органы государственной власти с политическими партиями и общественными движениями?
В России, например, есть опыт функционирования Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, в который вошли члены партий, не представленных в парламенте. Через этот совет власть ведет диалог с политическими организациями.
У нас в республике предпринимались попытки поиска форм диалога с политическими партиями и общественными организациями, но они были нерезультативными.
По мнению С.Посохова, бывшего помощника Президента Республики Беларусь, в
Беларуси можно создать такой же, как в России, совет, но без участия
представителей БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют
непримиримую оппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в
любой форме, "объединившись в альянс на основе ненависти к Президенту и
проводимому им курсу".
В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила о создании Общественного консультативного совета при Президенте. Эту инициативу поддержали представители 20 общественных объединений и политических партий.
Необходимо отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот момент в республике партий свои подписи под заявлением о создании Совета поставили представители только десяти из них: Белорусской крестьянской партии, Белорусской народной партии, Белорусского научно-производственного конгресса, Белорусской объединенной спортивной партии, партии "За социальную справедливость", Белорусского христианско-демократического союза, КПБ, ЛДП, Республиканской партии и социал-демократической партии народного согласия.
Две наиболее крупные в стране партии — Объединенная гражданская и партия
Белорусского Народного Фронта — категорически отказались от участия в
Общественном консультативном совете. Бывший помощник Президента С.Посохов
считает, что "они не доросли до политического диалога".
Сторонники создания консультативного Совета полагают, что он мог бы выполнять функции совещательного органа при Президенте. В рамках Совета могли бы проводиться необходимые политические консультации, обсуждение общественно значимых проектов, что позволило бы наладить обратную связь между партиями, общественными объединениями и органами государственной власти.
2.2. Состав партий
Надо признать, что наиболее массовыми являются партии коммунистов (их в
республике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия
"Народная Громада", ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянская партия,
Белорусская партия женщин "Надзея". Какова политическая ситуация в этих
партиях и насколько влиятельны они в обществе?
С ноября 1996 года в республике две коммунистические партии: Партия
коммунистов Белорусская (ПКБ), которую возглавляет С. Калякин и
Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) во главе с В.Чикиным.
Разница между ПКБ и КПБ до сих пор ясна далеко не всем.
Раскол во всегда отличавшемся монолитностью коммунистическом движении вызвал много вопросов, кривотолков и комментариев.
Следует отметить, что наличие коммунистической многопартийности в некоторых
странах — это не исключение, но действуют они слаженно. Например, в России
восемь коммунистических партий, все они находятся в оппозиции к режиму
Ельцина, и отличие между ними состоит лишь в том, какую тактику борьбы с
президентом избрать. В Беларуси ситуация складывается по-другому.
В чем различие между двумя компартиями?
Их лидеры объясняют это по-своему. По мнению секретаря ЦК ПКБ В.Новикова,
главное различие состоит в том, что "Партия коммунистов Белорусская (ПКБ)
находится в оппозиции к внутриполитическому курсу Президента Беларуси,
курсу на капитализацию республики, а Коммунистическая партия Белоруссии
(КПБ) полностью его поддерживает" Лидер ПКБ С.Калякин утверждает, что "КПБ
не является политической партией, так как она создана при помощи
государства", "в партию Чикина пошли те, кто предан своей должности и
беззаветно любит Президента" и "создана она для дискредитации и ликвидации
ПКБ"Первоначально разногласия у коммунистов возникли по тактическим
вопросам: с кем объединяться и против кого выступать. Потом эти разногласия
переросли в идеологические.
Программные документы двух партий почти не отличаются, они очень близки.
По словам Секретаря ЦК КПБ В.Чикина, стратегическая цель партии — построение коммунистического общества, а приоритетной задачей партии является восстановление обновленного СССР, и как один из возможных шагов к этому — преобразование Парламентского собрания Союза Беларуси и России в двухпалатный Парламент Союза.
А члены ПКБ, исходя из программных заявлений, свою историческую миссию видят в необходимости "защищать трудящихся, Советскую власть и построить социализм".
В.Чикин указывает еще на несколько различий в программах партий:
"Во-первых, мы придерживаемся той точки зрения, что собственность должна оставаться чисто государственной. А в ПКБ склоняются к капитализму, построенному по либеральной модели.
Во-вторых, в ПКБ считают возможным для достижения целей использовать тактику сближения с БНФ, с другими правыми буржуазными партиями, а для нас это невозможно ни при каких обстоятельствах".
Возможны ли варианты объединения коммунистов двух партий? По суждениям их лидеров, высказанных в печати, это невозможно.
Хотя, как утверждает В.Чикин, "мы политическая сила, с которой сегодня вынуждены считаться наши оппоненты", В.Новиков, называя КПБ "партией власти", "придворной", полагает, "что объединение с такой партией принесет только вред".
Празднования 150-летия "Манифеста Коммунистической Партии" и 100-летия I съезда РСДРП в марте 1998 года еще раз продемонстрировали, что белорусским политикам еще далеко до нормального диалога. Идейные наследники РСДРП так и не сумели договориться о совместном праздновании общего "дня рождения".
Следует отметить, что одна из самых популярных два года назад левых партий
— Аграрная — медленно движется в политическое небытие. Политисполком
Аграрной партии в конце марта текущего года заявил о непринятии позиций
бывшего своего руководителя С.Шарецкого и высказался за лишение его
полномочий представительствовать в каких-либо структурах от имени партии.
Не подает признаков жизни и оставшаяся без лидера Белорусская
социалистическая партия. После назначения В.Кузнецова послом в Китай партия
практически бездействует.
Поэтому, анализируя состояние дел на "левом фланге", правомерен вывод, что
партиям "левой" ориентации далеко еще до реализации пожелания, высказанного
Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко в октябре 1997 года на 34
съезде КПБ, о том, чтобы "левое движение в республике было сформировано как
единое мощное движение, с которым бы считались"
Что касается политических сил, претендующих на место в "центре" политического спектра, то здесь налицо процесс раздробления, "разброда и шатаний".
В рядах социал-демократов давно нет единства.
Образованный в мае 1995 года "Социал-демократический союз" (СДС) на базе
ПНС, БСДГ и партии ВЕС, не просуществовал и года. В итоге одна из трех
входивших в него партий исчезла с политической арены, а на месте двух
других появились по меньшей мере три новые, каждая из которых сейчас
объективно слабее, чем были БСДГ и ПНС до объединения.
В июне 1996 года в результате раскола часть членов Белорусской социал-
демократической Громады (БСДГ) во главе с Н.Статкевичем объединилась с
активно поддерживающей Президента Республики Беларусь Партией народного
согласия (ПНС). В январе 1997 года по просьбе Статкевича Минюст
ликвидировал БСДГ и зарегистрировал Белорусскую социал-демократическую
партию "Народная Громада" (БСДП-НГ), в состав которой вошли и известные в
республике политики: М.Гриб и Г.Таразевич. По мнению значительной части
руководства БСДГ, достаточных юридических оснований для ликвидации партии
не было, поэтому они образовали в марте 1997 года оргкомитет по возрождению
БСДГ, председателем которого был избран С.Шушкевич. В настоящее время в
Министерство юстиции поданы документы для регистрации партии "Белорусская
социал-демократическая Громада".
Лидер ПНС Л.Сечко, заявив о выходе из "Социал-демократического союза", зарегистрировал в мае 1997 года новую партию под названием "Социал- демократическая партия народного согласия (ПНС).
В СМИ активно обсуждались дела белорусских социал-демократов, их споры за
"первородство", причины раскольнической деятельности их отдельных лидеров.
Секретарь ЦК "Народнай Громады" М.Гриб, считая нецелесообразным образование
еще одной партии социал-демократического направления, сожалеет, что
"С.Шушкевiч з прычыны свайго амбiцыйнага характару, расколвае беларускую
сацыял-дэмакратыю i тым самым фактычна садзейнiчае iнтарэсам кiруючай
наменклатуры" С.Шушкевич убежден, что "социал-демократическое движение в
Беларуси предельно ослаблено альянсами руководителей БСДГ с
пропрезидентскими антидемократами типа Сечки, Долголева, Пашкевича и их
марионеточными организациями"
Несмотря на существующие разногласия среди социал-демократов, проявляет наибольшую активность лидер партии "Народная Громада" Н.Статкевич.
С.Шушкевич окрестил Н.Статкевича "горе-руководителем". Однако последний
неустанно рождает очередные "нестандартные" идеи объединения
демократических сил не только в республике, но и в масштабе стран СНГ.
Известны его попытки создания антикризисного комитета, который провел
только одно заседание, политического блока "Социал-демократический союз"
вместе с Белорусской партией труда, который распался. Поэтому очередные
"идеи" Н.Статкевича воспринимаются политиками из других партий не без
иронии.
К центристским демократическим партиям, согласно их программных документов,
относится Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с
С.Гайдукевичем. Надо признать, что ни одна партия в республике не имеет
столько печатных изданий (две республиканские газеты: "Республиканские
ведомости. Правда Гайдукевича" и "Либеральная газета", а также три
региональные).
В 1996 году создан Либерально-демократический белорусский союз молодежи, а в 1997 году зарегистрированы Женская Либеральная ассоциация и Либерально- демократическое женское правозащитное движение.
По словам председателя партии С.Гайдукевича, "либеральные демократы медленно, но верно превращаются в серьезную политическую силу".
Хотя, судя по публикациям в прессе (а преобладают скандальные материалы о
криминальном прошлом белорусских либерал-демократов и заграничных "вояжах"
ее лидеров), активных действий партия не предпринимает. Да и газета "Правда
Гайдукевича" в последнее время выходит крайне нерегулярно.
В отличие от "левых" и "центра", "правые" партии и движения оказались более
"рачительными" хозяевами.
Во-первых, они прагматично использовали свой временный союз с отдельными представителями левых сил: Партией коммунистов Белорусской и Аграрной партией.
Во-вторых, БНФ всерьез занялся организационной работой и в начале осени
1997 года инициировал создание своих собственных молодежной организации и
женского движения.