Географическое положение и безопасность России

Россия двурасовая страна;

В стране проживает свыше 150 этносов и этнических групп;

Государственное устройство по национально-территориальному признаку поражает ряд проблем, прежде всего пробуждение самосознания этносов с их вариантами построения территориального государства;

Проблемы соотечественников за рубежом.

Для России характерны особенности конфессионального характера.

Россия – страна, в которой широко распространены три мировых религии (христианство, ислам и буддизм); имеется множество различных религиозных объединений (сект). Отличительная особенность России состоит в поликонфессиональности при этническом многообразии. [2, с.99]

Важнейшей особенностью, характеризующей геополитическое положение России, является наличие территориальных проблем. Существуют разногласия по таким территориям как:

Курильские острова – Япония высказывает претензии на владение этими островами;

Приамурские и уссурийские земли оспаривает Китай;

Крым рассматривается рядом отечественных политиков как территория России;

Часть земель Псковской области, на которые претендует Латвия и др.

К геополитическим особенностям России следует отнести ландшафт и климатические условия.

Таким образом, особенности геополитического положения России детерминированы такими, в частности, факторами как: природно-географический императив; экономические, демографические, экологические особенности; территориальные, этнические и конфессиональные противоречия как внутри страны, так и между государствами ближнего зарубежья и их ближайшими соседями. [2, с.100]


2. Внешние геополитические поля


Распределим геополитические интересы и проблемы:

Первое поле – новое зарубежье, в котором условно выделены сектора:

Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических русских, особенно в Эстонии и Латвии. Эти государства опасаются, что их русское население может сыграть на каком-то этапе роль «пятой колонны», а так же возможной ассимиляции национального населения русскими. Все три страны стремятся к вступлению в НАТО, что им обещает эта организация в первом пятилетии XXΙ в.

Белоруссия. С ней образовано Союзное государство России и Белоруссии, которое идеологически поддерживают российские коммунисты. Однако многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике или постоянно откладываются на будущее.

В Западном Черноморском секторе главные спорные вопросы:

Кому должен принадлежать Крымский полуостров? [3, с.225]

Кто будет доминировать на Черном море?

Каков будет статус Приднестровья?

Каков будет статус Севастополя, и какова участь российской части Черноморского флота?

Как изменились отношения России с Украиной при условии сближения последней с НАТО? [3, с.226]

В Кавказском секторе можно выделить две главные и взаимосвязанные проблемы. Останутся ли северокавказские автономии, особенно из-за войны в Чечне, в составе России? Какую роль играют новые кавказские государства вместе взятые и порознь (православная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Армения) в геополитической стратегии России?

В Средней Азии и Казахстане (с 1993 г. здесь существует сообщество республик Центральной Азии), как и на Кавказе, растет национальное самосознание в самых разных формах. Регион после перестройки был охвачен острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударственного характера, проявляемые часто как приграничные столкновения, потому что оппозиция, а также террористы и наркодельцы «квартируют» в Афганистане – стране, где два десятилетия идет война, начавшаяся с экспансии СССР в 1989 г. [3, с.227]

Второе поле включает государства дальнего зарубежья.

Арктический сектор.

К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Здесь имеются неразрешенные проблемы. Россия и Норвегия оспаривают несколько десятков тысяч кв. км в Баренцевом море, потенциально богатых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти – равные запасам Тимано-Печорского месторождения. [3, с.228]

В Центрально – Восточной Европе Россия потерпела наибольший геополитический и геоэкономический урон. На всем протяжении истории государства Центрально – Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого баланса европейских сил. Сейчас же за счет стран Центрально – Восточной Европы происходит расширение НАТО.

Китай. С этой страной Россия имеет одну из наиболее протяженных границ (около 4200 км). Некоторые полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока. Разрыв демографического потенциала между двумя государствами – на порядок: в 2000 г. В России насчитывалось 145 млн. человек, а в Китае около 1,3 млрд. [3, с.229]

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов, на присоединение которых к своей территории претендует Япония. Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Кульской гряды в 1875г. – остальные Кульские острова в обмен на право полностью владеть островом Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.

Российско-американские отношения – это обширная тема с множеством не исследуемых аспектов. Оказались неоправданными ожидания с российской стороны американской помощи для укрепления рыночной системы и демократии в России. В геополитическом плане всеми своими действиями США последовательно действует в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы. США и Запад ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. [3, с.231]

Европейский союз.

На первый взгляд, Европейский Союз установил для России значительные торговые льготы: около 80% российского экспорта вводятся беспошлинно, еще 10% попадает под Общую систему преференции. Средневзвешенный тариф Европейского Союза в отношении России не превышает 1%, тогда как в России этот показатель остается на уровне 16-18%. В действительности же, рынок Европейского Союза широко открыт для экспорта топливно-сырьевых товаров из России, а меры по «индустриализации» российского экспорта продолжают наталкиваться на дискриминационные ограничения.

Геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулировать геополитическим кодом, соответствующего реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны. [3, с.233]


3. Глобальные и региональные геополитические интересы


Применительно к Росси необходимо, во-первых, утверждать неразрывную связь глобальных и региональных интересов и, во-вторых, увязывать их в единое целое с национально-государственными интересами. Сам по себе интерес как социальное явление выражает мотивы, помыслы и идеи индивидуумов и различных социальных общностей (групп, классов, наций). Известно, что интересы различаются по определенным основаниям:

По степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

По сфере направленности (экономические, социальные, политические, духовные);

По характеру субъекта действия (национальные, государственные, партийные);

По степени осознанности (действующие стихийно или на основе заранее разработанной программы);

По возможности их осуществления (реальные или мнимые);

По отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные, приспособительные).[7, с.67]

Данная классификация вполне применима к пониманию того, как соотносятся геополитические, национальные и государственные интересы. Национальные интересы определяют содержание, а государственные – форму реализации международных отношений. Эти интересы являются главным движущим фактором геополитической деятельности государств в той мере, в какой они затрагивают суверенитет, территориальную целостность, социокультурную динамику общественного развития и т.д. Иначе говоря, национально-государственные интересы формируются и реализуются в соответствии с геополитическими параметрами государства, входящего в какую-либо геоцивилизацию или представляющего самостоятельную цивилизацию. Последнее относится именно к России, которую с полным основанием можно рассматривать как единую цивилизацию (для уточнения: во-первых, можно встретить утверждения о Японии как государстве-геоцивилизации; во-вторых, Россию по ряду оснований относят к православной цивилизации).

Еще раз подчеркну: среди современных геоцивилизаций только Россия по всем геополитическим и геоэкономическим параметрам предстает как единое государство и единая геоцивилизация. Поэтому и глобальные, и региональные геополитические интересы России как геоцивилизации получают конкретное международно-правовое выражение в национально-государственных интересах России как великой державы. В свою очередь, глобальные геополитические интересы России преследуют цель сохранения ее как геоцивилизации, а региональные геополитические интересы выражают интересы этносов как социальных общностей и преследуют цель сохранения в целостности регионов и государства в целом в качестве субъекта международного права. [8, с.27]



4. Геополитика Российской империи


Существует пять геополитических принципов в которых фиксируются факторы, влияющие на «расширение, сжатие или стабильность государственных границ в течении длительных периодов времени». Эти принципы касаются главным образом способности государства к ведению войн и контролю над своим населением.

Преимущество в размерах и ресурсах. «При прочих равных условиях в войнах побеждают крупные и богатые ресурсами государства; поэтому они расширяются, тогда как более мелкие и бедные - сжимаются».

Преимущество в расположении. «Государства, граничащие с мощными в военном плане странам на меньшем количестве направлений, т.е. ‘окраинные’, находятся в выигрышном положении по сравнению с государствами, имеющими могущественных соседей на большем количестве направлений, т.е. с ‘сердцевидными’».

Фрагментация сердцевидных государств. «Сердцевидные территории, сталкивающиеся с противниками на нескольких фронтах, в долгосрочной перспективе имеют тенденцию дробиться на все возрастающее число мелких государств».

Решающие войны и переломные моменты. По мере того как окраинные государства (с немногими мощными в военном отношении соседями) захватывают и инкорпорируют в себя распадающиеся сердцевидные страны, они уничтожают буферные зоны и в конечном счете вступают в конфликт с другими окраинными государствами. В такой переломный момент либо одно из окраинных государств добивается преимущества в решающей войне и устанавливает «мировую» империю, либо возникает путовая ситуация. В последнем случае взаимное истощение таких государств обычно ведет к ослаблению их влияния на зависимые от них страны, и «геополитическая система начинается снова дробиться».

Чрезмерное расширение и дезинтеграция. Даже «мировые» империи могут подвергнуться «ослаблению и длительному упадку», если достигнуть чрезмерного, с военной точки зрения, расширения. Чрезмерность расширения иногда обуславливается экономическими причинами, т.е. высокими «транспортными расходами на ведение военных действий в слишком сильном отдалении от надежных источников обеспечения». Но она может иметь и политические причины, описываемые ученым как «напряжения, связанные с поддержанием лояльности населения, проживающего более чем через одну этническую границу от этнического ядра метрополии, и боевого духа расположенных там войск». [4, с.85]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты