Формирование многопартийности в Республике Беларусь
p>Однако в руководстве БНФ уже давно нет единства по вопросу о тактике деятельности. Это продемонстрировал очередной съезд БНФ, который состоялся в июне 1997 года.

Руководство БНФ раскололось на две группировки: "позняковцев" и
"внутрипартийную оппозицию" во главе с Ю.Ходыко. Следствием их противостояния стал процесс потери управляемости организацией, который низвел партию БНФ до уровня карликовых партий.

В СМИ было опубликовано немало материалов о "междоусобных разборках" и
"банальных интригах" за лидерство внутри БНФ, а также их принципиальных разногласиях с лидерами партий, входящих в "объединенную оппозицию", в частности, ОГП.

З.Позняк, уловив тенденцию падения авторитета БНФ, некогда влиятельной оппозиционной силы, и объективно оценивая развитие событий в республике, в письме из эмиграции руководству БНФ отметил, что в последнее время в среде белорусской оппозиции наблюдается "паралич сил".

"Ситуация обретает черты политического болота и никуда не движется. Еще полгода такого паралича — и Белорусский народный фронт как серьезная оппозиционная сила перестанет существовать и будет вытеснен на периферию общественной жизни"

Спасая сложившееся положение, руководство БНФ выработало новую политическую линию, предложив развить "мирное белорусское освободительное движение", состоящее из пяти стратегических направлений деятельности. Главные из них: акции по сбору подписей за отставку президента и получения гражданства
Белорусской Народной Республики (БНР).

Проведение этих акций изначально обречено на провал, так как они не только нежизненны и нереальны, но и свидетельствуют о глубоком кризисе в рядах оппозиционной партии Белорусского Народного Фронта.

Подтверждают этот вывод и материалы многочисленных социологических исследований.

По результатам мониторинга, проведенного в декабре 1997 года, 55 процентов опрошенных заявили о своем доверии институту президентства, который полностью отождествляется с личностью А.Лукашенко.

Высокий рейтинг Президента А.Лукашенко, который с осени 1994 года держится на уровне 50 процентов — бесспорный социологический факт.

При этом следует отметить, что белорусское общество является достаточно стабильным. Подавляющее большинство населения сохраняет верность консервативным традициям в отношении к власти и экстремальные формы противостояния официальной политике (массовое неповиновение) находят отклик лишь у 5 процентов населения.

Поэтому планы оппозиции на массовые выступления в перспективе представляются безосновательными.

Политические игры, затеянные вокруг "наследства БНР", а также предложения стать гражданами нового государства, в котором Рада БНР объявит досрочные выборы в парламент и ликвидирует институт президентства, не имеют под собой никаких правомочных оснований.

Особую роль среди оппозиционных партий занимает Объединенная гражданская партия (ОГП), которая образовалась в 1995 году в результате объединения
Объединенной демократической и Гражданской партий. Программа и Устав партии определяют ее как политическую партию либерально-консервативной направленности. ОГП можно назвать кадровой партией, в ее составе много известных белорусских политиков, она достигла определенных популистских успехов.

В канун годовщины со дня проведения ноябрьского 1996 года референдума, лидеры ОГП в союзе с депутатами бывшего Верховного Совета тринадцатого созыва, состоящими в других партиях, инициировали проведение процедуры импичмента Президента, завершить которую у них не было юридических оснований.

10 ноября 1997 года было объявлено о создании новой гражданской инициативы
— "Хартии—97", основной целью которой ее инициаторы считают восстановление
Конституции 1994 года, а главным средством для достижения этой цели — создание эффективной системы коллективной защиты прав и свобод каждого гражданина.

Надо признать, что большие надежды, возлагаемые лидерами ОГП на "Хартию-97" не вполне оправдываются. В результате оперативного социологического исследования в декабре 1997 года на вопрос: "Знаете ли Вы о существовании такой общественной инициативы, как "Хартия-97"?" — в целом по республике

71,4 процента опрошенных ответили отрицательно.

В феврале текущего года созданный по решению собрания депутатов бывшего
Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва Национальный исполнительный комитет (НИК) во главе с Г.Карпенко заявил о себе, выступив с предложением "взять ответственность за судьбу страны на себя" и представив Концепцию и основные направления экономических реформ в
Беларуси, которые были опубликованы в газете "Народная воля" 19 февраля
1997 года.

На ближайшую перспективу ОГП, являясь стержнем оппозиционных партий, одной из важнейших задач оппозиции видит в усиленной подготовке к президентским выборам, которые, как считает Политсовет партии, должны состояться в 1999 году.

В принятом заявлении ОГП обратилась ко всем демократическим партиям и общественным объединениям республики, выступающим за восстановление в стране конституционной законности, с предложением о согласовании единой кандидатуры от демократических сил на выборы Президента Республики Беларусь и создании объединенного штаба по их подготовке.

Но, как известно по материалам СМИ, инициативу ОГП не поддерживает руководство партии БНФ, которое выступает против выборов по действующей
Конституции.

Член ОГП А.Лебедько, призвавший недавно оппозицию сделать "пять шагов к единому кандидату", по сути, констатировал, что пока такого лидера нет.

К тому же руководители оппозиционных партий по причине личных амбиций с трудом идут на компромисс.

Как отмечал секретарь ПКБ В.Новиков, "практически любой лидер, даже самой мелкой партии, хочет стать президентом. И не ниже ("БДГ", 20.11.97 г.).

Поэтому перспектива объединения оппозиционных партий в единый политический блок, а также выдвижение единой согласованной кандидатуры на пост
Президента были трудноразрешимыми.

Так, могли ли рассчитывать на успех нынешние демократические партии?

Социологи прогнозировали, что у демократов шансов мало.

По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально- экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в декабре 1997 года, за кандидатов БНФ стали бы голосовать лишь 13,5 процента, а за ОГП — 6,1 процента избирателей. Такой же результат ожидает и их лидеров: на президентских выборах за Позняка стали бы голосовать только 7,4 процента противников Лукашенко, за Карпенко — 5,1 процента, за Гончара и Шушкевича — по 4,2 процента (остальные лидеры набирают еще меньше).

Для сравнения: за А.Лукашенко на новых президентских выборах готовы голосовать 45,4 процента респондентов.

По результатам социологических рейтингов последних двух лет в числе наиболее влиятельных политических партий и Белорусская партия женщин
"Надзея". Это, пожалуй, одна из немногих партий, среди руководства которой отсутствуют амбиции и борьба за лидерство. Популярности этой партии способствуют и более 20 женских организаций, действующих в республике.
Несмотря на различную политическую ориентацию, они сотрудничают, разрабатывают общие программы и участвуют в совместных акциях. И это вселяет оптимизм и вызывает доверие у населения.


2.3. Партии и законодательство

Законодательство каждой страны по-своему регулирует (или нет) правовой статус партий.

В одних странах порядок образования партий вообще не урегулирован правом.
Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В других странах законодательство не требует формальной регистрации партии в каком-либо государственном органе, однако организация приобретает статус партии лишь при представлении в компетентные органы строго определенных документов: программы, устава или манифеста. В третьих странах, к числу которых относится и Республика Беларусь, правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация партий, после чего они приобретают статус юридического лица.

Для того чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции, законодательство наделяет их достаточно широкими правами и полномочиями. В большинстве стран за ними закреплено право выдвижения кандидатов на выборные государственные должности. Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закреплено право критики правительства и государственной администрации.

Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции), направлять своих представителей в государственные органы, формируемые парламентом. В ряде стран такие партии имеют доступ к государственным средствам массовой информации в период между выборами.

Еще одной стороной правовой регламентации деятельности партий является закрепление их организационной структуры. Почти во всех странах, где есть законы о партиях, подробно регулируются вопросы организационного строения партий, структуры, состава и взаимоотношений партийных органов. Партии имеют также право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, женских и других союзов и организаций.

В Беларуси все политические партии и общественные объединения регистрируются и работают на основании двух законов, принятых в октябре
1994 , — "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". В связи с принятием этих законов появилось четкое разграничение политических партий и общественных формирований, которые не вправе заниматься политической деятельностью.

Какие права политическим партиям гарантирует действующее в республике законодательство?

Политические партии, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь "О политических партиях", с момента регистрации имеют право пропагандировать свои идеи, цели и решения, образовывать свои печатные издания, проводить митинги и демонстрации, участвовать в подготовке и проведении выборов, выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные блоки.

Министерство юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политических партий и общественных движений, а также осуществляет контроль за соблюдением ими действующего в республике законодательства.

В начале 1998 года работники министерства завершили очередную проверку соответствия деятельности зарегистрированных в республике партий их уставным документам.

Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов, использовав право выдвижения своих кандидатов, практически перестали существовать. Некоторые из них не имеют ни одной взятой на учет региональной партийной организации (хотя это одно из требований устава партии). Мало того, что есть партии, которые никак себя не проявляют в общественно-политической жизни республики, но и не проводят обязательных внутрипартийных мероприятий, что также противоречит уставам партий.

Это говорит о том, что некоторые партии стали "партиями-фантомами".

Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным Судом о закрытии тех партий, которые существуют только на бумаге, неоднократно в течение года направляло им предупреждения о необходимости предоставления информации о количественном составе партий и их организационных структурах.

На развитие партийной системы (учитывая, что большинство партий считаются партиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличие демократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы и определены права и полномочия партий и общественных объединений в период избирательной кампании.

Существует мнение (оно было озвучено в прессе лидерами некоторых оппозиционных партий), что на всем постсоветском пространстве избирательная система в Беларуси остается самой "консервативной". С этим нельзя согласиться.

В республике действует мажоритарная избирательная система, которая предусматривает избрание членов парламента в избирательных округах. Но остается спорным вопрос, какая же избирательная система более демократичная: мажоритарная, пропорциональная или смешанная (мажоритарно- пропорциональная)?

Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л.Ермошина считает, что мажоритарная избирательная система более справедлива и особенно эффективна в условиях преобладания "карликовых партий", так как она наиболее полно отражает картину политических пристрастий избирателей.

Нельзя согласиться и с мнением, что мажоритарная избирательная система не представляет возможности для партийной работы, ущемляет права партий.

Следует отметить, что мажоритарная система, действующая в западных странах
— США, Англии, Франции и ряде других, как свидетельствует их опыт, не мешает ни демократии, ни работе партий.

Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских государствах позволяют сделать некоторые выводы о недостатках используемой мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

Во-первых, голосование по партийным спискам позволяет попасть в парламент людям, которые зачастую не выдержали бы личной конкуренции. Ведь, голосуя по партийным спискам, избиратели все же ориентируются на конкретные персоналии лидеров, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам, депутатами могут стать совершенно другие люди, причем эти депутаты не будут нести перед избирателями никакой ответственности, так как они не были избраны в конкретном избирательном округе.

Во-вторых, выборы по партийным спискам имеют одну специфическую особенность: состав парламента не в полной мере отражает настроения общественного мнения, поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших партии и движения, которые не преодолели избирательный барьер. Например, по итогам парламентских выборов в Молдавии из 15 политических партий и блоков в парламент прошли только четыре, а в Верховную Раду Украины из 30 партий и объединений — только восемь.

В последнее время в России раздаются голоса, в том числе и в президентском окружении, об отмене выборов по партийным спискам и за проведение выборов по мажоритарной системе.

Заключение
Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных политических партий во многих странах занял несколько лет.

Примерно такой же путь к многопартийности, видимо, предстоит пройти и
Беларуси.

Следует отметить, что лишь немногие из ныне действующих в Беларуси политических образований смогут получить заметную поддержку у избирателей и тем самым доказать, что они действительно являются подлинными политическими партиями, за которыми стоят реальные социальные силы.

Однако, учитывая тот факт, что политические партии все же являются необходимым элементом демократической политической системы и определенным связующим звеном между гражданином и государством, представляется весьма актуальным участие всех ветвей власти в налаживании диалога с представителями широкого спектра политических сил республики.

Это позволит повысить ответственность политических партий за состояние дел в государстве, поможет достижению согласия по многим проблемным вопросам.

Литература:

1. "Российская газета", 24.02.98 г.

2. "7 дней", 29.11.97 г.


3. "Свободные новости", № 11, 20—27.03.98 г.


4. "Мы и время", № 32—33, октябрь 1997 г.


5. "Свабода", 05.09.97 г.


6. "Свободные новости", 5—12.09.97 г.

7. "БДГ", 19.02.98 г.

Оглавление

1. Что такое политическая партия

2.1. Формирование партийной системы в Беларуси

2.2. Состав партий

2.3. Партии и законодательство

Заключение



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты