Генезис федерализма
  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; и ряд других прав.

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными.
       Итак, рассмотренный Федеральный закон отказался от более радикальной позиции, в соответствии с которой национально-культурная автономия должна быть формой национально-территориального самоуправления национальностей и национальных меньшинств. Такая экстерриториальная форма национально-культурной автономии наряду с несомненными достоинствами имеет и ряд недостатков:

  • некоторые лидеры этнонациональной государственности усматривают в ней попытку демонтажа национальной государственности со стороны федерального центра;
  • недостаточная психологическая подготовленность русских и титульных наций в республиках способствовать реализации названных выше прав национально-культурной автономии других народов;
  • и, пожалуй, самое главное - отсутствие в стране достаточных материально-финансовых ресурсов для сколь-нибудь полной реализации в ближайшей перспективе заложенного в законе потенциала.

Думается также, что законодателю следовало бы пойти на предоставление национально-культурным автономиям права законодательной инициативы и возможности участия в выборах и представительства в органах власти на местном уровне. Ибо большинство этнических конфликтов возникает на местном уровне, в повседневной жизни людей, и поэтому зачастую именно местные власти оказываются более эффективными в урегулировании и предотвращении этих конфликтов, чем региональные и федеральные власти.
         Националистическо-дезинтегралистские концепции. При всем внешнем разнообразии их объединяет примат национально-этнического (нередко в сочетании с конфессиональным) над общественным и общегосударственным. Концепции этнического национализма стремятся подчинить интересы отдельного человека неким "высшим" интересам, "интересам нации". Толкование и выражение последних обычно стремятся узурпировать этнократические элиты и криминальные структуры. Для них этатизация межнациональных отношений есть способ установления неограниченного контроля над нацией (этнокультурной группой как в случае с казаками) в корыстных целях.
   Федеральные концепции национальной политики. Угроза дезинтеграции России после распада Советского Союза побудила Совет Национальностей Верховного Совета РСФСР утвердить уже в 1992 году по существу первую федеральную концепцию национальной политики. С тех пор были предложены различные варианты такой концепции как государственными органами (прежде всего бывшим Министерством РФ по делам национальностей и региональной политике, а недавно Правительством РФ), так и различными научными коллективами, движением "Сенежский форум". Некоторые элементы общегосударственной концепции национальной политики содержатся и в посланиях Президента РФ. И, наконец, указом Президента РФ ?909 от 15 июня 2001 года утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации". Рассмотрим основные положения данных федеральных концепций.
       Необходимо обратить внимание, прежде всего, на название утвержденной вышеупомянутым Указом Президента РФ концепции. Речь теперь идет именно о "государственной" национальной политики, и не "в" Российской Федерации, а Российской Федерации. Тем самым существенно уточняется и ограничивается объем и характер национальной политики, которую официально сформулировали и намерены проводить в жизнь федеральные органы государства. При этом сама эта концепция понимается как "система современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений". Таким образом, данная концепция призвана стать ориентиром для деятельности как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов Федерации.
        Под национальной политикой в этих концепциях понимается система мер, направленных на создание условий для полноправного социально-экономического и национально-культурного развития всех народов России, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью. Национальная политика должна строиться на основе определенных принципов, тщательного и своевременного отражения всего многообразия интересов народов России, их согласования друг с другом, а также с общенациональными интересами.
      Под принципами национальной политики понимаются основополагающие идеи, нормы и приоритеты на всех уровнях ее формирования и реализации. Эти принципы основываются на соответствующих положениях Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права. Ведущими принципами национальной политики в РФ являются:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от его расы, национальности, происхождения, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • право каждого гражданина определять свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
  • содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;
  • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
  • запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды;
  • защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах в сохранении и развитии родного языка, образования, культурных и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Названные принципы образуют фундамент национальной политики Российской Федерации, ее целей и задач. Однако этот фундамент окажется только тогда прочным, когда он будет возведен на почве "нового (сбалансированного) федерализма". Такой федерализм должен сочетать в себе единую, но не единообразную, и гибкую правовую систему с иерархической соподчиненностью федеративных конституции, законов и конституций, уставов и законов субъектов федерации; единые стандарты прав и свобод граждан; широчайшее местное самоуправление с национально-культурной автономией для всех проживающих на территории страны этносов и этнических групп; сосуществование общенациональной системы ценностей и приоритетов с плюрализмом этнических, конфессиональных, групповых и региональных культурных и социально-политических ценностей, традиций и предпочтений.
       Ключевым фактором, который может обеспечить единство страны и решение основных и наиболее конфликтогенных национальных проблем в условиях федеративного устройства, является обеспечение равных условий жизни граждан вне зависимости от места их проживания, относительно равного распределения по регионам общероссийских стандартов качества жизни. Это может быть достигнуто с помощью:

  • экономического стимулирования федеральной властью совместно с органами власти соответствующих субъектов Федерации рационального размещения производительных сил по территории России;
  • осуществления политики, направленной на более активное перемещение граждан по территории РФ;
  • рассредоточения центральных федеральных органов государственной власти (государственных учреждений) по территории России;
  • развития системы местного самоуправления.

Российский федерализм в его современном виде не способен предотвратить дальнейшее обострение национальных конфликтов и угрозы попыток решить насильственным путем эти проблемы.















































Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федерация, как говорилось уже выше, - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико - правовой самостоятельностью.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 88.

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты